Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ Правила и традиции курбана
29.09.2015

Курбан-байрам (по-арабск. ид аль-Адха) — один из величайших праздников ислама. Арабское слово курбан происходит от корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, становится очевидным, что сущностью праздника является не столько заклание жертвенных животных, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда. Не случайно Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Не важны Аллаху ни мясо, ни кровь животных — важна Ему лишь ваша богобоязненность» (22: 37).

По мнению Абу Ханифы, совершение курбана обязательно (ваджиб) для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного в день жертвоприношения. Согласно же имаму аш-Шафии курбан входит в категорию подтвержденной сунны (сунна муаккада).

В одном из хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) говорится: «Лучшие из моей общины — это те, кто делает жертвоприношение, худшие — те, кто не делает». Таким образом, совершение этого обряда не является фардом (т. е. предписанным), но в то же время многие из мусульман хотели бы оказаться в числе лучших. Необходимо понимать и то, что есть и те, кто по разным причинам не в состоянии совершить данный обряд — очевидно, что их, конечно же, Пророк не имел в виду.

От имени одного человека (или семьи) курбан совершается в размере одного барашка (или козы), а верблюд или корова — от имени семи человек. Так, известно, что Посланник Аллаха велел каждым семерым входить в долю при заклании верблюдов и коров.

Время заклания наступает с появлением зари 10-го дня месяца зуль-хиджа, но сам обряд совершается после проведения имамом праздничной молитвы. Пророк сказал: «Первое, с чего мы начинаем этот день, — это молитва. Затем возвращаемся и совершаем курбан. Кто сделает это, тот совершит нашу сунну. А кто сделает раньше, то это будет всего лишь мясом, которое он преподнесет своей семье, совсем не относящимся к обряду жертвоприношения».

Мясо курбана употребляют в пищу и раздают другим, если есть собственный достаток; также его можно запасать. Совершающему курбан желательно поесть немного из мяса животного и накормить оставшейся частью других в качестве садака, т. е. благого деяния. Также известно, что Посланник Аллаха сказал: «Ешьте мясо курбана сами, раздавайте в качестве садака и кормите других». Таким образом, при возможности мясо курбана желательно разделить на три части: одну треть отдать в качестве садака, вторую треть использовать для угощения, и еще одну треть оставить про запас. Естественно, что при наличии большого количества гостей одной трети мяса для угощения не хватит, в связи с чем все мясо может быть использовано и для угощения.

Допускается и такой вариант, при котором все мясо останется в доме (особенно при малом достатке данной семьи). Это говорит о том, что раздача мяса — действие добровольное, хотя и крайне желательное. Раздавать мясо следует, прежде всего, нуждающимся для того, чтобы их положение было облегчено. Если же кто-то захочет продать мясо, с тем чтобы раздать в подаяние его стоимость, он не может этого сделать, а может только есть сам или кормить других.

Следует отметить, что мясом курбана разрешается кормить и представителей других конфессий. Таково мнение многих мусульманских ученых, в том числе и имама Абу Ханифы, а имам Малик говорил, что последователи других религий «при раздаче мяса нам предпочтительнее».

Самое большее по награде жертвенное животное — это большее по цене, а если два животных по цене равны, тогда наиболее мясистое. Если же они равны и в этом, то тогда приоритет отдается тому, которое имеет лучший вкус мяса.

При выполнении этого обряда существуют определенные правила, которых следует придерживаться:

1) Курбан совершается не человеку, а исключительно Всевышнему Аллаху (из-за чего фраза «совершаю жертвоприношение такому-то» является не верной). Таким образом, правильно следует говорить: «Совершаю курбан Аллаху от имени такого-то, да будет Аллах этим доволен» или по-татарски: «Аллаһыга корбан кылдык ошбу кеше (здесь следует имя человека) тарафыннан, Аллаһ ризалыгы өчен».

2) Одним из распространенных в мусульманском мире способов совершения курбана является такая схема, когда один курбан (т. е. один барашек или седьмая часть коровы) делается от имени главы семьи (или же всей семьи). Можно совершить курбан и большим количеством животных, и это зависит уже от материальных способностей конкретной семьи. Разрешается совершать курбан и от имени других членов семьи, в первую очередь со стороны совершеннолетних, а затем уже детей. Не возбраняется делать этот обряд и от имени усопших родственников или близких, делая намерение «совершить курбан ради Аллаха от имени такого-то (умершего)» с тем, чтобы это было искуплением за его (усопшего) возможные грехи и ошибки. Однако при этом следует учесть, что если наследник покойного совершит курбан за него по его распоряжению, то наследник обязан раздать это мясо, не оставляя его своей семье. Если же он сделает это добровольно, то он может использовать мясо по своему усмотрению, так же, как и в случае с обычным курбаном, поскольку такое жертвоприношение совершается из его собственности, хотя вознаграждение и посвящается усопшему.

3) Некоторые суждения, распространенные среди российских мусульман, являются не совсем четкими или же спорными с точки зрения шариата. Одним из них является мнение о необходимости совершать курбан от имени пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Хотя указание на это присутствует в сборнике хадисов имама ат-Тирмизи со ссылкой на халифа Али, зятя Пророка, все же данный хадис не может служить основанием для обязательности такого действия — оно может быть лишь желательным.

4) Не совсем верное понимание сущности курбана приводит к смешению разных видов заклания. Хотя среди российских мусульман любое заклание жертвенного животного известно как «курбан», праздничный «Курбан» — приуроченный к празднику Курбан-байрам — проводится только в течение трех праздничных дней, начиная с первого дня праздника, что соответствует 10 числу месяца зуль-хиджа. Таким образом, курбан следует совершать в первый, второй или третий дни праздника (10, 11, 12-е дни месяца зуль-хиджа), хотя с точки зрения некоторых ученых при неспособности совершить курбан в эти дни можно сделать его и в четвертый день, т. е. 13-го зуль-хиджа. В другие же дни заклание не будет тем курбаном, о котором говорил пророк Мухаммад в соответствующих хадисах.

При совмещении с праздничным Курбаном других видов заклания, таких как назр (т. е. обет, обещание), акыка (посвященная рождению детей) или аш (приуроченный к проведению специального маджлиса, посвященного душам усопших) следует совершать несколько закланий. Тогда одно из них будет считаться именно праздничным Курбаном, а другое (или другие) станет одним из вышеприведенных видов заклания.

5) Не совсем правильным является и распространенное среди российских мусульман наименование «курбан ае» или «месяц курбана». Такого месяца в мусульманском календаре не существует, но есть месяц хаджа — зуль-хиджа, при этом этот месяц начинается за 9 дней до праздника Курбан-байрам. Таким образом, неправильно говорить о том, что спустя 25 или 27 дней после праздника «все еще идет месяц курбана», поскольку уже через 19 или 20 дней после этого праздника месяц зуль-хиджа заканчивается, и начинается новый месяц (мухаррам), не имеющий отношения к хаджу и курбану. А вот другой вопрос — когда можно провести религиозное собрание (маджлис) с угощением гостей мясом курбана?! Очевидно, это следует сделать как можно раньше (естественно, согласовывая с возможностями и обстоятельствами), хотя при нынешней холодильной технике мясо не портится и в течение нескольких месяцев после дней праздника.

6) Следует отметить также и день, предшествующий празднику Курбан-байрам, т. е. 9-е число месяца зуль-хиджа. Он называется «день стояния на Арафате», т. к. в этот день паломники, совершающие хадж, проводят его в долине горы Арафат. Про этот день пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «По поводу поста в день Арафата, поистине, я считаю, что Аллах очистит от грехов (того, кто держит пост в этот день) за весь прошлый год и за будущий». Пост в этот день не является обязательным, хотя награда за него огромна. Пост в этот день желательно соблюдать всем, у кого есть возможности для этого, кроме совершающих хадж.

Подытоживая все сказанное, следует отметить то, что Курбан-байрам (ид-аль-Адха) — является одним из величайших праздников ислама. Это связано и с историей его возникновения, и с пользой, которую он приносит ежегодно, не только очищая души и имущество верующих от грехов и ошибок, накопленных в течение года, но и предоставляя возможность нуждающимся получить столь необходимую им гуманитарную помощь.

По материалам книги

А. Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье. Кн. 5. Пер. с араб. яз. Р. С. Ахметжанова; под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. — Москва — Н. Новгород: ИД «Медина», 2008.

dumrf.ru



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.