Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 1-2 (169-170) /Январь-Февраль 2015/ МИССИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУРЫ «УТРО»
10.04.2016

Несмотря на развитие современных репродуктивных технологий, рождение ребенка продолжает оставаться одним из самых чудесных и наипрекраснейших таинств великого Божьего промысла, о котором в Священном Коране говорится: «Мы сотворили вас из праха, потом — из семени, потом — из сгустка крови, потом — из сформировавшегося и несформировавшегося куска плоти, дабы разъяснить вам. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелости» (Св. Коран, 22: 5).

Не меньшим чудом является и процесс формирования у человека сознания как высшей, свойственной только людям функции мозга, которое как раз и определяет упомянутую в кораническом аяте зрелость. Интересно отметить, что даже сторонники клонирования человека говорят лишь о возможности воспроизводства только копии генотипа, тогда как сознание клона все равно будет единственно уникальным.

Предопределенные Творцом место и время рождения, физическое состояние и окружающая среда, воспитание родителей и общества, а также другие многочисленные факторы и события в жизни ребенка формируют его индивидуальную и неповторимую личность, призванную Господом реализовать данные Им возможности и исполнить свою миссию на этой земле. У каждого человека своя миссия — у кого-то, как, например, у Божьих посланников, она настолько огромна и велика, что охватывает многие народы и поколения, у кого-то же она менее масштабна, но при этом так же важна на своем уровне, как, например, воспитание ребенка, посадка деревьев или уборка мусора. Эффективно использовать Богоданные возможности, осознать и достойно исполнить свою миссию на этой земле — в этом и заключается смысл мирской жизни по-настоящему верующего человека, убежденного в существовании вечности и истинности предшествующего ее наступлению великого Божьего суда.

«Благословен Тот, Кому принадлежит абсолютная власть, Кто всецело Всемогущ, Кто сотворил смерть и жизнь, дабы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67: 1–2).

Смерть — это еще одно таинство великого Божьего промысла, находящееся за гранью естественнонаучного человеческого познания. Однако ее очевидность, неотвратимость и частая внезапность будоражат умы потомков Адама. В отличие от фантазеров и любителей ужасов призыв к размышлению о смерти, содержащийся в Священных Писаниях, высказываниях пророков, праведников и мудрецов, вовсе не насаждает страх, а, напротив, пропагандирует ценность жизни и призывает задуматься о ее истинном смысле. Так, например, размышляя о смерти, один из самых известных мировых писателей, выдающийся русский мыслитель Л. Н. Толстой писал: «Если бы думали о ней, видели бы, что она неизбежна. Тогда смысл жизни другой становился бы, не жили бы одной телесной жизнью, которая кончается. Искали бы другого смысла, который со смертью не кончается. Жили бы нравственно».

Две великие тайны — рождение и смерть — точки начала и конца, содержащие внутри себя уникальный отрезок земной жизни каждого отдельного человека. Именно эти два важнейших события, разделенные между собой самыми прекрасными в истории человечества шестьюдесятью тремя годами, по мнению большинства мусульманских ученых, пришлись в жизни заключительного Божьего Посланника — пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) — на 12 число месяца раби уль-авваль, в котором мы сегодня прибываем. Безусловно, что такое удивительное совпадение не случайно и призывает нас вспомнить о различных сторонах жизни «ниспосланного милостью ко всем мирам и народам» человека, наипрекраснейшим и самым совершенным образом исполнившим свою земную миссию по донесению заключительного Божьего Откровения человечеству.

Несомненно, что Священный Коран — это полноценное и вселенское послание, обращенное к каждому человеку, однако адекватное понимание его смыслов возможно только через призму знания жизнеописания его передатчика. Неся важное назидание или устанавливая закон для всех последующих поколений верующих, многие аяты прямо или косвенно связаны с событиями жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Одними из них являются священные стихи многим из нас известной суры «Ад-Духа» — "Утро«, полностью посвященной заключительному Божьему Посланнику (мир ему и благословение Всевышнего).

Ее первые два аята-клятвы «Клянусь утром и ночью, когда она утихает» указывают на главный смысл миссии пророков — выведение людей из тьмы неверия и невежества, мрака беззакония и безнравственности к свету придающим смысл жизни веры и добродетели. Этим ярким солнцем, осветившим человечество светом коранической мудрости, согревшим его теплом своего милосердия, и был «ниспосланный милостью для всех миров и народов» пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).

Вместе с другими знаками истинности его пророчества подтверждением боговдохновенности проповеди Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) были и некоторые перерывы в ниспослании Божественных Откровений, несколько раз зафиксированных как в самом Писании, так и в священной истории. Хотя они и вызывали насмешки неуверовавших сородичей и служили причиной обеспокоенности самого Божьего Посланника (мир ему и благословение Всевышнего), такие примеры ясно дают понять, что Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) явно говорил не от себя и несмотря ни на что ждал повеления от своего Господа.

Считается, что и сура «Ад-Духа» была ниспослана после пятнадцатидневного перерыва, во время которого мекканские язычники язвительно хохотали: «Мухаммада покинул его Господь и возненавидел». Но Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) не поддавался на сатанинские провокации и не вступал в конфликт с провокаторами, терпеливо ожидая новых Откровений Создателя, Который уже совсем скоро возгласил:

«Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел» (Св. Коран, 93: 3).

Очень часто жизненные трудности и испытания, несправедливость и насмешки окружающих пытаются сломить дух человека, призывая его перешагнуть через Божественные заповеди или даже отказаться от веры. Однако верующий человек не должен поддаваться на подобные сатанинские провокации, помня, что вера и добродетель всегда будут иметь успех и обязательно получат свое вознаграждение в будущем, как в этом мире, так и в вечности.

«Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее. Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь доволен» (Св. Коран, 93: 4–5).

Хотя Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) за свое великое терпение и превосходное исполнение своей пророческой миссии был удостоен Всевышним многих даров и милостей уже в этой мирской обители, особенно во втором, мединском периоде своей жизни, он всегда оставался равнодушен к материальным ценностям.

Абдуллах Ибн Масуд рассказывал, что как-то застал Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) лежащим на плетеной циновке, чей рисунок отпечатался у него на боку. Когда он проснулся, сподвижник стал растирать ему бок и сказал: «Посланник Аллаха, позволь, я постелю тебе что-нибудь на циновку». Пророк же (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Что мне этот мир? Зачем мне этот мир? Я как путник, посидел в тени дерева, затем встал и двинулся дальше».

Не мирские услады и даже не райские дары, а только лишь спасение своих последователей доставит довольство великому Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), который, комментируя этот аят, говорил: «А разве смогу я быть доволен, если хоть один из моей общины окажется в адском огне».

В следующих трех аятах этой суры перечисляются великие испытания, через которые Создатель провел своего Любимца, и дарованные ему после их успешного прохождения столь же великие милости.

«Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем? Он нашел тебя бедным и обогатил?» (Св. Коран, 93: 6–8).

Как известно, будущий Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) еще до своего рождения лишился отца, в шестилетнем возрасте потерял мать, а в восьмилетнем — опекающего его деда Абдульмутталиба, оставшись на попечении своего любящего дяди Абу Талиба. С одной стороны, Господь никогда не оставлял Своего Избранника без внимания, а с другой — сделав его круглой сиротой, воспитал в нем чувство особого сострадания ко всем обездоленным и нуждающимся, заповедуя это и своим последователям.

Своей кристальной честностью даже в таком искусительном виде деятельности, как торговля, он зарекомендовал себя как самый надежный человек своего общества, получив соответствующее этому эпитету уважительное прозвище «Аль-Амин». Это качество не только открыло перед ним материальные возможности, связанные, в том числе, и с женитьбой на Хадидже, но и стало причиной принятия его проповеди рядом мекканцев, которые на протяжении более сорока лет до начала пророчества никогда не замечали за ним лжи. Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) всегда заверял, что «богатство — не в изобилии того, что можно показать, настоящее богатство — это богатство души».

Также общеизвестно, что Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) никогда не был причастен к окружавшим его языческим верованиям сородичей, удаляясь от их культов и обрядов, он уединялся в поиске истины, размышляя об окружающем мире и смысле жизни. Именно в таком уеди­нении он и получил искомое им Божье руководство, получив первое Откровение заключительного Божьего послания человечеству и став Его последним Пророком.

Сделав его обладателем истины и высочайшего статуса Своего Избранника, даровав многочисленные земные и райские блага, Господь напутствует о принципиально важных и основополагающих заповедях религии:

«Не притесняй сироту и не гони просящего! И возвещай (благодари) о милости своего Господа!» (Св. Коран, 93: 9–11).

Помощь нуждающимся — один из важнейших постулатов ислама, предписание которого было установлено еще в самых первых Откровениях Корана и многократно повторялось на протяжении всего периода ниспослания. На это указывает и последний аят этой суры, содержащий в себе повеление о возвещении Божественных милостей, которое всеми комментаторами Корана однозначно понималось как проявление благодарности Создателю, заключающееся не в простых словах, а в благотворительности и раздаче милостыни.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Кто не благодарит за малое, тот не поблагодарит и за большое. Кто не благодарит людей, тот не благодарен и Аллаху. Говорить о милостях Аллаха — благодарность (шукр), а забывать о них — неблагодарность (куфр). Кто объединен — тому милость, а кто разделился — тому наказание».

Щедрость и доброта были постоянными спутниками воспитанного Господом заключительного Божьего Посланника (мир ему и благословение Всевышнего), который на протяжении всей своей жизни никогда не отказывал просящему как в духовной, так и в материальной помощи, призывая к этому и всех своих последователей.

Дорогие мои братья и сестры!

Хотя миссия каждого человека на этой земле, как это было отмечено в начале проповеди, сугубо индивидуальна, ее определение можно свести к общему знаменателю — использование дарованных тебе Господом возможностей мирской жизни ради довольства Создателя, помогая нуждающимся и обездоленным, делая этот мир добрее и лучше.

Именно в этом и заключалась великая миссия пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который весь свой земной путь, несмотря на все трудности, нес людям спасительное учение о единобожии и добродетели, проявляя его во всех поступках, всецело воплощая свой коранический эпитет — "рахматун лиль алямин" — "милость для всех миров".

Молим Создателя благословить заключительного Божьего Посланника, его семью и сподвижников, прося Всевышнего удостоить нас чести быть его настоящими последователями!

Ислам ЗАРИПОВ,

имам-хатыб Московской Соборной мечети,

кандидат исторических наук

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.