Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №100 — Святые лики семи пиров священной Бухары
30.12.2009

В этом номере мы начинаем рассказ о семи пирах Хаджаган – Накшбанди, которые родились в округе Бухары, здесь творили и были похоронены, то есть чьи могилы сегодня являются местами посещения – мазарами, зияратами мирового значения.

(Продолжение. Начало в № 99)

Хаджа Абдалхалик Гиждувани

Мемориальный ансамбль Гиждувани

Первым пиром из семи является Хаджа Абд аль-Халик б.Абд аль-Джамил Гиждувани (1103–1179). Он является основателем самостоятельной школы мистицизма в Мавераннахре, известной как хаджаган, чьим последователем через два столетия стал известнейший суфий Бахааддин Накшбанд (1318–1389).

Отец Абдалхалика Гиждувани – имам Абдужалил Хаджи и его мать были родом из Византии (Рума, позднее Турции), отец был потомственным имамом. Считался авторитетным факихом, носил почетное прозвище Абд аль-Джалил – Имам и возводил свое происхождение к имаму Малику бин Анасу (713–795). Мать аль-Гиждувани была родом из правителей Рума.

Аль-Гиждувани родился в 1103 году в Гиждуване, расположенном в 47 км от Бухары, ныне одном из крупных городов Бухарской области. К девяти годам выучил наизусть Коран, к десяти годам принимал активное участие в суфийских радениях. Приехал в Бухару в возрасте 22 лет, специально чтобы стать муридом известного мистика Абу Якуба Йусуфа аль-Хамадани (1048–1140). Затем он стал его духовным заместителем в качестве четвертого халифа.

Мемориальный ансамбль ар-Ривгарий

О количестве написанных Гиждувани работ имеются разночтения. Одни считают, что их четыре, пять, некоторые называют гораздо больше. Это вызвано тем, что аль-Гиждувани, как это было принято на Востоке, не давал названий своим сочинениям. Это стало причиной того, что переписчики его работ были вынуждены сами давать им названия. Сочинения Абдалхалика Гиждувани хранятся в Институте востоковедения Академии наук Республики Узбекистан. Это уникальные по богатству духовной мысли работы, в которых шейх аль-Гиждувани предписывает каждому вставшему на путь познания Божественной мысли «отвернуться от дел мирских и начать заниматься поиском света истины», а для этого необходимо в первую очередь подавить в себе все страсти и полностью контролировать и знать свои помыслы.

Аль-Гиждувани продолжил духовное учение Йусуфа аль-Хамадани, ввел молчаливый зикр, сформулировал восемь правил, основных принципов духовно-религиозного учения, лежащих в основе тариката хаджагон. Причем первые четыре из них, по словам аль-Гиждувани, были сформулированы Йусуфом Хамадани, а он лишь доработал их.

Мемориальный ансамбль ар-Ривгарий

Заметное влияние на формирование взглядов Абдалхалика Гиждувани оказали учения хорасанской школы маламатия (идти праведным путем, отрешаясь от мирского) и каландария (все время быть в пути как физически, так и духовно, принять добровольную бедность). Каждый суфий должен обязательно исполнять предписания шариата, сунны Пророка, обязательно изучать фикх и хадисы и т. д. Им был создан строгий кодекс поведения для своих последователей: сторониться лжесуфиев, отправлять намаз со своей общиной, не стремиться быть имамом или муадзином, быть скромным, незаметным, следить за своим внешним видом, ни с кем не спорить, не стремиться к известности и т. д.

Абдалхалик Гиждувани похоронен в Гиждуване у ног своей матери. Рядом с захоронением Хазрати, шейха Абдалхалика Гиждувани, в 1432–1433 годах Темурид Мирзо Улугбек велел построить медресе, мечеть, минарет. Недалеко располагалась чиллахона (место для уединенных сорокадневных радений).

В 2003 году под эгидой ЮНЕСКО решением правительства Узбекистана был широко отмечен во всем мире 900-летний юбилей Абдалхалика Гиждувани. К юбилею на мазаре были проведены большие реставрационные работы, создан прекрасный сад, куда приезжают многие мусульмане и туристы. Место захоронения Абдалхалика Гиждувани превратилось в место поселения мирового значения.

Хаджа Мухаммад Ариф ар-Ривгарий

Мемориальный
ансамбль
Гиждувани

Хаджа Ариф Ривгарий, или святой Хаджа Ариф Мохи тобон, – один из известнейших суфиев Средней Азии. О нем, его вкладе в тарикат хаджаган неоднократно писал известный поэт суфий Абдурахман Джами. В частности, он сообщает о месте его рождения во второй половине XII века – селении Хаджа Ариф Ривгар в Вабкентском районе, в 38 км от Бухары. Ныне это место носит название Ривгарий и расположено в центре Шафирканского района. Абдурахман Джами в своей работе «Нафахат ул-унс» отмечает значительный вклад Хаджи Арифа Ривгарий в тарикат Хаджаган. Других сведений о нем немного. До наших дней дошла его рукопись «Арифнома».

Хаджа Ариф Ривгарий был одним из достойных продолжателей традиции хаджаган – последователей шейха Абдалхалика Гиждувани, после смерти которого он возглавил братство. Он являлся вторым пиром Бухары из семи святых пиров. По воспоминаниям современников, это был статный, красивый человек с правильными чертами лица. Его одухотворенное лицо чем-то напоминало луну, в связи с этим его современники прозвали «Мохи-тобон» – «Ясная луна».

Хаджа Ариф Ривгарий умер в 1259 году в возрасте 103 лет и похоронен в родном селении. Исходя из этого можно определить и год рождения, примерно в 1156 году. Дворик, где расположена дахма с прахом шейха, обрамлен айваном, недалеко от могилы имеется колодец, в 1977 году построена пятничная мечеть. В настоящее время архитектурный комплекс благоустроен и является местом посещения верующих.

(Продолжение следует.)

Роберт Альмеев,
кандидат исторических наук,
генеральный директор Бухарского
государственного архитектурно-художественного музея-заповедника



МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

 
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Тебе, восток, я шлю привет... Исламский Восток в зеркале русской поэзии
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • A modern perspective on jihad
  • Коранический гуманизм как основа системы просвещения российского мусульманства в XXI веке. Третьи Фахретдиновские чтения
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.