Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №96 — От единства к многообразию, или Рассказ про разделенный класс
28.08.2009

Президент РФ Д. А. Медведев и председатель Совета муфтиев России, муфтий шейх Р. Гайнутдин
Во время посещения Московской Соборной мечети.
Президент РФ Д. А. Медведев и председатель Совета муфтиев России,
муфтий шейх Р. Гайнутдин, 15 июля 2009 г. Фото: muslim.ru

В царской России в документах каждого человека (включая паспорт) указывались его вероисповедание и сословие, в советские — национальность. В новой России пишется просто — «гражданин Российской Федерации». Теперь же с 10 лет детям придется усваивать свое вероисповедание, а парням — окончательно запоминать его в армии. Оно должно быть одно из четырех: ислам, буддизм и иудаизм и самое главное — христианство в варианте Русской православной церкви Московского патриархата. А если кто не вписывается в эти четыре? И будет ли сладко тому, кто окажется в меньшинстве? А каково детям из смешанных семей, которых по всей России, особенно в тех же Казани и Уфе, многие и многие тысячи? Раньше их не любила лидер национал-радикалов Фаузия Байрамова, а теперь к какому берегу им приставать? Это тебе не поднять руки во время никаха и не помолчать во время венчания. Ты с кем: с бабаем или с дедушкой, с бабушкой или с эбикой? Это тебе не когда делят класс по степени знания татарского, где в итоге в русской группе стопроцентные татары, а в татарской — русские (и народу меньше, и порядка больше, особенно для девочек). Так что родился ты на Белгородчине или в другом преимущественно православном регионе — идти тебе заниматься духовной нравственностью в монастырь в платке, а если в Чечне — то ходить тебе в хиджабе. Только как это объяснять в двадцать первом веке? И почему нет восторга в главных российских регионах-донорах: в Москве и Татарстане, Тюмени и Башкортостане? Там, где работают и думают, а не взрывают и стреляют. Впрочем, все по порядку.

15 июля в Московской Соборной мечети произошло примечательное событие. Впервые российский лидер посетил в своей столице мечеть, где уже побывали лидеры многих мусульманских государств. В Выползовом переулке присутствовали весьма многочисленные российские муфтии. Президент РФ Дмитрий Медведев вначале указал на то, что «во многих регионах планеты заметен рост экстремистских настроений. И, к сожалению, в России деятельность экстремистских организаций является весьма активной». При этом «нашей важнейшей совместной задачей является распространение идей толерантности и веротерпимости, бережного отношения к духовным ценностям и традициям народов нашей многонациональной страны и ее культурному многообразию». Здесь большую роль может сыграть мусульманское духовенство, исламское образование и просвещение. «Мы отдаем себе отчет, насколько важно для наших мусульманских религиозных организаций иметь собственную систему подготовки имамов и преподавателей. Государство будет и дальше помогать в этой работе», — подчеркнул Д.Медведев.

Он отметил, что российская умма многонациональна и из 182 этносов, проживающих в России, 57 ассоциируют себя с исламом. «Наш мусульманский мир представляет авторитетную силу в целом. Это очень важно для нашей страны», — сказал президент.

Так как же укреплять этот мир? Муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков вновь поставил вопрос о законодательном закреплении вакуфного имущества. Об этом он говорил еще кандидату в президенты Дмитрию Медведеву почти полтора года назад. Ныне президент РФ поддержал необходимость поиска путей легализации вакуфного имущества в законодательном поле России, но пока вопрос не решен. Напомним, что наша газета, даже по данным центральной печати, сыграла пионерскую роль в постановке проблемы вакфов.

Вопрос об образовании был поднят на совещании под председательством президента РФ Д. А. Медведева, которое прошло в его подмосковной резиденции 21 июля. Темой совещания стали предложения о преподавании в средних учебных заведениях основ религиозной культуры и введении в Вооруженных силах РФ института армейских и флотских священнослужителей.

В совещании участвовали руководитель администрации президента РФ С. Е. Нарышкин, первый заместитель руководителя администрации президента РФ В. Ю. Сурков, министр обороны РФ А. Э. Сердюков, министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко.

Здесь присутствовали и патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава Буддистской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджутдин, главный раввин России (по версии ФЕОР) Берл Лазар, то есть лидеры четырех «традиционных конфессий» России.

Разговор в Барвихе был намного конкретнее, чем в Выползовом переулке. Д. А. Медведев подчеркнул важность религиозного компонента образования и военного воспитания, который оказывает сущностное влияние на становление человека и гражданина России.

«Я принял решение поддержать оба эти предложения, — заявил глава российского государства. — Считаю необходимым провести в 18 регионах эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры». Ученики и их родители могут сами выбирать конфессиональный предмет — основы православной, мусульманской, иудейской или буддистской культуры. Также, полагает Д. А. Медведев, может быть разработан общий курс по истории религий России. Кроме того, президент указал на необходимость предоставить желающим право изучать основы светской этики. Президент указал на то, что основы религиозной культуры будут преподавать светские педагоги, но при этом будет учтен обширный опыт методических, концептуальных и иных разработок, накопленный традиционными конфессиями России. Предполагаемой датой начала повсеместного введения в школьное обучение основ религиозной культуры и светской этики может быть назван 2012 год.

Д. А. Медведев предложил ввести норму, согласно которой в тех соединениях, где последователей определенной конфессии насчитывается свыше 10 процентов общего личного состава, целесообразно присутствие в штате представляющего ее священнослужителя.

«Я думаю, что ваша позиция — пример того, как можно достигать консенсуса по сложным вопросам. Были сделаны очень правильные выводы из многолетней дискуссии,— подчеркнул в своем слове патриарх Кирилл.— Добровольность и альтернативность являются тем базисом, на котором может существовать система».

Впрочем, решение вряд ли было новостью для Русской православной церкви Московского патриархата (РЦ МП). Распоряжением патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня образованы редакционный совет и редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы. Сюда вошли представители не только РРЦ, но и Минобрнауки и виднейших российских вузов.

Введение системы преподавания основ религиозной культуры в российских школах будет стоить сотни миллионов рублей, сообщил журналистам 21 июля министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Только много ли свободных денег у нас в годы кризиса? Изучение основ религий и светской этики будет обязательным и вариативным, курс будет называться «Духовно-нравственное воспитание». Министр отметил, что школьники и их родители будут иметь свободу выбора, историю и культуру какой из традиционных религий они хотят изучать. Внутри этого учебного курса будет три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение. Добровольно, но обязательно...

«Необязательно, что класс будет разделен на группы, но мы должны быть готовы к тому, что могут быть и группы по десять человек, а в некоторых даже и по два», — считает А. Фурсенко. А теперь попробуйте подумать, как будет смотреть на этих двух «отшитиков» весь класс. А возможен другой вариант: киргиз и азербайджанец, узбек и чеченец в классе российского мегаполиса скажут: «Ребята, а мы мусульмане». И придет их учить на чистом русском языке татарин, чьи предки уже много поколений живут в этом городе-миллионике... Только не говорите потом, что во всем виноваты джадидисты и лично Исмаил-бей Гаспринский!

Вам это кажется нереальным? Тогда повторимся, что практически вся «мусульманская» экстремистская литература русскоязычна. Ничто так не шокирует мусульманина — москвича или нижегородца, не говоря уже про казанца или уфимца, как тотальная русскоязычность в проповедях мечетей Грозного и Махачкалы. Хочется умилиться, да как-то не видно в этих республиках Кавказа славянских лиц...

В армии же институт воинских и флотских священников будет вводиться в три этапа, сообщил 21 июля журналистам министр обороны РФ Анатолий Сердюков. По его словам, на первом этапе, который продлится до конца 2009 года, священники должны появиться в воинских соединениях, находящихся за пределами России, то есть преимущественно в мусульманских государствах СНГ. Кроме того, по словам министра, на первом этапе планируется создать такой отдел в Северо-Кавказском военном округе. «Это у нас самый воюющий округ, там есть потребность в священнослужителях», — пояснил министр. Будем надеяться, что поп и имам найдут мудрое слово примирения. Только десятки убитых в последние дни на российском Северном Кавказе внушают мало оптимизма.

Цель РПЦ МП четко выразил председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий: «В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза». Он же введен в профильную коллегию минобра.

Чего мы хотим для нашей Родины-России? Мира и благоденствия. Российская умма отдала миллионы жизней в самые страшные времена, особенно в дни Великой Отечественной. Только мы боремся за то, чтоб наши дети не воевали друг с другом и оставались верными тысячелетним традициям и религии наших предков. Они мирно играют в песочнице и на переменках, так не дадим же им смотреть друг на друга через прицелы автоматов, как это творится на Северном Кавказе...

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук

В ТЕМУ НОМЕРА

КОММЕНТАРИЙ

Разделение по религиозному признаку неплохо работает в обществе, где люди живут отдельно в сельских населенных пунктах или в национальных кварталах (слободах). Здесь каждый существует в своем Брайтон-Биче. Но российские власти провозгласили своей целью единую гражданскую нацию— россиян и не поощряют этническое разделение. Во-многом из-за этого и был упразднен национально-региональный компонент, максимально сокращаются часы на региональные этнические истории. Но и языки республик, и местные учебники по истории изучались всеми учащимися. С введением преподавания основ религиозных знаний не получим ли мы деление не только классов, но и регионов, населенных пунктов и кварталов по религиозному принципу? Подготовку здесь вела не только Русская православная церковь Московского патриархата, но и ряд духовных управлений мусульман. Северокавказские республики уже опубликовали свои программы на соответствующих сайтах. Есть и своя в Татарстане, созданная в 2002 году. И если в учебниках по истории и литературе львиное место уделяется российским реалиям (ведь их пишут люди с российскими учеными степенями и работающие в российских вузах), то в программе по основам Ислама доминируют эпизоды, происходившие отнюдь не на волжских берегах и не в горах Кавказа и Урала. Тем более что, кроме Кавказа, исторически все программы по Исламу татароязычны. Это берет основу из царской эпохи, когда запрещалась мусульманская религиозная литература на русском языке, рассматривавшаяся как пропаганда Ислама в православной стране. Так что будет изучаться второй язык России не через стихотворение Габдуллы Тукая в честь 300-летия династии Романовых и не через военную поэзию Мусы Джалиля, а через рассказы о первых веках хиджры.

Всероссийское совещание педагогов, прошедшее перед началом учебного года в Петербурге, высказалось против введения новой дисциплины. Может, все-таки послушаем учителей да заодно и проведем широкую общественную экспертизу нововведений? Как специалист по началу прошлого века, могу лишь повторить избитую истину, что деление на новые государства начиналось с деления в казармах по национальному признаку. Кажется, что если у нас в дни падения экономики страны хватает проблем, то давайте уже не будем чесать там, где не чешется.

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.