II «Бигиевские чтения», прошедшие с 17 по 20 мая в Санкт-Петербурге, стали первой крупной мусульманской конференцией в северной столице за практически столетие. В последний раз масштабный мусульманский форум собирался в городе на Неве в 1914 г., во время Всероссийского мусульманского съезда.
II Международная научно-образовательная конференция «Бигиевские чтения» по теме «Мусульманcкая мысль в XXI веке: единство традиции и обновления» была организована Духовным управлением мусульман РФ совместно с целым рядом российских и международных научно-образовательных и духовных институций. Среди них: Совет муфтиев России, Министерство по делам религии Турецкой Республики, Всемирный Союз мусульманских учёных (ВСМУ), Международный университет «Аль-Мустафа», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, Казанский федеральный университет, Институт востоковедения РАН, Московский исламский институт, Фонд поддержки научных и культурных программ им. Ш. Марджани, ИД «Медина». Проведение «Бигиевских чтений» поддержано Межрелигиозным советом России. Мероприятие прошло под эгидой Международного мусульманского форума.
В конференции приняли участие религиозные деятели, крупные богословы и светские ученые из России, Казахстана, Ирана, Турции, Катара, Саудовской Аравии, Германии, Великобритании, Бельгии, Голландии, США, Беларуси, Эстонии, Украины и др.
Единство традиции и обновления
Неофициальная программа научного форума стартовала 17 мая с торжественного вечера в честь ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда и активистов мусульманских общин Северо-Западного федерального округа. Фактически уже на этом вечере была обозначена смысловая платформа предстоящей конференции: движение в будущее, основанное на лучших традициях прошлого.
Как указал в своем приветственном слове глава ДУМ РФ и СМР муфтий шейх Равиль Гайнутдин, в свое время связали свою жизнь со служением в Санкт-Петербурге такие крупные религиозные деятели и ученые российских мусульман, как будущий муфтий Российской империи Абдулвахид Сулеймани, автор концепции реформы образования Хусаин Фаизхан, основоположник татарской прессы Атаулла Баязитов, будущий муфтий советской эпохи Абдулбари Исаев и др. Деятельность каждого из них имела большое значение для развития российской уммы. Особняком в этом ряду стоит Муса Бигиев, чья жизнь была связана с Санкт-Петербургом на протяжении практически четверти века. Муса-хазрат огромную часть своей энергии посвящал проблемам российских мусульман, активно участвовал в общественной и политической жизни, однако его богословское наследие, по большому счету, является достоянием всей мировой уммы и, шире — всего человечества.
О том, что М. Бигиев предвосхитил свое время, подчеркнул в самом начале конференции и один из его ключевых участников — генеральный секретарь ВСМУ шейх Али Мухиддин аль-Карадаги. «Муса Джарулла Биги — один из богословов, сыгравших выдающуюся роль в реформировании и обновлении /ислах/ исламской религии в ХХ веке. Бигиев шел впереди своего времени, еще век назад он писал о правах женщин, о правах человека, о необходимости реформы взглядов на ислам при сохранении неизменной канонической части религии», — заявил он в своем докладе.
Конференция открылась приветствиями и выступлениями представителей органов власти, руководителей центров академической науки и образования и крупных богословов. В частности, выступили директор Департамента культуры правительства РФ Пётр Скороспелов, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Заварзин, проектор Международного университета Аль-Мустафа (г. Кум, Иран) Мохаммад Хасан Махдави, ректор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Жуда Абдулгани Басюни, член Национальной учредительной ассамблеи (Парламента) Тунисской Республики, помощник генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых, руководитель комитета по переводам и изданию Абдульмаджид аль-Наджжар и другие.
Свои приветствия направил в адрес участников чтений губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. От лица Межрелигиозного совета России приветствие направил член президиума, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Протоиерей Всеволод Чаплин.
С ключевым докладом конференции выступил муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Духовный лидер российских мусульман обозначил ключевые философские задачи, стоящие перед мусульманскими интеллектуалами всего мира в XXI веке. Среди них — поиск философской альтернативы процессу глобализации и новых подходов к проблеме религиозного многообразия, присущего многим современным обществам.
Союз веры и разума
Западная философия строится на безусловном разграничении светского и религиозного, что в научной плоскости воспринимается как антагонизм рационального познания и духовного переживания, основанного на вере. В исламской традиции, напротив, плоды научного познания и духовный опыт являются единым целым. Перенос западного восприятия на мусульманскую социальную и правовую почву привел к тому, что в исламском мире та ветвь интеллектуального развития, которая отвечала за вопросы веры и их воплощение в правовом пространстве, стала стагнировать. Об этой опасности писал и сам Муса Бигиев. Своеобразной реакцией на такое вытеснение из гражданского и интеллектуального пространства стал расцвет богословских школ, ставящих во главу угла ригористский подход к пониманию веры и традиции.
Сегодня ведущие интеллектуалы мусульманского мира говорят о необходимости восстановления союза веры и разума в контексте развития исламской цивилизации. Именно эта мысль многократно прозвучала в ходе II «Бигиевских чтений» как из уст богословов, так и от представителей академической науки. К примеру, президент ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова Михаил Мейер заявил об актуальности проведения научной конференции в память о М. Бигиеве. «Личность Бигиева интересна тем, что это был не только человек высокого религиозного знания, но был учителем, имевшим и светское образование, т. е. представлял собой объединение знаний духовных и светских. Это то, что мы сегодня хотели бы реализовать в современных наших светских учебных заведениях и исламских духовных университетах, воспитывая, таким образом, специалиста, который заботится о благе общества в целом», — подчеркнул он.
Важно отметить, что если для российских мусульман вопрос о глубоком понимании гуманистических основ в исламском вероучении стоит на повестке дня без малого два десятилетия, наши братья, проживающие в странах Запада, столкнулись с ним много позже. А в свете деятельности террористической группировки ДАИШ, в рядах которой счет на граждан стран Евросоюза идет уже на тысячи, в последние месяцы эта проблема встала со всей остротой. Об этом говорили участники из Великобритании, Голландии и других государств. К примеру, ректор Исламского университета г. Роттердам (Голландия) д-р Ахмед Акгюндуз отметил, что исламский мир богат учеными, которые «очень искренни, они прекрасно разбираются в исламских науках, в постановлениях шариата относительно дозволенного и запретного, но, к сожалению, они не владеют языками Запада, но самое главное — они не владеют методологией исследования в контексте западного образа жизни». Они дают фетвы, находясь в Западной Европе, но при этом исходят из особенностей жизни в своих странах и обращаются к авторитетам, которые проживают также в мусульманских странах, посетовал ученый.
Здесь естественным образом напрашивается вывод о том, что те правовые и философские задачи, которыми были озабочены мусульманские мыслители Российской империи рубежа
Кроме того, уникальной особенностью исламской традиции в России являются прекрасные образцы сотрудничества с академической наукой. Еще в декабре 2014 г., выступая на Х Международном мусульманском форуме, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что исторически российской школе востоковедения и исламоведения в гораздо меньшей степени присущ т. н. ориенталистский подход, т. е. наука традиционно была свободна от слепого обслуживания колониалистской политики государства. Как следствие, мы имеем в истории российских мусульман множество имен ученых, с почтением воспринимавшихся как в религиозной, так и в академической среде. В этом контексте проведение II «Бигиевских чтений» именно в Санкт-Петербурге более чем уместно, ведь именно в бывшей столице России по-настоящему сложилась отечественная школа востоковедения, которая в т. ч. была подпитана блестящими умами из числа мыслителей-мусульман.
На фото (слева направо): Ильшат Гафуров, Алексей Заварзин, шейх Али аль-Карадаги, муфтий Гайнутдин, аятолла Мохаммад Хасан Махдави и Петр Скороспелов.
Ректор Казанского федерального университета (к слову, третьего старейшего университета России) Ильшат Гафуров подчеркнул в своем выступлении, что в возглавляемом им учебном заведении активно возрождается традиция соработничества, обмена мнениями между научным сообществом и представителями духовенства традиционных религий. Он выступил с предложением в 2016 г. «Бигиевские чтения» провести в Казани, на базе КФУ.
Диалог и сближение цивилизаций
Многие участники отметили, что «Бигиевские чтения» в Санкт-Петербурге собрали преимущественно представителей стран Европы, нежели исламского мира. В этом подходе заложено, во‑первых, стремление привлечь европейских мусульман к внутриисламскому интеллектуальному обмену, во‑вторых, желание задействовать потенциал мусульманских меньшинств в диалоге между западной цивилизацией и цивилизацией ислама. Кроме того, многие из европейских спикеров отмечали, что приятно удивлены уровнем конференции, как в интеллектуальном, так и в организационном ее измерениях. Тот факт, что масштабная мусульманская научно-образовательная конференция проводится с участием Правительства России (поскольку организуется в рамках Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама), при поддержке со стороны Межрелигиозного совета России, справедливо расценивается зарубежными партнерами как достижение российских мусульман в государственно-конфессиональном диалоге, равно как и межрелигиозном взаимодействии.
Важным пунктом программы конференции стала и лекция генерального секретаря ВСМУ Али Мухиддина аль-Карадаги для студентов и преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета «Роль исламской экономики в развитии современного общества». В ходе лекции ученый дал краткий сравнительный анализ капиталистической, социалистической и исламской экономической моделей. По завершении лекции ее слушатели признались в том, что предложенное видение мировых экономических процессов, интегрирующее западную методологию и религиозное видение, стало для них настоящим открытием.
В свою очередь, зарубежные гости «Бигиевских чтений» по-новому открыли для себя Россию и ее культурное наследие в ходе экскурсии в Государственный Эрмитаж, в рамках которой было уделено большое внимание обширному собранию исламского искусства из собрания Эрмитажа.
Гости и участники II «Бигиевских чтений»
Завершились II «Бигиевские чтения» заключительными выступлениями муфтия Гайнутдина и шейха аль-Карадаги. Последний, в частности, выступил с призывом продолжать сближения России и исламского мира, назвав присоединение Российской Федерации в качестве наблюдателя к Организации исламского сотрудничества в качестве большого достижения обеих сторон. «Если Россия идет вперед, то и мусульманский мир идет вперед и добивается прогресса», — заключил шейх аль-Карадаги.
В результате проведенных пленарных сессий дополнительный импульс к развитию получила платформа Международного мусульманского форума (ММФ). Неподдельный интерес вызвал презентованный в рамках чтений журнал «Минарет Ислама». С 2015 г. журнал стал официальным печатным органом ММФ, первым и единственным в мире мусульманским богословским журналом, выходящем на пяти языках — русском, арабском, английском, турецком и фарси.
Пресс-центр Международного
мусульманского форума