Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №153 — Опыт Совета муфтиев России в изучении и возрождении ханафитского наследия
23.09.2014

Опыт Совета муфтиев России в изучении и возрождении ханафитского наследия

Выступление первого заместителя председателя ДУМЕР Дамира Мухетдинова на Международной научно--практической конференции «Ханафитский мазхаб — духовное наследие Центральной Азии» в городе Актобе (Республика Казахстан).

Уважаемый муфтий хазрат Ержан хаджи Маямеров! Уважаемый президиум! Уважаемые участники конференции! По поручению председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина имею честь приветствовать Вас на гостеприимной земле Казахстана от имени мусульманской уммы нашей страны.

Искренне желаю международной научно-практической конференции «Ханафитский мазхаб — духовное наследие Центральной Азии» успешной и плодотворной работы, на благо верующих в Единого Творца людей, на благо наших обществ.

Перед нашей аудиторией мне хотелось бы рассказать о той работе, которую Совет муфтиев России ведет на протяжении более десяти лет в направлении возвращения нашим верующим той кладези знаний и мудрости, которую накопили мусульманские народы Евразии за многие века с момента прихода Ислама на эти земли. Большая часть этого наследия принадлежит ханафитской богословской школе и в этом — величайшая милость Создателя нашим народам, несмотря на все попытки принизить ее ценность и достоинства некоторыми нашими современниками.

Не скрою, мой личный интерес к школе Имама Абу Ханифы проснулся, что называется, от противного, то есть как реакция на жесткую и безапелляционную позицию по отношению к ханафитскому богословию со стороны преподавателей медресе и исламского института, где мне довелось учиться. Я знал, что татары Поволжья исторически были ханафитами и этот факт пробудил во мне интерес к изучению жизненного пути и наследия Имама Абу Ханифы и его учеников. Еще, будучи студентом зарубежного учебного заведения, я поставил себе цель по возвращении создать некую платформу, которая в научной и миссионерской плоскостях отстаивала бы приоритет ханафитского мазхаба для народов России, Средней Азии и Казахстана, пропагандировала его и развивала.

Мы собрались небольшой группой единомышленников — апологетов ханафитского мазхаба, которые готовы были по-настоящему работать на этой ниве, а не просто рассуждать. В 2004 году мы получили благословение муфтия шейха Равиля Гайнутдина и Совет муфтиев России выступил учредителем богословского журнала «Минарет Ислама», изначально задуманного как площадка по апологетике ханафитского наследия. После первых соответствующих научных и богословских изысканий, первых статей в нашем журнале, родился проект «Ханафитское наследие», ядром которого стала серия книг. Было решено перевести на русский язык труды по ханафитскому фикху. Выбор пал не на фундаментальные книги известнейших факихов Средневековья, таких как Бурхануддин Маргинани или Абубакр Касани, а на нашего современника, жившего в Сирии шейха Абдульхамида Махмуда Тахмаза и его многотомный труд «Ханафитский фикх в новом обличье». Это решение было продиктовано тем, что сирийский ученый изложил материал на современном языке, доступно и с учетом реалий сегодняшнего дня. В середине нулевых годов тренд на возрождение ханафитского мазхаба еще не стал мейнстримом и мы, фактически, были пионерами в этом направлении работы. Мы стремились подойти к вопросу системно и фундаментально как с научной, так и с идеологической точек зрения. И сегодня, когда издано уже несколько книг, журналов, опубликовано множество статей, мы видим, что пробудили интерес и любовь к ханафитскому наследию не только у имамов, преподавателей и студентов исламских учебных заведений, но и у широких слоев населения. Совсем недавно я, будучи в Крыму, посетил мечеть хана Узбека в городе Старый Крым. Этой мечети в текущем году исполняется, к слову, 700 лет. У михраба увидел самое первое — от 2004 года издание книги.

«Ханафитский фикх» под моей редакцией. Имам мечети объяснил, что книгу эту держат на видном месте у михраба потому, что она пользуется большим спросом среди прихожан: постоянно кто-нибудь из верующих изучает ее, чтобы найти ответ на вопросы по поклонению.

Первый том «Ханафитского фикха» под названием «Религиозные обязанности» освещает вопросы очищения, молитвы, узаконенной милостыни (закята), поста и паломничества в Мекку. Второй том называется «Общественные взаимоотношения» и раскрывает темы дозволенного и запретного, бракосочетания, жертвоприношения и другие. Завершена работа и готовится к печати третий том, посвященный вопросам джихада, государственного устройства, участия мусульман в выборных процессах. Четвертый том будет носить название «Укубат» и посвящаться теме наказания. Первые два тома имели пять переизданий совокупным тиражом 60 тысяч экземпляров. Здесь я хочу выразить благодарность Духовному управлению мусульман Казахстана, и шейху Абсаттару хаджи Дербисали, который на том этапе возглавлял муфтият за проявленный интерес к нашим трудам. ДУМ Казахстана закупило довольно большую партию наших книг. Тираж в 60 тысяч экземпляров хоть и считается довольно внушительным по меркам современного книгоиздания, этого количества крайне не хватает для того, чтобы обеспечить нужды многомиллионной уммы России. На данном этапе мы запускаем работу по изданию книг небольшого формата, с мягкой обложкой, посвященных тому или иному одному вопросу исламского правоведения. Например, была издана книга «Китаб аз-Закят (книга о закяте)» преподавателя Московского исламского института Марата Хайретдинова. Она основана на классических положениях ханафитского мазхаба, но с учетом вклада татарских мусульманских богословов и учитывает реалии, в которых живет современный российский мусульманин. Мы считаем, что подобные книги должны быть выпущены по множеству отдельных вопросов поклонения и фикха, дабы быть доступными самым широким слоям населения. В 2007 году Издательский дом «Медина» издал книгу «Абу Ханифа. Жизнь и наследие», которая была написана по нашему заказу имам-хатыбом Ярославской Соборной мечети Рустамом Батровым. Книга была многократно переиздана на русском языке различными издательствами, но немногие знают, что она была переведена на английский язык и издана со вступительным словом лорда Ахмеда Роттерхэмского — члена Палаты Лордов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Обеспечив такие базовые потребности в богословской литературе по фикху для имамов и исламских учебных заведений, мы обратились к нашему уважаемому муфтию и духовному наставнику шейха Равилю Гайнутдину с просьбой подготовить книгу по ханафитской акыйде. В 2012 году эта книга увидела свет тиражом в 10 тысяч экземпляров, а сегодня готовится новое ее издание — дополненное и переработанное. Название книги «Ханафитская акида». Некоторые комментаторы в блогах и на форумах попытались оспорить правомерность формулировки «ханафитская акида». Таким критикам можно лишь напомнить, что одна из книг шейха Шихабуддина Марджани называлась «Хикматум балига фил «акаид аль-ханафия». В 2013 году муфтий шейх Равиль Гайнутдин закончил работу над еще одной книгой — «Введение в шариат», которая также была издана в нашем Издательском доме.

Все эти издания мы стараемся сделать доступными для верующих, аппаратом Духовного управления мусульман Европейской части России организуется бесплатное обеспечение местных религиозных организаций мусульман комплектами литературы. Мы прилагаем усилия для организации научных исследований по изучению трудов ханафитских авторов, по популяризации ханафитского наследия в средствах массовой информации. Немалое внимание уделяется тому, чтобы организовать обучение в исламских учебных заведениях на основе классических традиций Средней Азии.

К сожалению, не все удается реализовать в том объеме и в такие сроки как хотелось бы. Основной причиной является отсутствие квалифицированных кадров. При большом количестве выпускников исламских вузов России и зарубежья, желающих серьезно и фундаментально заниматься наукой и богословием можно пересчитать по пальцам. Сегодня мы нуждаемся также в убежденных проповедниках, готовых просвещать и возрождать наши традиции среди мусульманских народов, исторически принадлежавших ханафитской традиции.

При этом мы иногда с грустью и тревогой наблюдаем, что в интерпретации некоторых поборников ханафитской традиции слово «ханафитский» выходит на первый план и ставится выше понятия «исламский». Горячие головы хотят превратить ханафитский мазхаб в некую клетку, застывшую, закостенелую систему, в которую ничего не впускают и никого не выпускают. Я хотел бы напомнить, что так называемые асхабу раи — ученики Абу Ханифы дискутировали как со своим наставником, так и между собой. Принцип фанатизма противоречит логике и духу Корана, а методология Абу Ханифы, его принцип критично и рационально осмысливать опыт предшественников, в конечном счете, предопределили то, что разработанная им богословская школа стала наиболее распространенной во всем исламском мире.

В завершении своего выступления я хотел бы напомнить высказывание Имама аш-Шафии об Абу Ханифе. В вопросах фикха, сказал он, все остальные люди перед Абу Ханифой словно дети.

Спасибо за внимание.

20 июня 2014 г., Актобе,
Республика Казахстан

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.