Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №11-12 (241-242) /Ноябрь-Декабрь 2015/ ИСТОРИЯ
15.02.2016

Московская Соборная мечеть в годы Великой Отечественной войны

  

  

  

 

Курбан-байрам в Московской Соборной мечети в 1945 г. Кадры кинохроники

В годы Великой Отечественной войны община Московской Соборной мечети действовала в тесной координации с муфтием ЦДУМ Абдурахманом Расули. 15–17 мая 1942 года предстоятель Московской Соборной мечети Халил-Рахман Насретдинов в качестве «имама города Москвы, мухтасиба и члена Духовного Совета ЦДУМ» участвовал в совещании членов ЦДУМ под руководством муфтия А. Расули, принявших известное «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». Московский имам наряду с муфтием А. Расули участвовал в подготовке первого съезда улемов Средней Азии и Казахстана, проходившего в 1943 году в Ташкенте, когда было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана. По информации потомков среднеазиатских муфтиев Бабахановых, огромную консультативную роль при создании этого нового муфтията с центром в Ташкенте сыграл бывший имам-хатыб Московской Соборной мечети Абдулвадуд Фаттахетдинов, который после возвращения из ссылки с Соловецких островов проживал в столице Узбекистана.

Несмотря на многочисленные лишения и трудности военного времени, московские мусульмане вели сбор средств на танковую колонну для Красной Армии; в общей сложности прихожанами было собрано 55 тысяч рублей наличными и 20 тысяч рублей облигациями. В 1944 году в адрес «мухтасиба имама мечети» Халила Насретдинова и председателя приходского совета Закера Алимова были направлены телеграммы: И. Сталина — "прошу передать верующим мусульманам Москвы... мой привет и благодарность Красной Армии"; и генерал-майора танковых войск Липодаева — "сообщаю, что на средства, внесенные верующими мусульманами гор. Москвы, построены танки и переданы частям генерал-лейтенанта... Лазарева. Прошу сообщить об этом всем, кто принимал участие в сборе средств«.

Таким образом, произошло изменение государственной политики в области религии и частичная нормализация отношений властей к мусульманам Москвы. Соборная мечеть в годы войны стабильно действовала и собирала по пятницам по 900–1200 человек, а в праздничные дни — до 5–6 тысяч верующих. Процитируем воспоминания Раузы-апы Кастровой, внучки Салиха Ерзина (мецената, построившего Московскую Соборную мечеть в 1904 году): «Во время войны я продолжала ходить в мечеть. Народ в мечеть даже не вмещался — так много было людей. Весь двор был полон».

Стабильное положение сохранялось и в первые послевоенные годы. Об этом свидетельствуют документы, сохранившиеся в Государственном архиве Российской Федерации. В 1946–1947 годах число прихожан мечети по пятницам составляло более 1 тысячи человек, по праздникам — около 13 тысяч (10 тысяч мужчин и около 2–3 тысяч женщин) — рабочих, служащих, работников торговых сетей, а также и группу молодых прихожан.

Московская мечеть. В течение всего месяца рамазана по вечерам проводились молитвенные собрания (таравих), продолжавшиеся 4045 минут. Ежедневная посещаемость была по 200250 мужчин и 250300 женщин. Преобладавшее число как среди мужчин, так и среди женщин составляли люди пожилые, до 80% примерно старше 40 лет.

По приблизительным данным в Москве верующих 20 тыс., из них держало уразу 30%, молодежь до 25 лет составляла примерно 20% из числа соблюдавших пост.

Москва. Молитвенные собрания, посвященные празднику Ураза, были проведены 6 августа... для мужчин..., молящихся было 3500 чел. Молодежь до 25 лет составляла 1518%. 7 августа (для женщин) молящихся было около 300 чел., молодежь до 25 лет составляла более 20%.

Информация Совета по делам религиозных культов. 1948 г. ГАРФ

В те годы, в 1940–1952 годах, в Москве сложился другой неофициальный мусульманский приход — на Даниловском мусульманском кладбище во главе с уроженцем села Телекеево (ныне Илишевского района Башкортостана) комендантом кладбища Ибрагимом Акмалетдиновичем Гаитовым (1885–1973).

О Даниловском мусульманском кладбище в 1946 г.

Мусульманское кладбище, 2-й Рощинский проезд, д. № 7. Территория кладбища 6 га. Кладбище ограждено деревянным забором с трех сторон, с четвертой же стороны овраг, представляющий собой естественную преграду. Ворота на запоре. Открыта только калитка, у которой дежурит сторож. Посещение кладбища без надобности не допускается. Специального регистратора нет. Книгу регистрации ведет дочь коменданта, наиболее грамотная, служащая дворником. Штат состоит из 7 человек: коменданта, 4 сторожей, землекопа и дворника.

В составе обслуживающего персонала имеются родственники: комендант, его дочь  дворник и зять  сторож.

Есть книга инспекторского обследования... за 1943... 1946 годы. Недостатков почти не отмечалось. Состояние кладбища удовлетворительно.

На территории кладбища, рядом с конторой находится флигель, где производится обмывание покойников и все приготовления к похоронам по религиозному обряду.

Кроме могил мусульман, есть немного могил караимов.

В 1944–1947 годах московские мусульмане пытались также добиться и возвращения здания Исторической мечети в Замоскворечье, но им это не удалось. В 1949 году было образовано Религиозное общество мусульман (РОМ) г. Москвы, которое сразу же заключило договор с властями о бессрочном и бесплатном пользовании зданием мечети.

Однако к началу 1950-х годов благожелательное отношение властей вновь сменилось на идеологический и политико-административный диктат. Особенно контрастно новая политика смотрелась на фоне тех усилий, которые предпринимались буквально несколько лет назад по сплочению общества и многочисленных народов страны. Во время Великой Отечественной войны власти пошли на такой шаг, как создание татароязычных газет для нужд солдат и офицеров, служивших на фронтах. Например, в Московском военном округе выходила газета «Кызыл сугушчы» (Красный воин), в Ленинградском — "Ватанны саклауда" (На страже Родины) и т. д.

В начале 1953 года имам Соборной мечети Халил-хазрат Насретдинов заявил о готовности уйти в отставку, и затем был лишен регистрации как священнослужитель и отстранен от совершения богослужений; до конца своей жизни он проживал в частном доме в Подмосковье. В ответ на ходатайство РОМ Москвы, поддержанное новым муфтием Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) Шакиром Хиялетдиновым, о восстановлении имама в прежней должности, последовала резолюция уполномоченного по делам религии: «удовлетворить ходатайство не представляется возможным». Это решение вызвало острую конфликтную ситуацию в мусульманской общине.

В те годы отчетливо проявилось негласное противостояние двух тенденций в советской политике — идеологической и прагматической. Прагматические подходы во внешней политике, возобладавшие после смерти Сталина, оказывались сильнее идеологических догм. Это обстоятельство впоследствии обеспечило выживание московской мусульманской общины и Соборной мечети Москвы как религиозного и социального института в условиях хрущевской антирелигиозной кампании конца 1950-х — начала 1960-х годов. Однако до этого Религиозному обществу мусульман г. Москвы уполномоченным по делам религии была навязана неоднократная смена кадров, приведшая к нескольким кризисам.

(Продолжение следует.)

к. и. н. Дамир Хайретдинов

 

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.