Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №101 — Пути между Меккой, Мединой и Ямбогом
24.02.2010

Российская мусульманская традиция, наука и дипломатия создали целый ряд выдающихся источников, посвященных истории хаджа. Но совершенно особую роль здесь занимает отчет штабс-капитана Габдельазиза Давлетшина «О командировке в Хиджаз», с фрагментами которого мы продолжаем знакомить наших читателей. Полная версия опубликована во втором выпуске ежегодного сборника путевых заметок о хадже «Хадж российских мусульман» (составитель и отв. редактор И. А. Нуриманов), выпускаемом ИД «Медина». Книга представлена на портале www.idmedina.ru.

(Окончание. Начало в №№ 98–100)

Дорога Тарык-эс-Султани, длиной около 460 верст, представляет удобство для движения караванами по отсутствию значительных подъемов и спусков, по обилию воды хорошего качества в колодцах, но часто выбирается из опасения быть не пропущенными Ибне-Харбами через Джудайдя-богазы другой, хотя более короткий, но более трудный путь Тарык-эль-Форги.

Последняя дорога отделяется от Султани в Робуге (Рабиге), направляясь вправо на северо-восток, и в верстах в 15 входит в горы; следуя затем вдоль ущелья Хоршан, подымается до колодцев Редван (с пресной водой). Длина этого шестого, если считать от Мекки, перехода около 50 верст.

7-й переход, около 30 верст до селения Абу-Дебаг, где имеются родник и сады из финиковых пальм; дорога на этом промежутке сильно стеснена горами и пролегает по узким ущельям.

8-й переход, около 25 верст до селения Реян, с родником и садами; на этом переходе встречается много родников с пальмовыми садами и небольшими селениями бедуинов рода Оуф (Ауф).

9-й переход, до широкого и безводного ущелья Вади-эль-Годыр (Вади аль-Хадыр), около 25 верст; от Реяна уклон делается заметнее; верстах в 15 узкий и трудный подъем на перевал Риэль-Хиф и затем пологий спуск к Годыру.

10-й переход, до колодца Эльва, около 35 верст; дорога, огибая горы, круто поворачивает на северо-запад и через 10 верст у колодца Бир-эль-Азм берет северное направление и идет таким образом до конца перехода.

11-й переход, около 55 верст, до города Медины; от Эльва дорога направляется на восток до пункта Бир-эль-Маши, расположенного среди широкой равнины с заброшенной большой турецкой кала (крепость), при которой находится один колодец с пресной водой; отсюда путь следует вдоль широкой промоины и, делая постепенный поворот на восток, доходит до колодцев Бияр-эль-Али, где дорога Форги соединяется с Султани.

Форги имеет длину около 425 верст, богата водой по западному склону гор; благодаря частым селениям много запасов сена. Кабиля Оуф (Ауф), по территории которых пролегает эта дорога, более мирные, чем Ибне-Харбы, но подъем со стороны Робуга (Рабига) очень каменист и затруднителен.

3-я дорога еще несколько более короткая, но вследствие трудного перевала, она доступна только для движения на легких хейджинах. Это Тарык-эль-Гаир, отделяющаяся от Султани, как и Форги, в Робуг (Рабиг).

6-й переход, около 45 верст, до колодцев Мубайрек; верст 8 дорога, имея северо-восточное направление, идет по ровной береговой полосе, затем входит в предгорья и, пересекая мелкие ущелья, вступает, не доходя до колодцев, в широкое вади; на этом переходе попадаются неудобные для проезда каменистые седловины; вода почти пресная.

7-й переход, около 45 верст, до колодцев Ресфа; дорога все время идет по ущелью вверх, имея незначительный уклон; вода крайне невкусная.

8-й переход, около 25 верст, до подножия хребта Гаир; дорога, оставляя ущелье вправо, уклоняется на север и пересекает несколько высоких седловин; не доходя верст 5 до хребта, спускается в песчаную широкую равнину, прилегающую к Гаиру и, следуя по этой равнине, поворачивает вдоль хребта на северо-запад; воды нет.

9-й переход, около 70 верст, до колодца Бир-эль-Маши; подъем на хребет начинается в северо-восточном направлении вдоль небольшого ущелья и имеет протяжение около 10 верст, вначале пологий, затем последние шесть верст, делаясь круче, извивается между крупными глыбами камней; главное затруднение для проезда составляет не крутизна (не более 1/5), а эти камни, в некоторых местах лежащие уступами, в других же оставляющие очень узкий проход, так что верблюд с трудом переставляет ноги; подъем возможен только спешившись. Самый перевал представляется в виде седловины, от которой в обе стороны расходятся ущелья; на перевале высечены в скале глубокие колодцы для скопления дождевой воды; спуск по широкому ущелью очень пологий; встречается очень много зарослей крупного «шука» (колючки), много также горизонтальный площадок, устроенных при помощи подпорных стенок и предназначенных для посевов; в случае остановки рякибы пользуются дождевой водой из резервуаров, находящихся верстах в двух в стороне от дороги. В Бир-эль-Маши дорога Гаир сходится с Тарык-эль-Форги.

10-й переход, около 15 верст, до Медины. Дорога Гаир имеет в длину около 400 верст; кроме трудного подъема на перевал со стороны Робуга (Рабига) и нескольких каменистых седловин при въезде в горы, на всем остальном протяжении она очень удобна для движения; сторона, обращенная к морю, богата порослью «шука» (колючки); воды же встречается мало, и она дурного качества. Это кратчайший путь между Меккой и Мединой, и он без особых затруднений проходится на хейджинах в течение 5 дней; говорят, что в исключительных случаях можно проехать это расстояние на одних и тех же хейджинах в 2 дня. Гаир – дорога историческая: по ней в 622 году произошло бегство Магомета из Мекки в Медину.

4-й путь между Меккой и Мединой, огибающий горы по восточной их окраине и пролегающий по границе между Хиджазом и Недждом, это Тарык-эш-Шарки.

1-й переход до селения Вади-эль-Леймун, около 35 верст; дорога идет между высокими горами в северо-восточном направлении; эта вади, так же, как и Вади-эль-Фатима, имеет проточную воду, благодаря которой здешние бедуины занимаются огородничеством и бахчеводством, снабжая Мекку арбузами, овощами и другой зеленью.

2-й переход, около 30 верст, до колодца с солоноватой водой Эль-Мадык.

3-й переход, около 50 верст, до Вади-эль-Биркэ; верстах в 15 от предыдущего колодца, при выходе из гор, находится яма с дождевой водой – Хафаир, где караваны запасаются водой для дальнейшего пути, так как в Биркэ воды нет.

4-й переход, около 50 верст, до колодца Хаза; дорога от предыдущего пункта поворачивает на север, и, так как Хаза находится в горах, путь, сворачивая на северо-запад, ведет к этим колодцам, имеющим пресную воду.

5-й переход, около 60 верст, до колодцев с пресной водой Суфияна; дорога, выходя вновь к окраине гор, следует в северном направлении.

6-й переход, около 75 верст, до колодцев Эль-Хаджарие.

7-й переход, около 30 верст, до колодцев Герада; вода этих колодцев имеет запах серы, но находится всюду на небольшой глубине в 1–2 аршина.

8-й переход, около 60 верст, до ямы с дождевой водой Ханк или Кодир; дорога на этом переходе имеет северо-западное направление.

9-й переход, около 35 верст, до Медины; путь сворачивает на запад, входит в горы и идет по ним до самого города.

Дорога Эш-Шарки, протяжением около 400 верст, пролегает по более безводной местности, и потому ею пользуются сравнительно редко, когда остальные пути слишком опасны из-за нападений бедуинов; хотя по этому направлению, говорят, много травы для верблюдов, и в летнее время здесь бывает не так жарко.

Дорога между Мединой и Ямбогом (Янбо)

Между Мединой и Ямбогом (Янбо) имеется одна большая караванная дорога, направление которой до селения Хамра совпадает с таковым Тарык-эс-Султани.

Верстах в трех от Хамра, оставляя ущелье Вади-эс-Софра (Вади Сафра) слева, дорога уклоняется на северо-запад и идет по этому направлению до колодца Бир-эль-Сеид, часто пересекая невысокие каменистые седловины; от Хамра до Бир-эль-Сеид около 35 верст; вода в колодцах хорошего качества.

От вышеназванного колодца дорога по тому же направлению и по такого же характера местности дорога идет около 30 верст и выходит на ровную береговую полосу. Затем, соединяясь с путем, идущим вдоль берега моря, поворачивает на северо-запад параллельно берегу и идет, таким образом, до самого Ямбога (Янбо); протяжение этого последнего перехода – около 75 верст.

Длина всего пути от Медины до Ямбога (Янбо) – приблизительно 230 верст; караваны его проходят обыкновенно в течение 5 дней и, как уже было упомянуто выше, путь этот часто закрывается Ибне-Харбами в теснинах Джудайдя, а потому в некоторые годы паломники предпочитают возвращаться из Медины обратно в Мекку, чтобы выехать из Хиджаза через Джедда; осенью текущего года (1898) запас зерна, отправляемого египетским правительством для «текие» в Медине, был загружен в Джедде (Джидде) и оттуда уже перевезен на верблюдах по назначению.

Общий вид лучезарной Медины. Рисунок Р. Бертона


Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.