Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 159 /Январь 2015/Мухаммад (мир ему) — пророк милосердия
28.02.2015
Иллюстрация

Дорогие братья и сестры! Уважаемые единоверцы!

В начале проповеди я воздаю всю хвалу Аллаху, Господу миров, чья милость охватывает все Его творенья!

Наступил месяц Раби уль-Авваль, в котором родился Посланник и печать пророков — Мухаммад, да будет ему благословение и приветствие Всевышнего!

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сура «Сонмы», аят 56).

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, направившего Своего Пророка в качестве милости всему человечеству. В течении долгих и тяжелых 23 лет Посланник увещевал, наставлял и удерживал народ от всего запретного. Именно через Своего Посланника (алейхиссалям) Творец довел до людей милость — неискаженную религию и тем самым даровал спасение от невежества:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Сура «Пророки», аят 107).

Также я свидетельствую, что Мухаммад, творивший добро по отношению к близким и недоброжелателям, благочестивым и грешникам, является Его рабом и посланником!

«Я милость, направленная на прямой путь» (аль-Хаким, сахих).

И величайшей милостью Создателя по отношению к Своим созданиям является пророк Мухаммад (алейхиссалям), о чем сказано в Досточтимом Коране:

«Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (Сура «Преграды», аяты 156–157).

Так случилось, что во время написания данной проповеди во Франции в отношении мирных граждан был совершен террористический акт. Погибли невинные люди, пролилась кровь. Самое страшное в этой трагедии то, что террористы стреляли в мирных граждан от имени Ислама, выкрикивая священные для мусульман слова «Аллах Акбар», т. е. «Аллах Велик». Свои действия они назвали местью за карикатуры. Было сложно не упомянуть об этом вопиющем случае. Откуда столько ненависти и вражды? Неужели Посланник Аллаха (алейхиссалям) точно также поступал со своими недоброжелателями и учил мстить за насмешки и критику? Конечно, нет. Идеология, которую исповедуют экстремисты, не имеет никакого отношения ни к Исламу, ни к личности Мухаммада, о чем мы узнаем ниже. Проблема радикализации заключается в неграмотности, либо в субъективной интерпретации аятов и хадисов.

Если открыть книги по «сире» — жизнеописанию нашего Пророка (алейхиссалям), то можно сделать для себя потрясающее открытие. Милосердие и доброта Посланника прослеживаются везде. Где бы и с кем бы он ни общался, все запоминали его только с хорошей стороны. Стоило кому-либо один раз увидеть Пророка (алейхиссалям), они запоминали его на всю жизнь и отзывались о нем только добрыми словами. Он не был похожим на остальных. Мухаммад (алейхиссалям) проявлял сострадание к бедным, навещал больных, заботился о сиротах и, главное, он всегда прощал. Он простил главного врага Ислама Абу Суфьяна, убийцу Хамзы, — Вахши ибн Харбе и многих жителей Мекки. В дальнейшем, милосердие пророка (алейхиссалям) обратило их в Ислам.

Милосердие пророка Мухаммада (алейхиссалям) прослеживается везде.

Милосердие и забота по отношению к мусульманской Умме (общине)

Когда Мухаммад (алейхиссалям) начал свой призыв, он был один. Как за столь короткий срок он смог завоевать людские сердца? Ответ кроется в его отношении и внимании ко всем социальным группам общества. Однажды к нему обратился несчастный — слепой мужчина. Во время разговора к ним подошел богатый и знатный человек. Стоило только Пророку (алейхиссалям) повернуться к первому спиной, тут же Всевышний ниспослал следующие аяты:

«Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу. Тому, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты уделяешь внимание. Что же будет тебе, если он не очистится? А того, кто приходит к тебе со рвением и страшится Аллаха, ты оставляешь без внимания. Но нет! Это есть Назидание, и пусть помянет его всякий желающий» (Сура «Нахмурился», аяты 1–12).

По сути, это воспитательные и назидательные слова Господа. Они несут следующий смысл: «Мухаммад! Если хочешь, чтобы пророческая миссия увенчалась успехом, то не подобает игнорировать бедных и инвалидов. Нельзя отдавать предпочтение только богатым».

Пророк (алейхиссалям) должен был разделять горе и радость всех людей. Только так можно было завоевать доверие окружающих:

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Сура «Покаяние», аят 128).

Известный имам ас-Самарканди, комментируя слова Всевышнего «в качестве милости к мирам», говорил следующее:

«Под словами „милость к мирам“ имеется в виду милость Аллаха к джиннам и людям, некоторые же утверждают, что ко всем Его творениям. Для верующего эта милость проявляется в наставлении, для лицемера — в личной безопасности, для неверующего же — в отсрочке наказания в будущей жизни после смерти» (см. Имам аль-Кади абу аль-Фадль, 18 стр.).

Однажды в порыве отчаяния и страданий верующие попросили Пророка (алейхиссалям) произнести проклятия в адрес притеснителей из числа язычников Мекки:

«О Посланник Аллаха, прокляни многобожников!»

Он (алейхиссалям) отверг эту просьбу и произнес следующее:

«Я не послан проклинающим, а послан как милость» (Муслим).

Посмотрите на его нрав и отношение к обидчикам. Несмотря на оскорбления и обвинения, Пророк (алейхиссалям) проявлял терпение и смиренно продолжал выполнять великую миссию. Бывали случаи, когда в адрес Пророка (алейхиссалям) произносили оскорбительные слова, называли его сумасшедшим, а аяты Корана — «сказками предков». Во время призыва в Таифе местные язычники обкидали его камнями и прогнали из селения. Находясь между Таифом и Меккой, он попросил Всевышнего простить невежественных людей и открыть их сердца для Ислама. Любой другой на месте Посланника (алейхиссалям) проклял бы их и попросил Господа наслать на них наказание:

«Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал слова Аллаха Всевышнего, (поведавшего, что) Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, (сказал): «Господь мой, поистине, они ввели в заблуждение многих людей! Поистине, последовавший за мной — от меня...», и (поведавшего также, что) Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если Ты накажешь их, то ведь они — рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый!» — после чего воздел руки к небу, воскликнул: «О Аллах, община моя, община моя!» — и заплакал. И тогда Всемогущий и Великий Аллах сказал: «О Джибрил, отправляйся к Мухаммаду — а Господь твой лучше знает (обо всём)! — и спроси его: „Что заставляет тебя плакать?“» И Джибрил явился к нему, что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сообщил ему о том, что он сказал и о чём лучше всех было известно Аллаху. И тогда Аллах Всевышний сказал: «О Джибрил, отправляйся к Мухаммаду и скажи (ему): „Поистине, сделаем Мы так, что ты останешься доволен своей общиной, и Мы не огорчим тебя!“» (Муслим).

Всемогущий Аллах принял его мольбы, в наши дни жители г. Таифа являются мусульманами.

В день страшного испытания и Суда Пророк (алейхиссалям) снова будет заступаться за свою Умму. Так в достоверном хадисе сказано:

«У каждого пророка была мольба, на которую он непременно получал ответ. Каждый пророк обратился со своей мольбой, кроме меня. Я припас свою мольбу, чтобы заступаться за свою общину в День Воскрешения, и эта мольба охватит собой, если пожелает Аллах, всех, кто умер, не поклоняясь никому наряду с Аллахом» (Муслим).

Как мы увидели, пророческое милосердие в полной мере распространилось на общину в этом мире, и это милосердие будет иметь продолжение в Ахирате. После Воскрешения Пророк (алейхиссалям) станет заступаться и ходатайствовать за членов своей Уммы.

Милосердие в призыве

Жестокость и бесчеловечность по отношению к людям — эти понятия чуждые для Ислама. Нельзя силой заставить верить. К Аллаху люди приходят сами через размышления. Можно помочь разобраться в мыслях, подсказать пути выхода из трудных жизненных ситуаций. Эта духовная помощь называется призывом — «дагватом». Призыв к вере, к Всевышнему — величайшее поклонение и ответственность. Основные черты «дагвата» — мудрость, открытость и доброта. Никакого насаждения. Таковы заповеди Аллаха:

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Сура «Пчелы», аят 125).

Когда на экранах телевизоров показывают радикалов в масках, призывающих к «джихаду» против неверных, приносящих в «жертву» невинных людей, то о каком Исламе может идти речь? Разве Аллах не учит быть мягкими и сострадательными? Истинный мусульманин никогда не станет насаждать свои убеждения, тем более призывать к Исламу при помощи насилия и террора. Путь к сердцам лежит через мягкость, понимание и прощение:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Сура «Семейство Имрана», аят 159).

Давайте вспомним историю о бедуине, который по незнанию или же низкой культуре вошел в мечеть и стал справлять нужду. Прихожане (да будет доволен ими Аллах) встали и накинулись на него. Для бедуина все могло закончиться очень печально, но Посланник (алейхиссалям) приказал верующим оставить его, ибо перевоспитать и исправить человека при помощи кулаков и силы невозможно. Прислушайтесь к хадису и ощутите всю мудрость и милосердие пророка (алейхиссалям):

Анас ибн Малик (да будет Аллах доволен им) сказал: «Однажды мы сидели в мечети с Посланником Аллаха, пришел бедуин и стал мочиться в мечети. Сподвижники Посланника Аллаха сказали: «Прекрати! Прекрати!» Но Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал: «Не прерывайте его, оставьте его». Сподвижники оставили его в покое, а когда он кончил мочиться, то Пророк подозвал его к себе и сказал ему:

— В мечетях не место для мочи и нечистот. В них поминают Аллаха, молятся и читают Коран, — затем он сказал сподвижникам. — Воистину, вы посланы, дабы нести людям благую весть, а не обременять их. Налейте туда ведро воды.

Тогда бедуин сказал:

— О Аллах, смилуйся только надо мной и Мухаммадом, и ни над кем больше. Посланник же сказал ему:

— Ты ограничил необъятное. (Сахих). Как бы в такой ситуации поступили мы? Сколько было случаев, когда неопытные имамы и работники религиозных учреждений прогоняли женщин за непристойный внешний вид. Да, возможно не все знают нормы шариата и не все правильно носят одежду. Но зачем из-за отсутствия платка оскорблять и обзывать? Если из-за нашей грубости человек больше не преступит порог мечети, то кто за это ответит перед Всевышним? История с бедуином — яркий пример мирной сущности учения пророка Мухаммада (алейхиссалям).

Милосердие к женщинам

О статусе и положении женщин в истории человечества можно говорить много. Когда я от критиков слышу, что Ислам ущемляет права слабого пола, то в голову приходят только две вещи: либо они умышленно дискредитируют Ислам, либо просто никогда не изучали мировую историю. В средние века в Европе существовала специальная книга по разоблачению и поиску «опасных» для общества женщин «Молот ведьм». Инквизиция славилась ужасными пытками. В мусульманских странах подобного «института» не было. До пророка Мухаммада (алейхиссалям) женщины, как и в Европе, не имели никаких прав. У арабов того периода существовал ужасный обычай по отношению к новорожденным девочкам. Если глава семейства полагал, что не сможет прокормить ребенка, он «заживо» хоронил ее в землю. С приходом Мухаммада (алейхиссалям) и появлением Ислама подобные преступлениям пришел конец, а женщины обрели правовой статус.

Все знают о высоком положении матери в Исламе. Один человек пришел к Пророку (алейхиссалям) и задал ему вопрос:

«О Посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он ответил: «Твоя мать». Этот человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Тот спросил: «А кто потом?» Пророк ответил: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?» — и тогда Пророк ответил ему: «Твой отец» (Аль-Бухари и Муслим).

Согласно изречениям Пророка (алейхиссалям), мужчина не может считаться достойным человеком до тех пор, пока он не станет хорошо относиться к женщинам:

«Лучший из вас тот, кто хорошо относится к женщине» (ат-Тирмизи), — так сказано в пречистой пророческой Сунне.

Милосердие к детям

У пророка Мухаммада (алейхиссалям) было семеро детей. Он никогда не поднимал на них руку, не кричал на них. Дети очень сильно любили его.

Милосердие и доброта Пророка (алейхиссалям) к подрастающему поколению просто удивляет. Возьмем, к примеру, известного сподвижника Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах), который родился на седьмой год от Хиджры. За то, что он в детстве любил играть с маленькими котятами, пророк (алейхиссалям) прозвал его «маленьким отцом котят» т. е. Абу Хурайрой. Посланник (алейхиссалям) организовал для него и других неимущих детей-сирот своеобразный детский интернат «асхаб-суффа». При мечети их бесплатно кормили, воспитывали и обучали.

Дети — наше будущее. Вкладывая в них свои силы, время, мы готовим достойную замену. Игнорируя их нужды и чаяния, мы создаем себе проблемы. Пророк (алейхиссалям) встретил бедуина, который никогда не уделял должного внимания родным детям. Он не играл с ними, не обнимал их. В хадисе говорится:

Передано, что Абу Хурайра сказал: «Пророк поцеловал Хасана ибн Али. Аль Агра ибн Хаабис сказал: «У меня десять детей, и я никогда не целовал ни одного из них». Пророк (алейхиссалям) сказал: «Не будет проявлена милость тому, кто не проявляет милость» (согласованный хадис).

Современные проблемы, связанные с «трудными подростками», берут начало в семье. Родители зачастую занимаются своими личными делами и мало интересуются развитием домочадцев. С кем они общаются, с кем ходят, что смотрят? — папы и мамы не знают. Наркомания, алкоголизм, эгоизм стали спутниками наших подростков. Мы ругаем их только после свершившегося факта. Детьми надо заниматься каждый день, каждый час. Они должны чувствовать родительское тепло и их постоянное присутствие.

Милосердие по отношению к слабым и беззащитным

Говоря о слабых и беззащитных, мы имеем в виду невольных людей (в средние века), сирот, бедных и инвалидов. Среди первых мусульман их было больше всего, именно их подвергли сильным гонениям язычники Мекки. До Ислама не было институтов, защищающих их права. Пророк (алейхиссалям) помогал им, чем мог. Состоятельные же сподвижники, как Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), на собственные деньги выкупали рабов-мусульман и дарили им свободу.

Как-то раз в жизни пророка Мухаммада (алейхиссалям) произошел один случай. Узнав о смерти рабыни, он немедленно отправился к ее могиле и вознес молитвы, а затем сказал: «Эти могилы полны темноты для их обитателей, но Аллах, Всепочитаем Он и Всеславен, освещает их для них моею молитвою над ними» (Муслим).

Уделяем ли мы с вами должное внимание своим подчиненным, неимущим и нуждающимся?

Богатым мусульманам Пророк (алейхиссалям) повелевал хорошо относиться к прислуге — кормить, одевать их, выстраивать с ними добрые отношения, словно с родственниками.

Милосердие к животным

Животные являются творениями Всевышнего и олицетворением Его мощи. Пророк Мухаммад (алейхиссалям) призывал относиться к ним подобающе. Домашних животных нужно кормить и ухаживать за ними. Нельзя их бить и морить голодом, клеймить раскаленным железом, ибо это большой грех. Во время забоя скота, должны соблюдаться определенные правила. Недопустимо причинять им неимоверную боль и мучения. В пророческой Сунне сказано:

«Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо... и когда будете приносить жертву, тоже делайте это хорошо, и пусть каждый из вас (как следует) наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений» (Муслим).

Заботливое отношение к животным может стать причиной довольства Всемогущего Аллаха:

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Однажды идёт мужчина по дороге и чувствует сильную жажду. Он нашел колодец, спустился в него и попил, а затем вышел. Но вдруг собака свесила язык и стала есть почву из-за жажды. Тогда мужчина сказал: „Эту собаку жажда достала также сильно, как достала меня!“ И спустился в колодец, наполнил свой сапог водою. Затем он зажал его зубами и, взобравшись, напоил пса. Тогда Аллах поблагодарил его и простил ему». Они спросили: «Посланник Аллаха, а что, нам может быть награда ещё и за животных?!» И он ответил: «За каждую влажную (живую) печень — награда» (Муслим).

О правах животных заговорили лишь в 20 веке, что же было раньше? Десятки тысяч видов млекопитающих и птиц включены в красную и черную книги. Потребительское и варварское отношение человека к природе привело к исчезновению некоторых представителей флоры и фауны планеты Земля.

Дорогие единоверцы!

Вся жизнь пророка Мухаммада (алейхиссалям) — это милость ко всем окружающим. Те, кто был с ним рядом, ощущали ее на себе. Для нас же пророческой милостью служат знания, которые он нам оставил, его наставления и назидания!

В жизни Пророка (алейхиссалям), в его действиях и словах не было место для жестокости. Свет Аллаха распространился по всем уголкам света благодаря мягкости, справедливости и мудрости!

Если мы хотим достичь довольства Всевышнего, то нам подобает брать пример с Посланника (алейхиссалям) и быть милосердными по отношению к родственникам, соседям и друг другу! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Мунир-хазрат БЕЮСОВ Имам-мухтасиб

г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.