27 февраля в Казани состоялся IV Съезд Духовного управления мусульман Татарстана, в котором приняли участие 526 имамов из различных районов республики, члены президиума ДУМ РТ, муфтии из разных регионов России и гости. О том, как в будущем будет развиваться институт муфтиятов, и о роли Минтимера Шаймиева в возрождении Ислама читайте в беседе с Гусманом ИСХАКОВЫМ.
— Уважаемый Гусман-хазрат, работа Духовного управления мусульман Татарстана по праву считается одной из образцовых: налажена продуктивная работа по многим направлениям, есть диалог с властями и общественностью. Каков «рецепт» эффективной деятельности муфтията? Как организовать его работу так, чтобы была польза и религии, и людям?
— Дело в том, что, как говорит Всевышний в Коране и Пророк (мир ему!) в своих хадисах: «…благоденствие бывает там, где люди объединяются, где они не разобщены». До 1998 г. в Татарстане существовало 2 ДУМа, были и другие подводные течения. В конце концов, наш Президент Минтимер Шаймиев решил, что для общего блага пришло время создать единый ДУМ. К этому времени в Республике существовал муфтият, которым руководил Габдулла Галиуллин, и муфтият при ЦДУМ во главе с Хамитом Зиннатуллиным. Шаймиев встретился с мусульманскими лидерами и заявил, что назрел вопрос о проведении съезда, на котором сами мусульмане должны выбрать единого муфтия. Президент лично участвовал в работе съезда и обещал, что он будет работать с тем человеком, которого изберут легитимным способом. Вот с этого времени и наступили мир и согласие в татарстанской умме. Да, есть проблемы, но они решаются в рабочем порядке. Именно объединение является стержнем успешной работы ДУМ РТ.
Вместе с тем, есть согласие между всеми священослужителями — имамами, казыями. Я не хочу называть их подчиненными, мы — партнеры. Мне тоже приходилось проводить разъяснительную работу. Как минимум 1 раз в неделю я совершал поездки по Республике, раз в полмесяца выезжал за пределы Татарстана. В этих поездках была своя прелесть — набирался опыт. Еще раз подчеркну: секрет успеха — это единство.
— Вы нередко говорите о том, что ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. С такими же проблемами сталкиваются и в других регионах. Есть ли в ДУМ РТ видение выхода из этой ситуации?
— У татар есть такая поговорка: «Если стегать коня, который бежит, то он может и остановиться». За 70 лет в обществе произошли такие изменения, что мусульманское духовенство пришло к плачевному состоянию. Если в 1998 г. эрудированных, грамотных имамов было всего 7–8 % от общего числа, то сейчас эту цифру можно умножить на два. Одна пятая всех священнослужителей обладают фундаментальными знаниями. Я думаю, что через 10 лет их будет уже половина. Сейчас многие учатся, в том числе и за границей. Я не думаю, что 100 % выпускников пойдут работать имамами в мечети. Пусть идут в политику, на производство – пусть служат обществу. Они своим поведением будут являться примером для остальных, люди к ним потянутся. Это ли не служение Аллаху? Есть изречение Пророка о том, что лучшие деяния перед Всевышним — это пусть малые, но постоянные. Надо мало-помалу продвигаться вперед. Такая подвижка – уверен, – есть.
Сейчас в Татарстане действует более десяти мед-ресе, работает Российский исламский университет. Почти при каждой мечети действуют воскресные школы. Мне кажется, учебных заведений достаточно, нужно только повышать качество обучения. Надо также привлекать людей из-за рубежа. Не надо бояться, что они приедут сюда с чуждой нам идеологией. Сейчас мы уже можем отличить их. В 90-е гг. это было сложно, у нас не было такого «рентгена», определяющего, с какими намерениями иностранный гражданин прибыл к нам, не хочет ли объявить джихад, не будет ли подбивать молодёжь на военные действия. Сейчас мы можем отличить таких людей – у нас есть свои грамотные специалисты. Мы будем приглашать тех, кто знает наш менталитет, носителей языка, имеющих общее с нами направление в Исламе.
— Казань — не только столица Татарстана, но и столица всех татар. Каким образом развиваются ваши отношения с татарской интеллигенцией? Оказываете ли вы духовную поддержку татарам, проживающим вне России?
— На все свои конференции, симпозиумы, тематические встречи мы приглашаем представителей интеллигенции. Сами тоже ходим к ним. Те, кому сейчас по 60–80 лет, далека от религии. Это их не вина – это их беда, ведь они были воспитаны во времена воинствующего атеизма. К сожалению, наши с ними контакты не такие теплые, как с поколением 40–50-летних. В любом случае, мы работаем совместно со всеми слоями татарской духовной элиты – это же часть нас самих.
Что касается работы с соотечественниками, разбросанными по всему миру, у нас действует Ассоциация мусульманских религиозных организаций «Казанский муфтият», которая ведет работу с более чем 20 организациями по всей России. Мы регулярно встречаемся с татарами Украины, Белоруссии, Финляндии, США – особенно во время больших всетатарских форумов. Они сами считают необходимым для себя встретиться со мной, прийти в резиденцию Духовного управления. Я тоже во время заграничных поездок встречаюсь с представителями татарских диаспор. Если зарубежные татары хотят получать религиозную литературу, учиться в наших мусульманских учебных заведениях, мы только приветствуем это.
— В 1990-е гг. основными задачами исламских духовных организаций были открытие мечетей, подготовка имамов, издание литературы по азам Ислама, т. е. задачи удовлетворения базовых религиозных потребностей населения. «Нулевые» годы обозначили новые цели — такие, как активизация мусульман в общественном поле и их полнокровное участие в общественной жизни России. Как Вы считаете, были ли достигнуты цели первого и второго десятилетия?
— Задачи, стоявшие в 90-х гг., я считаю, были полностью реализованы. В Татарстане работает более 1400 мечетей, издается мусульманская литература, выходят периодические издания. Вы правильно подметили: в новом веке необходимо активизировать общественную жизнь мусульман. Мне кажется, этот процесс идет. Мечети заполнены молодыми людьми – искренними и набожными. Да, они, возможно, не имеют глубоких знаний об Исламе. Но они пришли из государственных структур, бизнеса, заводов, фабрик, научно-исследовательских институтов. Эти ребята пришли к Исламу сами. Они, родившиеся в 80-х, чище, чем мы: они не видели лицемерия, им, в отличие от нас, не приходилось скрывать своих убеждений, обманывать представителей партии. Пройдет еще немного времени – максимум 10–20 лет, – и эти парни и девушки будут маяком для всего общества, руководителями разных уровней. Надо только подождать, параллельно продолжая работу.
А то, что эти дети якобы не придерживаются «чистого Ислама»… Эта сказка уже стара. Это не так. Не надо придумывать что-то новое, надо вернуться к хорошо забытому старому. Как наши деды и прадеды передали нам Ислам, так и мы должны сохранить нашу веру для потомков.
— Мусульманская общественность время от времени озвучивает мнение о том, что в России должен быть политик крупного калибра, который бы олицетворял собой исламское сообщество нашей страны, был бы «Лицом российского Ислама». Именно в этом качестве известен во многих мусульманских государствах покинувший свой пост президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Как Вы думаете, кто может занять его место в действующем политическом бомонде и должен ли кто-то вообще его занимать?
— Президент Шаймиев — это глыба, айсберг, человек, который символизирует умеренный путь. Он сумел создать ту модель, которой восхищаются, которую приезжают изучать со всего земного шара. Кто его может заменить? Я не понимаю вопроса. Минтимер Шаймиев ведь никуда не уходит, он остается служить народу, служить Исламу. Он, со своим авторитетом и знаниями, сейчас берется за восстановление нашей татарской святыни – музея-заповедника в Булгарах. Я думаю, что уйдя со своего поста, он будет не меньше, а больше работать на благо Ислама.
— Нередко в мусульманской среде заходит речь и о перспективах таких структур, как духовные управления мусульман. Ведутся дискуссии о том, должен ли быть глава ДУМ муфтием, т. е. улемом, издающим фетвы и задающим духовный вектор, или же это должен быть своего рода «министр», который выполняющий функции менеджера. И что такое сам муфтият — своего рода министерство, отвечающее за приходы, мечети, медресе и работу имамов или же духовный центр, который и газету издает, и культурные мероприятия проводит, и научные мероприятия организует. Каким образом муфтияты будут развиваться в будущем?
— Знаете, можно посмотреть на арабские, на страны, Турцию. Но ведь в этих странах нет отделения государства от религии. Мы, согласно Конституции РФ, живем в светской стране, поэтому о создании министерства не может быть и речи. А вот если в духовных управлениях будут открываться отделы, которые занимаются изданием фетв, организацией хаджа, развитием института вакуфного имущества, это будет разумнее. Мы пошли этим путем. Существующая сейчас форма меня устраивает. Кто знает, может, через 10 лет она не будет удовлетворять потребностям мусульман страны, возможно, тогда ДУМы себя изживут. Но торопить события не стоит. Говорят, если государство будет финансировать исламские структуры, будет всеобщее процветание. Да просто надо трудиться на благо Аллаха, засучив рукава, и Он даст Свою милость, откроет врата изобилия. Я часто вспоминаю слова своей матери Рашиды – пусть Аллах даст ей долголетия! – она любит повторять: «Сынок, с деньгами каждый может сделать все, что угодно, а ты попробуй без них, тогда и будешь молодцом». Сидеть без дела, разводить руками, ждать, когда кто-то придет и принесет — это не наш путь, это противоречит самой сути религии. Только работа является секретом успеха.
Беседу вели Диляра АХМЕТОВА,
Альфред МУХАМЕТРАХИМОВ