Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №101 — О хиджре Пророка Мухаммада (МИР ЕМУ) из Тафсира Благородного Корана Абдуллы Юсуфа Али
24.02.2010

Сура 9

ПОКАЯНИЕ

 


ИД «Медина» представляет Тафсир Корана Абдулы Юсуфа Али Выдающемуся исламскому богослову XX века Абдулле Юсуфу Али – один из первых и очень немногих создателей тафсиров, которому удалось отойти от средневекового понимания сюжетов, толковавшихся до той поры весьма поверхностно и буквалистски, и помочь верующим всего мира иметь более ясное и глубокое понимание смысла строк Корана. Настоящее издание адресовано абсолютно всем читателям – независимо от их вероисповедания и национальности, воззрений и возраста, поскольку Слово Всевышнего предназначено для всех без исключения. Тафсир призван помочь в более полном понимании Священного Писания и основ Ислама, укрепить веру и наполнить сердца любовью к Исламу.

40. Если вы (верующие мусульмане) не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах – с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый.

 

… [Имеется в виду] изгнание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) из Мекки, ставшее началом знаменитой хиджры. Враги охотились за его жизнью; он отправил своих соратников в Медину, а вскоре бежал и сам. Али вызвался встретить врагов в его доме, и Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) покинул свой родной город в сопровождении одного лишь Абу Бакра. В течение трех суток, пока многочисленная вражеская армия искала их, они оба скрывались в пещере Саур (или Тур), в 5 км от центра Мекки. «Нас всего двое», – сказал Абу Бакр. «Нет, – ответил Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), – ибо Аллах с нами». Вера умиротворила их разум, и Аллах даровал им безопасность. Они благополучно добрались до Медины, и это стало началом славной страницы в истории Ислама. Силы, помогавшие им, были невидимы, но обладали несокрушимой мощью.

«Второй из двух» – впоследствии это выражение стало почетным прозвищем Абу Бакра [будущий первый халиф].

Сакина: «спокойствие, мир, безопасность». Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) никогда не был подвержен человеческим слабостям: чрезмерной самоуверенности, надежде только на человеческую силу или многочисленную армию. В час опасности он оставался храбрым и абсолютно спокойным и полагался на помощь Аллаха. Своим спокойствием он вселял уверенность в окружавших его людей и останавливал обратившихся в бегство. Окончательная победа мусульман стала возможной лишь благодаря помощи Аллаха.

В иудейских писаниях слово сакина используется как символ славы Господней, осеняющей шатер – скинию, в котором хранили ковчег, а позднее – Храм, построенный Сулейманом [Соломоном].

Враги Ислама похвалялись, что искоренят новую религию, но в результате оказались в жалком положении.

100. Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние.

«Опередившие» – находящиеся в первых рядах Ислама – те, кто проявляет смелость и страдает ради дела Аллаха, и никогда не отступает. Первые исторические примеры – это мухаджиры и ансары. Мухаджиры – те, кто оставили свои дома в Мекке и переселились в Медину; Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) был среди последних, кто оставил опасное место. Мухаджиры названы первыми. Затем были ансары – «помощники», жители Медины, которые пригласили к себе беженцев, приютили их и оказали им помощь. Они сформировали ядро новой общины. Затем упоминаются те, кто последовал за ними, совершая благие деяния: не только сподвижники Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!), но и люди из последующих поколений, чья жизнь отличалась благочестием. Несмотря на все страдания и жертвы, они были вознаграждены драгоценным даром – тем, что Аллах был ими доволен, и их спасение – это высшее блаженство, которое они испытают.

107. Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для того, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами.

Здесь говорится о вероломных предателях, проявившихся в истории с «мечетью для нанесения вреда» (дырар) в Кубá. Кубá – это пригород Медины примерно в 5 километрах к юго-востоку от неё [в настоящее время – в границах города]. Когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) был вынужден спасаться в Медине во время совершения хиджры, то перед вступлением в город он провел 4 дня в селении Кубá. Здесь была построена первая мечеть – «мечеть Богобоязненности», в которую он часто приходил во время своего последующего пребывания в Медине. Воспользовавшись преимуществом этой священной близости, некоторые лицемеры из племени Бани Ганам построили еще одну мечеть в Кубá, притворившись ревностными сторонниками Ислама. В действительности же они были в союзе с закоренелыми врагами Ислама, один из которых, Абу Амир, сражался против мусульман в битве при Ухуде, а после битвы при Хунайне находился в Сирии. Его соратники желали, чтобы он пришел в мечеть, но это было бы только источником бед и распрей, и этот замысел был разрушен.

Абу Амир имел прозвище Рахиб (Монах), поскольку он был тесно связан с христианскими монахами.

111. Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Торе, Евангелии и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние.

В сделке, заключаемой между людьми, обе стороны предлагают и получают некоторое преимущество. В божественном же договоре Аллаха с человеком, Аллах берет волю человека, его душу и имущество, а взамен дает вечное блаженство. Человек сражается за дело Божье и воплощает Его волю. Все, от чего он должен отказаться – это эфемерные вещи ближнего мира, в то время как он получает вечное спасение, воплощение своих высочайших духовных надежд – действительно наилучшее обретение.

Мы доверяем себя и свое имущество Аллаху, и Аллах дарует нам спасение. Такова истинная доктрина искупления, и о ней говорится не только в Коране, но и в более ранних Откровениях – Торе и Евангелии. Любые иные виды искупления отвергаются Исламом, особенно искаженная христианская идея, согласно которой один человек пострадал за наши грехи, а мы получаем искупление через его кровь. В расчет берется только наше смирение, а не заслуги другого человека. Наше полное подчинение может включать в себя борьбу за дело Всевышнего – как духовную, так и физическую. Что касается реальной борьбы с мечом в руках, на этот счет в разное время существовали разные точки зрения в различных теологических теориях, но на практике между теми, кто создавал эти теории, было мало различий. Иудейские воины были безжалостными истребляющими воинами, Ветхий Завет говорит об этом без обиняков. В Новом Завете ап. Павел восхваляет достойные плоды веры, упоминая в качестве идеала Гедеона, Варака и других воинов Ветхого Завета, «…которые верою побеждали царства ... были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:32–34). Никто из уважающих себя христиан или приверженцев других конфессий на протяжении истории не следовал буквально монашеской морали Евангелий. Безбожники, упорствующие в своих грехах и силой выступающие против истины – это форма зла, против которой следует бороться по «установлению Аллаха» (аят 9:112).

112. Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и странствуют, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха.

Мы должны возрадоваться, что, отказавшись от таких ничтожных вещей, как свое эго и свое имущество, мы получим такую прекрасную награду, как вечная жизнь в блаженстве. Истинно уверовавшие, чьи различные качества были описаны в данном аяте, обретут эту радость. Добрая весть должна быть провозглашена всем верующим, включая самых слабых из нас, чтобы они могли извлечь пользу из этого примера.

117. Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он – Сострадательный, Милосердный.

Мухаджиры и ансары были ревностными помощниками Ислама, их вера была доказана великими жертвами, но в трудные дни похода в Табук некоторые из них – не из злого умысла, а по недомыслию и из-за человеческой слабости – не смогли соответствовать высоким стандартам. Они были прощены и впоследствии искренне раскаялись.

Обратите внимание, что слово «совратились» означает лишь небольшое отклонение перед лицом новых трудностей по причине слабости человеческой натуры: слабость была проявлена лишь частью людей на некоторое время и, тем не менее, это было преодолено по милости Аллаха, поэтому они все смогли исполнить свой долг, и им была прощена их мимолетная слабость, которую они преодолели.

Публикацию подготовил
Дамир ХАЙРЕТДИНОВ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.