Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Ислам Минбаре № 3(233) /2015/ Обнажение покровов
04.04.2015

Обращение муфтия шейха Равиля Гайнутдина к президенту В. Путину накануне заседания в Верховном Суде РФ и последовавшая реакция российского общества показали, что вопрос платка в действительности является чем-то большим, нежели просто дискуссия о школьной униформе в отдельно взятом регионе России.

До сих пор в России не было проведено ни одного глубокого научного исследования по сути вопроса — влиянию ношения платка учащимися на образовательный процесс и успеваемость таких учениц. Не изучены ни психологический, ни воспитательный, ни физиологический аспекты проблемы. Между тем реальность такова, что в десятках российских регионов на протяжении более двадцати лет девочки и девушки носят платки в учебных заведениях, причем никаких негативных последствий, будь то трения и противоречия в школьном коллективе, снижение успеваемости, ухудшение дисциплины, негативное влияние на здоровье и т. п. зафиксировано нигде не было.

В большинстве регионов еще на этапе обсуждения нового федерального закона «Об образовании» было объявлено, что региональные власти не намерены провоцировать конфликты на почве внешнего вида верующих учащихся, если он обусловлен национальными и религиозными традициями.

Новый федеральный закон, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, относит регулирование внешнего вида учащихся к компетенции субъектов федерации. После его вступления в действие, в течение теперь уже почти двух учебных годов (2013/2014 и 2014/2015) практически нигде по всей территории России не было зафиксировано сколь либо серьезных запретительных шагов по отношению к платку. Но в Мордовии положения нового ФЗ были трактованы как возможность запрета одежды, соответствующей религиозным традициям и установлениям. В 2013/2014 учебном году имели место пусть и очень болезненные, но все же частные случаи ущемления прав учениц-мусульманок. К следующему учебному году вся система образования республики подготовилась к «борьбе с платками» гораздо серьезнее. 12 мая 2014 года правительством Мордовии принято постановление «Об утверждении Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия», запрещающее находиться ученицам в общеобразовательных учреждениях в головных уборах. Начиная с сентября 2014 года психологическое давление, публичное унижение учениц, угрозы в адрес их родителей приобретают системный и массовый характер.

На официальном уровне заявляется желание региональных властей исключить разделение детей в школах по социальному, национальному, религиозному признаку. На деле получается, что постановление, вместо наведения порядка, взбаламутило всю систему школьного образования в республике: оно поставило в унизительное положение учениц-мусульманок и их родителей, посеяло напряженность среди школьников, разделило их по религиозному признаку, стало источником постоянного стресса для школьных коллективов.

Настолько же лишены смысла и отсылки к потенциальным угрозам, исходящим от девочек в платках, когда в соседних с Мордовией регионах — Чувашии, Пензенской, Ульяновской, Самарской областях, Татарстане разрешение на ношение традиционного платка не вызывает никаких проблем и угроз.

Реакция российского общества

В защите прав своих детей родители учениц использовали все возможные внесудебные механизмы урегулирования конфликта: письменные обращения и личные встречи с чиновниками разного уровня, вплоть до главы республики, сбор подписей в защиту девочек-мусульманок. Отчаявшись быть услышанными, родители обратились в Верховный суд республики. Последний встал на сторону республиканского правительства, после чего родители опротестовали решение суда в Верховном суде РФ. Судебное заседание было назначено на 11 февраля 2015 года.

Возможно, оно прошло бы также незаметно для российской общественности и информационного пространства, как на протяжении полутора лет до того оставались незамеченными слезы мордовских учениц-мусульманок. Но за несколько дней до заседания к президенту России по этой же проблеме обратился муфтий Равиль Гайнутдин. В обращении он делает акцент на том, что тяга к целомудренности и религиозным ценностям свидетельствует об искомом возрождении нравственных традиций народов России, что следует всецело поощрять, но никак не подавлять.

Этот документ вызвал бурную, порой совершенно неожиданную реакцию в российском обществе. Во-первых, оно вызвало широчайший позитивный отклик в среде мусульманской общественности, мусульманского духовенства и многочисленных верующих мусульман. Во-вторых, представители духовенства крупнейших религиозных конфессий единогласно поддержали право мусульманок на платок.

Либеральная часть общественности, тремя неделями ранее защищавшая демократические права и свободы парижских карикатуристов, в случае с конституционными правами верующих высказалась гораздо более прохладно. Недоверием к соблюдающим мусульманкам и боязнью к девушкам в платках можно описать и реакцию большей части российского общества, на что указывают результаты онлайн голосований в ряде электронных СМИ. В формировании общественного мнения немалую роль играют и негативные коннотации, связанные со словом «хиджаб».

Как ни печально это признавать, но значительная часть россиян считает, что в российских школах не следует разрешать ношение платка. При этом обыватель не отдает себе отчета в том, что Конституция РФ и правоприменительная практика в подавляющем большинстве регионов России уже разрешает ношение платка. Исключение составляют единицы регионов. Очевидно, что многолетняя телевизионная «промывка мозгов» дает о себе знать: многие россияне, пусть и ежедневно сталкиваясь с добропорядочными мусульманами на лестничной площадке, в магазине, на работе или по месту учебы, продолжают ассоциировать сам ислам с чем-то чужеродным и опасным, при этом не утруждаясь просто логически поразмыслить. Ведь вопрос платков в Мордовии дошел до уровня Верховного суда РФ потому, что в других регионах этой проблемы просто не существует: платок (если речь идет о национальных республиках) является настолько общепринятым явлением, что воспринимается как должное, либо, напротив, является редким исключением, никак не влияющим на общую картину.

Не считая единичных конфликтных случаев, «проблемы хиджаба» в России не существует. И только некомпетентность мордовских чиновников от образования вывела данный вопрос на федеральный уровень.

Смысловой подтекст

Подходы лиц, имеющих непосредственное отношение к управлению страной на разных уровнях, имеют два измерения: с одной стороны, прагматичный взгляд (нежелание создавать проблему на ровном месте) и нейтральное отношение к платку на практике, с другой — патриотическая риторика, защищающая все исконно российское и традиционное от чужеродного, в том числе «арабского хиджаба».

У мусульманского сообщества России пока не хватает медийных мощностей для того, чтобы объяснить всему российскому обществу: как не меняется суть явления от того, назови ты его по-русски «насморк» или на латыни «ринит», так и не меняется смысл предмета одежды, будь он назван «хиджаб» или «платок».

Безусловно, внешний вид мусульманки не может быть идеологически стерильным, он несет в себе некую информацию, точно так же как внешний вид любого человека. В случае со школьной формой, это деловой стиль, означающий сконцентрированность на главной цели пребывания в стенах школы — обучении. Платок на голове ученицы несет посыл о ее скромности и традиционном воспитании, причем мусульмане настаивают (и представители авраамических религий их в этом поддерживают), что платок не есть специфический религиозный атрибут, поскольку его ношение закреплено в традициях сразу нескольких конфессий в России.

11 февраля Верховный суд Российской Федерации решил, что правительство Мордовии было право, запрещая ношение головных уборов в школах республики. Истцы сообщили о своем намерении опротестовать данное решение в Президиуме Верховного суда РФ. Таким образом, у этой истории будет продолжение.

Диляра Ахметова

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.