Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №110 — Мозаика
16.11.2010

Подготовила Нина Александрова

Даты и события ДЕКАБРЯ

• 1 – 80 лет со дня рождения Мухаммета Магдеева (1930–1995), татарского писателя, литературоведа.

• 3 – 110 лет со дня рождения Салиха Сайдашева (1900–1954), татарского композитора.

• 7 – Новый год по Хиджре.

• 10 – 120 лет со дня рождения Ахмеда-Заки Валидова (1890–1970), политического и государственного деятеля.

• 17 – 130 лет со дня рождения Александра Самойловича (1880–1938), российского востоковеда.

 

Имена

В солдатской шинели

на фото Абдуль Тейфук

Незабвенен подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Люди разных национальностей, разных классов, возраста повседневно боролись против ненавистного врага.

Абдуль Тейфук по национальности крымский татарин. Родился в крестьянской семье. Окончил школу, затем Крымский педагогический институт. После окончания института работал учителем, заведующим школой, школьным инспектором в Алуштинском районо. В ноябре 1939 года Тейфука призвали на действительную военную службу. Ему пришлось вновь сесть за парту, А. Тейфук окончил Орловское пехотное училище. На фронт Абдуль Тейфук был направлен сразу же в первые дни войны. Воевал на Западном, Донском, Юго-Западном и Степном фронтах. Командуя батальоном 175-го полка 58-й гвардейской стрелковой дивизии, капитан Абдуль Тейфук проявил мужество, находчивость. 6 августа 1943 года он был награжден орденом Отечественной войны II степени. За умелое командование батальоном в боях на правом берегу Днепра и личное мужество Абдулю Тейфуку в декабре 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Гвардейцы капитана Абдуля Тейфука с большими личными потерями уничтожили 750 солдат и офицеров противника, 12 минометов, 42 пулемета, 2 артиллерийских орудия.

Абдуль Тейфук не дожил до Победы почти полтора месяца. В марте 1945 года он погиб в одном из боев на территории Германии. Тело героя перевезли во Львов и похоронили со всеми воинскими почестями.

 

Диалог цивилизаций

Владимир Петрович Наливкин (1852–1918) – этнограф, языковед. Автор работ по истории, археологии и этнографии Средней Азии, первый составитель узбекско-русского и русско-узбекского словарей, участник Хивинского и Кокандского военных походов 1873–1875 гг.

В. П. Наливкин был в числе видных деятелей русской культуры и просвещения в Туркестанском крае. С 1884 года Наливкин – первый учитель русско-туземной школы в Ташкенте, затем преподаватель среднеазиатских языков в Туркестанской учительской семинарии. В семинарии В. П. Наливкин вел также курсы исламоведения и истории халифата. В 1890–1895 гг. – инспектор народных училищ Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областей, с 1901 года – помощник военного губернатора Ферганской области, одновременно возглавлял областное правление.

Наливкин с супругой полюбили Среднюю Азию и намеренно жили здесь, в «ферганском кишлаке», чтобы «пройти школу узбекской жизни». В 1886 году в Казани вышла книга супругов Наливкиных «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы», где в одной из глав они описали жизнь мусульманского духовенства и преподавание в религиозных школах.

* * *

«При каждой мечети имеется приходская школа – мактаб, где мальчики данного прихода или квартала, обучаются чтению и письму <...>. Учреждается школа, то есть приглашается учитель по соглашению или нескольких наиболее влиятельных лиц или целого прихода.

Учителем приглашается или имам или азанчей той мечети, при которой школа находится, а в случае их отказа, неспособности или др. причин – постороннее лицо. Учитель по большей части один. При большом числе учащихся он выбирает себе помощников из лучших, наиболее знающих, старших учеников, приблизительно по одному на десять.

В кишлаках, отдаленных от города, где грамотных людей сравнительно мало, труд такого учителя – дамуллы оплачивается довольно сносно и всегда почти хлебом. Он получает условленной платы не менее пуда пшеницы в год за каждого учащегося и, кроме того, время от времени мелкие подарки деньгами и продуктами. Учительница – атун, обучающая девочек на дому, в этих же кишлаках получает тоже пшеницей, но вдвое менее.

В городах дамулла условленной платы по большей части не получает. По четвергам каждый ученик приносит ему так называемый пейшамбелик (пейшамбэ – четверг) – деньги, хлеб, рис, – размеры которого всегда зависят от благосостояния той семьи, к которой принадлежит учащийся. Кроме того, при окончании каждого особого отдела выучки дамулла получает от родителей небольшие подарки, а ежегодно перед наступлением праздника Рамазана школьники ходят вечером по своему приходу славить и все собранное отдают своему учителю. Этот обычай ведется теперь главным образом в кишлаках и носит название рамазанлыка. Дамулла составляет стихи рамазанлыка; ученики заучивают их и декламируют на распев. В некоторых местностях рамазанлык декламируется только своим родителям. Тот же обычай и у девочек <...>.

Число учащихся в одной школе колеблется от 5 до 30, реже до 40 мальчиков, а возраст поступления в школу в среднем может быть принят около 8 лет. Обучение необязательное. Все ученики низшей школы приходящие. Отец или другой старший родственник приводит мальчика в школу к учителю, причем последнему приносится блюдо палау или другое какое-либо угощение, и произносится речь такого приблизительно содержания: «Господин, мы поручаем тебе нашего ребенка вам. Учите его, бейте. Если даже и убьете – мы не будем иметь на вас претензии. Мясо – ваше, кости – наши».

Впоследствии большинство учителей пользуется данным родителями правом самым широким образом <...>. Раз нам пришлось учить взрослого уже сарта арифметике. Малый оказался очень толковый; дело шло успешно, но, несмотря на это, взрослый ученик совершенно серьезно просил одного из нас поколачивать его время от времени, уверяя, что тогда ученье пойдет много ходчее.

 

Коллекция цитат

С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.

Рудаки

 

Веселая мудрость

Ходжу Насреддина вспоминают по разным поводам, а то и вовсе без повода, просто потому, что он побывал во всех мыслимых и немыслимых ситуациях, в которых только может оказаться человек.

* * *

У Ходжи был знакомый, который не почитал старших, оскорблял людей. Никакие упреки на него не действовали.

– Что же делать? – говорил наглец. – Из такого уж теста я сделан.

– Дело не в тесте, – сказал Ходжа, – а в том, как его месили. А тесто, из которого ты сделан, месили плохо.

 

* * *

Однажды односельчане увидели Ходжу, бегущего изо всех сил.

– Куда ты так бежишь? – спросил его один сосед.

– Говорят, что издалека мой голос приятно звучит, – на бегу ответил Ходжа.

 

* * *

Однажды один человек забрался на высокое дерево и никак не мог спуститься на землю. Односельчане долго совещались и наконец решили позвать Ходжу Насреддина, славящегося своей мудростью. Ни слова не говоря, Ходжа закинул бедняге наверх веревку и велел обвязать себя вокруг пояса. Тот исполнил. После этого Ходжа сильно дернул за свой конец, так что тот человек оказался на земле с переломанной ногой.

Все стали укорять Насреддина, что он так глупо и неосторожно поступил.

– Ничего не понимаю, – пожал плечами Ходжа, – этот метод всегда срабатывает, когда надо вытащить кого-нибудь из колодца…

 

* * *

Вздумал ходжа заняться торговлей солеными овощами. Накупил он все, что нужно для этого, и даже осла. Когда они подходили к домам, где у них брали соленья, или попадали на бойкие улицы, осел, не давая Ходже выговорить слово «соленья», начинал по привычке реветь по-ослиному, и у Ходжи слова застревали в горле. Вот только Ходжа собрался на бойком месте громко закричать: «Соленья, соленья!» – осел опять упредил его и заревел. Ходжа рассердился и сказал: «Послушай, товарищ, ты будешь продавать соленья или я?»

 

* * *

Однажды один из родственников Ходжи чем-то уж очень угодил ему.

– Проси у меня все, что хочешь, – не подумав, сказал Ходжа.

Родственник так обрадовался, что никак не мог придумать, что бы такого попросить.

– Дай мне срок подумать до завтра, – наконец сказал он.

Ходжа согласился. На следующий день, когда родственник пришел к нему с просьбой, Ходжа ответил:

– Я обещал тебе только одну вещь. Ты попросил дать тебе срок до завтра. Я дал. Так что ты еще хочешь?

 

Книжная полка

Мавлид ан-Набий: ежегодный научно-культурологический альманах. – Вып. 4. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2010.

Очередной выпуск сборника собрал статьи ведущих исламоведов, востоковедов, ученых в других сферах науки, деятелей искусства о значимости Ислама и личности Пророка Мухаммада в истории человечества.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.