Одной из интереснейших страниц истории являются взаимоотношения мусульман и норманов. Они оказывали влияние на ход событий в течение средневекового этапа развития этих столь непохожих цивилизаций.
Существенные изменения в развитие народов континента на европейской исторической арене внесло появление арабов, и викингов некоторое время спустя. Выходцы из Скандинавии занимались в основном войной и торговлей, постепенно расширяя сферу свой активности. Они прибывали и на мусульманские земли, преследуя разные цели.
Ведущей цивилизацией мира в эпоху викингов был Арабский Халифат — исламское государство, простиравшееся на Восток до Афганистана и Узбекистана в Средней Азии; там находились наиболее крупные серебряные рудники того времени. Огромное количество исламского серебра в форме монет с арабскими надписями распространялось по региону Балтийского моря. Наибольшее количество находок серебряных предметов найдено на о. Готтланде (Швеция).
Исламские письменные источники упоминают слово «рус» — под ним можно подразумевать как скандинавов, так и другие народы из Древнерусского государства. У скандинавов интерес прежде всего проявлялся в сфере торговли, хотя существуют рассказы о военных походах против города Берда в Азербайджане. Существует несколько письменных источников подтверждающих торговые отношения между мусульманами и викингами:
Норманны спускаются вниз по Дону, реке славян, и пересекают сушу у Хамлюджа [современный Сталинград], большого города в земле хазар, где повелитель этой страны берет с них десятину. Затем они опять погружаются на корабли и выходят в Джурджанское море [Каспийское море], на побережье которого и находится конечный пункт их плавания. Это море простирается на 500 фарсахов в ширину. Иногда они доставляют свои товары из города Джурджания в Багдад, навьючив их на верблюдов. Там они используют славянских евнухов в качестве переводчиков. Они утверждают, что исповедуют христианство, поэтому с них, как с христиан, берут подушную подать.
Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]... Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле — а это большая река — и строят на ее берегу большие дома из дерева... И как только их корабли прибывают к этой пристани, тотчас выходит каждый из них, [неся] с собой хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному, воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений — длинные бревна, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: «О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то и столько-то голов и соболей, столько-то и столько-то шкур», пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров, — «и пришел я к тебе с этим даром», — потом [он] оставляет то, что имел с собой, перед [этим] бревном...
Очень часто они везли свои товары на верблюдах, вплоть до Багдада — столицы Халифата: «Они выдают себя за христиан и уплачивают установленную для христиан подать» — это записал Ибн Хордадбех, который был министром безопасности области вдоль караванного пути в Багдад от Каспийского моря. Он прекрасно понимал, что эти люди — не христиане. Причина того, что они называли себя христианами была только экономической — христиане платили более низкий налог, нежели язычники. Они везли в Халифат рабов, шкуры и мед, обменивая их на серебро. К концу Х века количество серебра на територии Халифата резко уменьшается, что становится причиной использования различных примесей металов. Из-за этого викингам становится малоинтересной торговля с арабами.
Арабские источники также сообщают о военных походах русов на города расположенные при Азовском и Каспийском морях, которые были как успешными, так и напротив — приносили лишь поражения.
Когда корабли русов достигли крепости у входа в эстуарий [Азовское море], они направили послов к царю хазар, дабы испросить его разрешения на проезд по его владениям, на плавание по реке и вход в Хазарское море, которым владеют, как мы узнали, также Джурджания в Табаристане и другие города варваров. Они пообещали ему половину добычи, которую надеялись захватить у племен, обитающих на берегах этого моря. Он дал им разрешение. Они вошли в эстуарий, поднялись вверх по реке [Дон] и затем спустились по Хазарской реке [Волга] вниз; миновали город Итиль [древний город близ Астрахани] и, пройдя устье, вышли в Хазарское море. Хазарская река очень широкая и глубокая. Так добрались они до моря, а их набеги опустошали эль-Джиль эд-Дайлем, Табаристан, Абоскун [название береговой части Джурджании], нефтеносные земли, Азербайджан. Они разграбили город Ардобил в Азербайджане, до которого от моря целых 3 дня пути. Они проливали кровь, грабили добро, брали в плен детей, а мелкие отряды грабителей и поджигателей наводили ужас на окрестности. Жителей побережья охватил неописуемый страх, потому что им еще никогда не приходилось в этих местах встречаться с врагом. По морю здесь плавали лишь мирные торговые или рыбачьи суда. Воевать им приходилось только с эль-Джилем эд-Дайлемом и войсками Ибн-Аби Саджа, но больше ни с одним народом они не воевали.
Русы высадились на берег у нефтеносных земель, которые называются Вабиках [Баку], и во владениях Шариван-шаха. На обратном пути русы высадились на острова неподалеку от нефтеносных земель; их отделяло от побережья лишь несколько миль. Повелителем Шаривана в то время был Али Бек эль-Хаитем. Когда шариванские купцы подплыли к этим островам на своих лодках и судах для ведения торговли, русы напали на них. Тысячи магометан погибли — кто в волнах, кто от меча.
Этот отрывок из рукописи Масуди говорит об успешности походов викингов. Другой фрагмент, напротив, говорит о поражениях в их военных походах.
Как мы уже сообщали, русы оставались на берегах этого моря в течение нескольких месяцев. У жителей прибрежных земель не было ни сил, ни средств для их изгнания, хотя они и провели ряд мероприятий военного характера и организовали оборону; у жителей этих мест высокая культура. Набрав добычи и пленных, русы двинулись в обратный путь — вошли в устье Хазарской реки и послали гонцов с деньгами и добычей к царю, дабы выполнить взятые на себя обязательства. У хазарского царя на этом море не было никаких кораблей, потому что хазары вообще плохие мореходы. А то бы они представляли постоянную угрозу для мусульман... [Далее описывается, как мусульмане, получив поддержку от христианского населения Итиля, готовятся к ответному удару по возвращающимся с добычей русам.] Они сражались 3 дня, и Бог даровал победу мусульманам. Все войско русов полегло в этом бою — кто погиб от меча, а кто утонул в водах великой Хазарской реки; только 5000 воинов удалось спастись. После этой битвы русы больше не предпринимали набегов на эти земли.
Также о поражениях норманов и русов пишет Ибн-Исфандьяра, который сообщает следующее:
Поход русов за [Каспийское] море с целью грабежа Табаристана. В тот год [297 год хиджры, то есть
В приведенных цитатах показан контакт скандинавов и русов с Хазарским каганатом, который был весьма влиятельным госудаством в IХ—X веке на територии Поволжья. На его територии преобладающими были тюркские народы. Анализ серебренных монет, найденных в Швеции указывает на то, что большинство из них было подделано в Хазарском каганате под вид арабских. Основной религией госудаства волжских булгар был иудаизм, однако с 922 года большинство из них приняли ислам.
Существует сага, что рассказывает о походе скандинавов на територию Халифата: «Сага о Ингваре Путешественнике». В ней Халифат назван Серкландом. Достоверность приведенных фактов в этой саге до сих пор не подтверждена, но существует 25 воточно-шведских рунических камней на которых сохранились надписи о людях, которые сопровождали Ингвара в этом путешествии. Эти камни свидетельствуют о том, что поход закончился поражением. На одном из камней в Сёдерманланде можно прочесть (по Е. Мельниковой): «Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара.
Они отважно уехали
Далеко за золотом
И на Востоке
Кормили орлов.
Умерли на юге
В Серкланде».
Слова «кормить орлов» в этих строчках означают «уехать воевать», а не торговать.
Приведенные выше цытаты показывают одну из трех ветвей сосуществования скандинавов и мусульман в эпоху викингов. Однако, существуют еще две ветви: взаимоотношения норманов и мусульман в средиземноморском ареале (военные походы в Испанию, Марокко, Тунис, о. Сицилия); пребывание арабских послов и торговцев на территории Скандинавии (Дания, Швеция). Взаимоотношения скандинавов и русов с мусульманами на територии Каспия и Халифата — только один из трех больших фрагментов истории эпохи викингов.
Виталий Щепанский,
Украина