Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Ханафитское наследие
Абу-Ханифа Жизнь и наследие /Рустам Батыр/
27.02.2009

Содержание

Вступительное слово

Введение

Биография

Дорога к звездам

Отец Ханифы

Я более благородных кровей, чем ты!

Столица знаний

Плод любви

Они и мы – люди

Пленник ученых

Звезды на небе

Знание – в богобоязненности

Друг знания

Место рождения фикха

Величайший предстоятель

Я не хочу, чтобы умерло знание!

Второй Бадр

Золото кыяса

Сирота хадиса

Бегство от мирского

Восстание хариджитов

Ты не сломаешь меня!

Богоугодный Имам из рода Пророка

Чародей науки

Он не учил любви

Гора сострадания

Жизнь без сна

Светильник уммы

Час присяги

Рядом с властью

Город мира в год войны

Дело Ибрахима

Восстание в Мосуле

Радость сердца

С ним ушло много знания

Рассказы

Несколько слов о рассказах

О науке и знании, праве и обучении

Богословские дискуссии и диалоги

С другими факихами

О вопросах фикха, кыясе и находчивости

О взаимоотношениях с властью

О добрых делах

О личных качествах

Трактаты

Несколько слов о трактатах

Учитель и ученик

Письмо Усману аль-Батти

Упрощенное знание

Завещание о единобожии

Величайшее знание

Сподвижники Пророка

Библиография

Словарь арабских терминов и религиозных направлений

Указатель коранических цитат

Указатель хадисов

 

Вступительное слово

Труд, представляемый читателю, посвящен одному из самых выдающихся и знаменитых богословов Ислама – имаму Абу-Ханифе, да пребудет над ним милость Аллаха. С именем этого ученого неразрывно связано само понятие мусульманской правовой науки – фикха и одной из крупнейших школ Ислама – ханафитского мазхаба. Критики приверженцев Абу-Ханифы часто начинают свои рассуждения с прямолинейного и голословного обвинения в том, что при Пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, не существовало мазхабов вообще, что мазхабы – правовые школы – появились в качестве непозволительного новшества в более позднее время. Увы, человеческое общество устроено так, что значительному числу людей представляется весьма нелегким занятием напрягать свои умственные способности в попытке ответить на вопросы окружающего мира: гораздо проще воспользоваться готовыми кальками, шаблонами, примерами, часто совершенно бездумно и некритически подходя к этим самым примерам. Таковыми были и являются до сих пор оппоненты Абу-Ханифы, обвинявшие и обвиняющие сегодня Имама и его последователей в отступлении от Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Пожалуй, единственным должным ответом и действенной мерой в отношении подобных буквоедов была практика второго праведного халифа Умара ибн аль Хаттаба (да пребудет над ним довольство Аллаха), авторитет которого позволял ему деятельно и беспрекословно решать самые сложные проблемы своего времени. Как пишет автор представляемой книги Рустам Батыр (Батров), «Умар проводил политику по борьбе с неконтролируемой многочисленностью хадисов». Это было не просто легко объяснимо, но и жизненно необходимо в тех условиях: ведь новообращенные мусульмане, не зная предыстории Ислама и всей канвы происходивших на его заре событий и атмосферы эпохи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, могли дать его изречениям и поступкам ошибочное толкование. Именно поэтому халиф велел своим посланцам, отправляемым в Ирак для проповеди Ислама, «предаваться только Корану и не отталкивать людей хадисами».

Таким образом, становится совершенно очевидным, что между Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и хадисами есть огромная разница: Сунна, являющаяся живой практикой мусульманского сообщества, хранится в виде совокупности традиций, религиозных обрядов и предписанных ритуалов, чему находится объяснение как в Коране, так и в отдельных хадисах. В то же время большая часть хадисов ситуативна: невозможно вне конкретной ситуации, когда был произнесен тот или иной хадис, догматическое следование ему без тщательного изучения причинно-­следственной связи – почему, когда и в связи с чем возник данный хадис. В этом то и заключалась особенность метода нахождения решений Имамом Абу-Ханифой: доскональное знание аятов Священного Корана и логический поиск оптимального для большинства мусульман решения на основе Сунны Пророка – но без привязки к буквальному прочтению того или иного ситуативно произнесенного хадиса.

Очевидно, что мазхаб, основанный Абу-Ханифой, или «Величайшим предстоятелем» как его называли и называют до сего дня не только последователи, но и сторонники других школ, не случайно стал доминирующим на огромных территориях мусульманского мира. Не просто личность Имама и его учеников, но и в первую очередь метод его извлечения нужных решений позволил состояться ханафитскому мазхабу как самой толерантной и мягкой школе исламского права. Таким образом, когда сегодня в России возникают дискуссии о том, как представить в немусульманском обществе Ислам гармоничным и умеренным, или же как снять жесткую риторику экстремистов и сектантов от Ислама, или же каким образом придать новое дыхание Исламской научно-богословской мысли, завядшей в проблемах «длины штанов и бороды»,– наш ответ однозначен: «Давайте внимательно изучать и применять в жизни методы и правовое наследие выдающегося Имама, которому сама наука фикха обязана своим появлением (по словам Имама аш-­Шафии),– Нумана ибн Сабита Абу-Ханифы».

Собственно, лозунги о необходимости развивать ханафитские правовые нормы давно уже стали непременным атрибутом публичной и издательской деятельности большинства мусульманских деятелей России, воплотившись в устах некоторых Имамов чуть ли не в заклинание: «ханафитский мазхаб – самый самый… а мы – самые истинные ханафиты». В действительности же что такое ханафитский мазхаб и в чем заключались методы нахождения правовых норм Абу-Ханифы, в России знают, пожалуй, единицы, да и те в основном востоковеды, не принадлежащие к мусульманской умме. Связано это с тем, что мы (речь идет о России в целом) давно уже не изучаем источники, объясняющие возникновение и становление этого мазхаба, довольствуясь «откровенно слабыми публикациями, авторы которых не утруждают себя не только аргументацией сделанных выводов, но и элементарными ссылками на цитируемые источники». Такова реальность нашего времени, и даже многочисленность Духовных управлений мусульман и общественных мусульманских организаций в России (что по законам рыночной экономики должно было привести к высокой степени конкурентности и обилию конечного продукта на издательских прилавках) не оказалась действенным способом решить эту проблему.

Но нет правил без исключения: Духовное управление мусульман Нижегородской области регулярно и целенаправленно радует читателя новыми исследованиями в области фикха. Настоящий труд, посвященный наследию Абу-Ханифы, станет весомым вкладом в дело изучения и возрождения ханафитской доктрины в России, начатым нами в четырехтомной серии «Ханафитский фикх в новом обличье».

Труд Р. Батыра представляет собой особую ценность и в связи с тем, что на наших глазах происходит становление нового поколения мусульманских авторов России. Напутствуя молодого богослова, выражаю искреннюю признательность за его труд и надеюсь, что он ляжет в основу кандидатской диссертации будущего ученого. В связи с вышесказанным хотелось бы привлечь внимание мусульманских деятелей России к необходимости расширять социальную базу наших молодых ученых, оказывать им всяческую поддержку в их начинаниях, ибо только их усилиями наша умма будет в состоянии преодолеть постыдную, противоречащую Корану и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, инертность и аморфность сегодняшнего дня.

Да благословит Аллах Своего пророка и посланника Мухаммада, его семью и сподвижников и да пребудет с вами мир и благословения Всевышнего.

Ректор Нижегородского исламского института
им. Х. Фаизханова
Дамир-хазрат Мухетдинов

 

Введение

Абу-Ханифа – крупнейшая фигура в истории классической религиозно-правовой мысли Ислама, чье наследие самым действенным образом актуально для мусульман и сегодня. Последователи его школы встречаются во всех уголках земного шара и исчисляются сотнями миллионов. С именем Абу-Ханифы знакомы и представители иных конфессий и мировоззрений, ведь оно стало достоянием общемировой правовой культуры.

Возникающий в этой связи интерес к личности и наследию величайшего мусульманского факиха1 очевиден. Однако русскоязычный читатель сможет удовлетворить его лишь в минимальной степени. Парадоксально: имя Абу-Ханифы на слуху у всех, кто знаком с тематикой Ислама и историей его правового учения, но до сих пор в России никто не предпринимал серьезных исследований, посвященных жизни и наследию знаменитого мусульманского правоведа. И это несмотря на то, что большая часть российских мусульман исторически являются приверженцами ханафитской традиции, а первые статьи, посвященные Имаму и его творчеству, появились в отечественной науке еще в конце XVIII в.2.

В мусульманском же мире интерес к личности Абу-Ханифы имеет гораздо более древние корни. Первую биографическую книгу о нем составил Ахмад ибн Сальт3 более тысячи лет назад. С тех пор жизнеописаний ученого в виде как отдельных книг, так и статей в биографических сборниках было написано немало. К сожалению, часть из них не сохранилась, а многие до сих пор не введены в научный оборот, оставшись неизданными4. И все же материала для того, чтобы составить представление о жизни иракского факиха, в распоряжении исследователей имеется предостаточно. Любопытной иллюстрацией тому может служить его жизнеописание в биографическом своде «История Багдада». В 14 томах этого фундаментального труда собраны биографии 7831 известной личности мусульманского средневековья. Кому-то из них посвящено лишь полстраницы, а многим – вообще несколько строчек. С большим отрывом по занимаемому объему лидирует статья об Имаме аль-Бухари, составителе второй по значимости после Корана книги в Исламе. Его жизнеописание изложено на 30 страницах. Но Абу-Ханифа даже аль-Бухари лишил этого своеобразного первенства: ему посвящено несравнимо больше – 130 страниц, целая книга в книге.

Однако изобилие источников не всегда облегчает работу исследователя. «Исторические сочинения всех жанров, – отмечает автор “Истории халифата” О.Г. Большаков, – состоят из множества противоречивых рассказов очевидцев и современников событий, записанных иногда десятилетия спустя и не из первых уст. Трудность использования этих сведений нередко вызывала у исследователей глубокий пессимизм и противоречивое отношение: от доверия до почти полного отрицания их достоверности, хотя несомненно, что игнорировать не вполне достоверный источник – слишком большая роскошь»5. Подобная оценка может быть проецируема и на средневековые биографии Абу-Ханифы.

Биографические сборники средневекового периода, как правило, составлены по следующему принципу: сначала излагается иснад – цепочка имен передатчиков повествования, затем матн – само повествование. Материал группируется тематически, но при этом всегда отсутствует цельная картина, изложение единой канвы событий. При подобной, эклектичной, рубрикации материала разрозненные свидетельства не сопоставляются друг с другом, и в результате этой несогласованности незамеченными остаются некоторые противоречия, что, в свою очередь, приводит к путанице и искажению ряда фактов.

В основном повествования излагаются в стиле манакыб – агиографий – и преследуют апологетические цели, что также существенно затрудняет объективное исследование. Впрочем, слово дается и оппонентам ученого. Следует отметить, что восприятие идей Абу-Ханифы, по крайней мере до того, как он стал общепризнанным столпом мусульманского правоверия, было весьма противоречивым: от восторженного почитания до презренного осуждения. Ярче всего это противоречивое отношение выражено в той же «Истории Багдада», где положительная и отрицательная информация об Абу-Ханифе дается практически в равном соотношении. Ситуация осложняется и тем, что в некоторых случаях из уст одних и тех же людей повествуются как положительные отзывы в отношении Абу-Ханифы, так и негативные. Это свидетельствует о недобросовестном противостоянии между сторонниками и противниками Имама, в ходе которого каждая из сторон, защищая свою правоту, стремилась апеллировать к авторитету других известных лиц, что нередко толкало оба лагеря на фальсификацию исторических свидетельств6. Поэтому следует лишь согласиться с редакторами «Истории Багдада» в том, что «ни про кого в суннитском мире нельзя сказать, что ему приписывали то же, что и Абу-Ханифе»7. Другими словами, Абу-Ханифа – самый противоречивый образ в истории мусульманской религиозной науки8.

Однако строить исследование на одних биографиях Абу-Ханифы, лишь систематизируя и заново излагая содержащиеся в них сведения, было бы большой методологической ошибкой. Слишком уж они ангажированы и тенденциозны. Поэтому в настоящей работе было сделано обращение к альтернативным источникам, позволившим не только прояснить и реконструировать общий контекст, но и критически взглянуть на некоторые факты биографии ученого, пересмотреть устоявшиеся стереотипы.

В наши дни мусульманские авторы также уже не раз обращались к жизнеописанию и наследию Абу-Ханифы. Среди современных работ встречаются как откровенно слабые публикации, авторы которых не утруждают себя не только аргументацией сделанных выводов, но и элементарными ссылками на цитируемые источники, так и вполне достойные работы. Не будет ошибкой сказать, что общей их особенностью является робость, а в отдельных случаях и полное отсутствие критичного отношения к источникам, стремление любым способом согласовать противоречивые сведения, вместо того чтобы ставить под сомнение и выявлять недостоверные из них. Не избавлены они и от характерной для средневековых книг назидательности.

Тенденция многих из этих работ заключается и в том, что они не стремятся вырасти в самостоятельные исследования, а тяготеют к тому, чтобы быть лишь цитатниками, очередными компиляциями средневековых свидетельств про Абу-Ханифу или в лучшем случае их авторским изложением. Впрочем, от подобной тенденции действительно очень трудно (и не всегда возможно) уйти. Гораздо легче написать книгу о том, что говорили про Абу-Ханифу, нежели за этими противоречивыми свидетельствами разглядеть его подлинный портрет, увидеть его таким, каким он был на самом деле, а не таким, каким его видели и хотели представить заинтересованные лица. В этом случае надо суметь возвыситься над схваткой почитателей и противников Имама в ситуации, когда большей частью знаний о нем мы обязаны именно этой борьбе, когда ею пронизана основная часть повествований.

Настоящая книга состоит из трех разделов. В первой рассказывается о жизненном пути великого факиха. Следует помнить, что Абу-Ханифа – это не эпический герой, жизнь которого интересна сама по себе, а в первую очередь мыслитель, оказавший заметное влияние на развитие Исламского учения. Поэтому его биография в настоящей работе часто излагается под таким углом зрения, который позволяет увидеть социокультурные корни его миропонимания, понять, почему он придерживался тех или иных взглядов. Неизбежным в этой связи становились отступления от непосредственного жизнеописания, повествующие об убеждениях Имама, хотя им, по замыслу автора, будет посвящена вторая часть настоящего исследования. Биография разбита на две главы, которые охватывают соответствующие периоды его жизни до и после того, как он встал во главе куфийской правовой школы.

Во втором разделе собрана коллекция разных историй (и мудрых высказываний) Абу-Ханифы, несущих в себе большое количество интересных деталей и освобождающих основную биографию от излишних нагромождений. Для удобства чтения истории условно разбиты по нескольким связующим темам, хотя подобное деление не всегда оправдано, так как одна и та же новелла могла одновременно выражать несколько идей. Истории приводятся как в близком оригиналу переводе, так и в адаптированном изложении.

Третий раздел книги представляет собой перевод пяти богословских трактатов, возводимых к Абу-Ханифе.

Выражаю искреннюю благодарность всем, кто содействовал работе над рукописью и приложил усилия к ее изданию. Особенную благодарность хотелось бы выразить д.ф.н. Тауфику Ибрагиму за ценные замечания, сделанные после прочтения рукописи, руководителям Издательского дома «Медина» Умар-хазрату Идрисову и Дамир-хазрату Мухетдинову, взявшимся за публикацию работы, а также Магомеду Эстамирову, Эмину Добарджичу, Кюри Халимову и Хамзату Идилову, материальное содействие которых ускорило издание книги.

Рустам Батыр
Ярославль, 2007 г.

Примечания:

1 Значения арабских терминов, оставленных без перевода, приводятся в конце книги.

2 Крачковский, 1958. С. 44.

3 Ум. 308/920 г.

4 Историографию см.: Афгани, предисловие Мухаммада Ашика в [Хайсами. С. 5–7].

5 Большаков, 2000. С. 10.

6 Данная проблема получила настолько широкое распространение, что аль-Хайсами (ум. 974/1567 г.) даже начинает свой известный труд, посвященный Абу-Ханифе, с опровержения того, что перу авторитетного мусульманского мыслителя аль-Газали якобы принадлежала книга, порочащая Абу-Ханифу [Хайсами. С. 13–18].

7 Багдади. С. 377.

8 Любопытно отметить, что четырнадцатитомная «История Багдада» издается в комплекте с единственным добавочным томом (объемом 184 стр.), полностью посвященным опровержению данных, изложенных в статье про Абу-Ханифу [Абу-ль-Музаффар]. Ни к какой другой биографии аналогичное опровержение не прилагается.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.