В Московском доме национальностей презентовали фильм «Татары. Золотая Орда». Это попытка сделать экскурс в историю Золотой Орды с момента ее образования и до распада, комплексно взглянуть на факторы возвышения и расцвета этого государства и причины последующего его упадка. Пишу попытка, потому что такая объемная тема объективно не может быть раскрыта за 59 минут общего метража. Автор фильма – Дмитрий Макаров, известный специалист по истории мусульман России, один из ответственных редакторов серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации», буквально своими руками вытащивший из архивов и устных источников на свет историю мусульманских общин центральной части России.
Фильм начинается с анализа происхождения этнонима «татары» в его самой широкой интерпретации – как этнографической группы тюркского происхождения, которая входила и в степное завоеванное Батыем население, и в войско завоевателей-монгол. Фильм рассказывает, как происходило завоевание европейских территорий, почему русские княжества не могли противостоять этому завоеванию и о том, как Улус Джучи отделился от Монгольской империи и становится суверенным государством-империей. Рассматриваются значения таких хорошо известных еще со школьной скамьи, но плохо понятых большинству россиян понятий как ярлык, баскак, выход, иго и др., а также религиозная политика Орды, принятие статуса мировой державы через приход к исламу и вхождение, таким образом, в мировую экономическую систему в качестве равноправного партнера.
Зритель, который в студенчестве читал «Чингисхан: Покоритель Вселенной» Рене Груссе из серии ЖЗЛ, знаком с книгами Александра Бушкова и Мурата Аджи и вообще интересуется альтернативной историографией татаро-монгольского ига, найдут в этом фильме мало чего нового. Во вводной части фильма автор так и говорит, что данная работа лишь первый шаг в маркировке татарского присутствия в общей российской истории хотя бы пунктиром.
На мой взгляд, в фильме важна не только и не столько содержательная часть, но тональность, в которой выдержан фильм. Он принципиально не полемичен, не выступает в качестве резкого опровержения официальной историографии, не спорит и не доказывает ничего с пеной у рта. Фильм состоит из интервью с восьми российскими специалистами, среди которых трое – В.Трепавлов, А.Мухаммадиев и Д.Исхаков - доктора наук. Они специализируются на разных направлениях – истории, археологии, этнографии, военном деле и отнюдь не являются маргинальным кружком ангажированных экспертов, знакомых лишь узкому кругу профессионалов. Это люди, которые, возможно, и не все знакомы друг с другом, каждый раскрывает сущность Улуса Джучи с точки зрения предмета своего изучения, а в итоге из этих пазлов складывается более или менее цельная картина исторической реальности.
Интервью чередуются с кадрами археологических раскопок на местах золотоордынских городов и кадрами хорошо известных научно-популярных фильмов о Чингисхане и художественных картин.
Золотая Орда предстает цивилизацией городской культуры, страной наук, искусств и ремесел, причем не в воображении авторов, а из уст московских профессоров с русскими фамилиями, а подтверждение их тезисов в видеоряде с мест раскопок – средневековые золотоордынские города имели централизованное водоснабжение и теплоснабжение через глиняные трубы, которые пронизывали весь город. Для меня лично было большим открытием узнать, что на протяжении определенного периода мударрисами в египетских учебных заведениях служили выходцы из Орды, что показывает уровень развития науки в последней.
Какие ассоциации вызывает у обычного россиянина или шире - европейца словосочетание «Золотая Орда»? Чаще всего перед глазами предстает картинка со скачущей дикой ордой голодных кочевников. Улус Джучи как олицетворение воинствующей суровой державы, наводившей ужас на своих соседей – это то, чем злоупотребляют как ярые поборники идеи о «татаро-монгольском иге», так и татарские националисты в порыве реваншистских эмоций. Образ Золотой Орды как центра культуры и просвещения – эта та формула, которая позволила бы гармонично вплести ордынское наследие в общероссийский культурно-исторический контекст. В этом и есть основная ценность фильма «Татары. Золотая Орда».
Но работа только началась, а фильм – лишь первые шаги в этом направлении: при просмотре бросается в глаза, что собственно видеоряда, раскрывающего тему цивилизованной Золотой Орды, кроме кадров с мест археологических раскопок, нет, а все, чем богат кинематограф – изображения бескрайней армии кочевников и батальных сцен.
Авторам фильма, которые, к слову, запланировали и производство аналогичных работ по истории древних тюркских государств и последующей истории татарского народа, искренне пожелаю успехов.
Диляра Ахметова
Миграционный маятник в истории. До Орды
Миграционный маятник в истории. Тандыр и кан на Волге
Миграционный маятник в истории. Как разрушалась империя
IdMedina