Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ Мечети и мир в миниатюрах Нусрета Колпана
26.06.2015

Мечети и мир в миниатюрах Нусрета Колпана

Турецкий художник XX века, миниатюрист и архитектор, Нусрет Колпан (Nusret Colpan) создавал произведения в редкой технике и в оригинальном стиле. Его работы исполнены с большим интересом и любовью. А наибольшее внимание художник уделил достопримечательностям Турции.

Нусрет Колпан (1952–2008) за 30 лет творческой деятельности создал более трехсот миниатюр, затронув разные темы: города мира, история и традиции Турции. Среди них выделяются работы «Москва», «Нью-Йорк», «Кёльн», «Париж», «Венеция», но доминируют города и достопримечательности Турции. Зачастую главными объектами турецких миниатюр являются мечети. Это неудивительно, ведь все прекрасное влечет художников, а что в архитектуре может превзойти Дом Аллаха?!

На творчество Нусрета Колпана повлияли произведения Матракчи Насуха (Matrakci Nasuh), который жил в период Сулеймана Великолепного. Сопоставив работы двух мастеров, становятся очевидны общие композиционные приемы. Например, в одной миниатюре присутствуют две перспективы: фронтальная и плоская (вид сверху). Убедиться в этом можно на работах Нусрета Колпана.

В миниатюре «Беязит» (Beyazid) вертикальное сооружение слева изображено во фронтальной плоскости, а красные крыши домов — как вид сверху. Кстати, именно такой метод, совмещение двух перспектив, применяли художники Древнего Египта. Далее интересно отметить, что сиреневая мечеть, Беязит, наклонена вправо, а голубой тротуар — влево, что создает противопоставление и движение в композиции. Этот же тротуар делит композицию на две части. В нижней — доминируют зеленые цвета. Деревья разных оттенков создают ритм, который «оживляют» темно-зеленые растения. Малочисленные красные крыши служат цветовой поддержкой верхней части композиции, в которой доминируют оттенки красного и плотный сиреневый цвета. Последний цвет является поддержкой сиреневой мечети. Спирали слева, схожие по пластике с облаками в древней китайской живописи, характерны для большинства работ мастера.

Анализируя произведение искусства, необходимо уделить внимание истории главного объекта. Это мечеть Беязит, названная именем построившего ее в 1500–1505 гг. султана, похороненного в ней. Она стоит на шумной площади Беязит между Гранд Базаром и Стамбульским университетом. Интересно, что минареты не прилегают к основному зданию, как обычно, но — к его пристройкам и удалены друг от друга на 79 метров. Мечеть является старейшей в Турции, однако первой была Фатих, разрушенная землетрясением.

Следующая работа — «Мечеть роз» (Gul Camii, Гюль Джами) — обладает вышеописанными композиционными элементами. Между тем интересна ее история. «Мечеть роз» изначальна была христианским храмом, а реконструкцию провели лишь спустя 200 лет владычества Османской Империи. Касательно названия есть две версии. Первая: роскошными розами был украшен алтарь, увиденный янычарами, что подсказало им название. Вторая: названа по имени первого имама мечети Гюль-баба.

Спираль, как структурообразующий элемент композиции, очевидна в работе «Чанаккале» (Canakkale), «Кыз кулеси» (Kiz kulesi), «Анадолухисар» (Anadoluhisari). В «Чанаккале» (это город, порт и административный центр, расположенный на побережье пролива Дарданеллы) расширяющаяся из центра спираль прерывается другими изобразительными элементами, коих множество, и также много разных перспектив. Очевидно, что автор смотрит на мир под разными углами. Предположительно, такая черта характерна для мастеров, работающих в горно-холмистой местности.
Т. е. ландшафт формирует восприятие.

Принципиальное композиционное отличие имеют работы «Бешикташ» (Besiktas), «Бурса» (Bursa), «Гедже сефаси» (Gece sefasi), где основное содержание заключено в прямоугольник, разомкнутый в разных частях.

Рассмотрев работы мастера, можно сказать, что для него характерно следующее: совмещение нескольких перспектив в одном произведении; использование разных композиционных структур; детализация.

Творчество Нусрета Колпана богато и разнообразно. Помимо изображения мечетей и городов, художник создал миниатюры, посвященные 700-летию Османской Империи, Ноеву ковчегу, сражению у Превезе (между флотом Османской империи и коалицией флотов Испании и Италии). Он также известен как художник и архитектор.

Нусрет Колпан продолжил дело своего учителя Сухейла Унвера (Suheyl Unver) и напомнил зрителю о забытой технике миниатюры.

Левон (Асадуллах) БЕДОЕВ

По материалам islamic-arts.org

и журнала «Мусульманка»

 

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.