Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №2 (244) /Февраль 2016/ Дамир Мухетдинов: российское мусульманство — это особая социокультурная реальность
27.03.2016

Дамир Мухетдинов зачитывает приветствие муфтия Гайнутдина участникам VI Межрегионального форума мусульманской культуры «Мусульманский мир»

25 февраля 2016 года по поручению председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР) муфтия шейха Равиля Гайнутдина первый зампред ДУМ РФ Дамир Мухетдинов выступил с докладом на тему «Российское мусульманство: стратегия развития» на VI Межрегиональном форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир» в Перми. Предлагаем вашему вниманию доклад религиозного деятеля.

Уважаемые организаторы и участники VI форума мусульманской культуры «Мусульманский мир» в Перми!

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и себя лично приветствую наше собрание братским мусульманским приветствием — Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух — Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

В своем докладе я хотел бы более подробно поговорить о стратегии развития мусульманского сообщества в России. Эта стратегия продумывалась еще в XIX веке джадидами. Напомню, что великий Исмаил-бей Гаспринский написал в 1881 году статью «Русское мусульманство (суть джадидизма)», в которой призвал единоверцев более активно налаживать контакты с русскоязычным населением, чтобы повысить образовательный уровень. Джадиды понимали, что, во‑первых, необходима более тесная кооперация православных и мусульман для укрепления единой российской идентичности, а во‑вторых, мусульмане нуждаются в реформе системы образования, чтобы быть конкурентоспособными в условиях технологической гонки. Своеобразные попытки осмысления мусульманства в контексте Российского государства принадлежат и другим видным джадидам: Хусаину Фаизханову, Шихабутдину Марджани и Мусе Бигиеву.

К сожалению, их идеи не получили дальнейшего развития. После революции традиции мусульманского образования были прерваны. К тому же, идеологическая атмосфера делала невозможными размышления на эту тему. Полагаю, что сегодня имеет место гораздо более благоприятная ситуация: мы не только можем осмыслять российское мусульманство, но и обязаны это делать, если хотим предотвратить радикализацию уммы.

И дело тут вот в чем. Безусловно, распространение представления об исламе как о религии мира следует всячески поддерживать, однако сама по себе подобная пропаганда не способна предотвратить радикализацию. Мы можем сколько угодно говорить о мире, приводя одни аяты Корана и хадисы и трусливо закрывая глаза на другие, но такая пропаганда будет бесплодна, пока мы не будем способны объяснить, почему экстремистское прочтение первоисточников является ложным, и каковы правильные ответы на те вопросы, которые стоят перед горячо настроенной молодежью. Объяснение же такого типа, я убежден, невозможно без понимания более общей стратегии развития — стратегии осмысления того, что я вслед за джадидами называю российским мусульманством. Объяснять можно только тогда, когда мы понимаем, кто мы такие, каково наше место в современном обществе и куда мы идем.

Свои мысли по поводу заявленной темы я изложил в работе «Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации», которая вышла в прошлом году. По моему мнению, российское мусульманство — это особая социокультурная реальность, формировавшаяся на территории РФ на протяжении более чем тысячелетия и требующая осмысления, с одной стороны, как часть арабо-­­
мусульманской цивилизации, а с другой стороны, как часть евразийской цивилизации. Рефлексия над «российским мусульманством» призвана выработать стратегию совместного существования, которая учитывает современные тенденции и которая приемлема как для российских мусульман, так и для других российских граждан. На мой взгляд, российская умма тяготеет к антиглобализму, защите традиционных ценностей, традиционной поликультурности и умеренному консерватизму. Будучи особой социокультурной реальностью, она характеризуется следующими признаками: демократизмом, рациональностью, умеренностью, высоким социальным статусом женщины, ключевой ролью сердца как органа богопознания и др. Эти компоненты распространены и в других исламских культурах, но в российском мусульманстве они даны в уникальной пропорции. Вслед за Гаспринским, я полагаю, что в результате реализации правильной стратегии развития, учитывающей масштабные вызовы, российское мусульманство способно в будущем стать лидером мировой уммы.

Таково, в самых общих чертах, мое видение ситуации. Я сейчас не хотел бы подробно останавливаться на этом — каждый может самостоятельно ознакомиться с указанной работой. Как отражено в заглавии, это именно призыв к осмыслению и контекстуализации. Я полагаю, что мусульманская интеллигенция должна активно подключиться к обсуждению данной темы. И чем больше будет концепций, касающихся российского мусульманства, тем более плодотворным может получиться диалог.

Я наметил пять ключевых проблем, которые стоят перед российским мусульманством: во‑первых, взаимоотношение ислама и этничности, ислама и патриотизма; во‑вторых, возможность новой школы фикха в современном российском контексте; в‑третьих, место ислама в светском обществе и статус секулярности с точки зрения ислама; в‑четвертых, взаимоотношение ислама с другими традиционными религиями; в‑пятых, актуальность «русской идеи» и классического религиозно-философского наследия для российского мусульманства.

Полагаю, что обсуждение этих ключевых проблем позволит всерьез говорить о том, что идет выработка стратегии существования мусульман в российском обществе. Только имея концептуально проработанную стратегию развития, можно аргументировано противостоять радикализму. В противном же случае вся дискуссия ограничится произвольным жонглированием аятами и хадисами и избирательным подходом к средневековой традиции, что, в сущности, не более убедительно, чем та манипуляция, которой занимаются радикальные псевдо-имамы и псевдо-шейхи. К сожалению, проблема столь серьезна, что приходится говорить о ней именно резким тоном. Нам всем требуется отрезвление. Повторение заученной фразы о том, что «Ислам является религией мира», не способно решить реальные задачи. Ситуация такова, что мы нуждаемся во всестороннем богословском и правовом осмыслении того, как мусульманам жить в современном обществе, в частности в России. И без такового осмысления, без рефлексии над российским мусульманством, мы фактически безоружны перед лицом радикализма.

Хочу сказать несколько слов о той деятельности, что мы проводим в рамках Международного мусульманского форума и Духовного управления мусульман РФ. На самом деле, изложенные выше идеи разрабатывались мной и моими коллегами на протяжении нескольких лет, и это происходило в процессе активного интеллектуального обмена с крупнейшими религиозными мыслителями и исламоведами. Плоды этого взаимодействия можно видеть в богословских журналах «Минарет ислама» и «Ислам в современном мире» — последний журнал является единственным в России ВАКовским изданием по специальности «исламская теология».

Актуализации исламской религиозно-философской мысли посвящен альманах «Исламская мысль: традиция и современность», первый номер которого выходит в апреле. Этот альманах является официальным журналом Международной научно-теологической конференции «Бигиевские чтения». В конце апреля будут проводиться уже III Бигиевские чтения на тему: «Всеохватность божественной милости как принцип межрелигиозного диалога в XXI веке». Приглашаю принять в ней участие всех желающих!

С целью продвижения тематики «российского мусульманства» нами не так давно был открыт сайт «Российское мусульманство», где собрано наследие джадидов и работы современных мыслителей. Приглашаю всех желающих присоединиться к этому проекту!

Я полагаю, что победить болезнь радикализма можно только совместными усилиями, поэтому призываю всех лиц, кому небезразлична судьба российской уммы, к более тесному сотрудничеству. Закончить свой доклад я хотел бы аятом из Корана, который является девизом Международного мусульманского форума: «Поистине, Бог не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13: 11).

25 февраля 2016 г., Пермь

Материал дается в сокращении.

 

Полная версия доклада на официальном сайте ДУМ РФ  Dumrf.ru



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.