Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Зайнулла Расули (1833–1917) или последний «духовный король татар»
07.05.2020
Иллюстрация

Изменение политической ситуации в дни Крымской войны 1853-1856 гг., выразившиеся в ликвидации Казанской Татарской Ратуши и Ратуши в Каргале, наступление на монопольное экономическое положение татар и их пропаганду Ислама среди казахов и башкир, запрет на приобретение татарами недвижимости в Казахстане и Средней Азии приводит к периоду отношений между российским государством и татарской элитой, который называют «эпохой конфронтации» (1860-1880-е гг.). В ходе Великих реформ в России не был создан правовой конституционный режим, и мусульмане соответственно не получили гражданского и политического равноправия. В земельном вопросе их ситуация только ухудшилась. Наиболее тяжелыми примерами была массовая эмиграция крымских татар после Крымской войны 1853-1856 гг. и адыгских (черкесских народов), а также части народов Центрального и Восточного Кавказа после окончания Кавказской войны в 1865 г. В Приуралье после ликвидации Башкирского-мещеряцкого войска и передачи с 1 февраля 1865 г. в гражданское ведомство населения кантонов начался процесс сокращения их земельных владений. Оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский (на посту в 1865-1881 гг.) стал инициатором принятия Указов от 11 февраля 1869 г. и от 4 июня 1871 г., в итоге действия которых, площадь башкирских вотчинных земель сократилась от 13,8 млн. дес. в начале 1860-х гг. до 6,6 млн. дес. к концу XIX века. Именно эти конфискации земель определили программу общественного движения мусульман Приуралья и основу программы башкирской автономии в 1917 г. Муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Салим-Гирей Тевкелев (1865-1885) по проекту «О правах магометан по вероисповеданию» в 1867 г. стремился возродить традиции упраздненных кантонов, где кантонное начальство в лице сотских (1798-1838, 1863-1865) и деревенских начальников (1838-1863) контролировало сферу собственности. Именно этот контроль над землей не мог не вызвать сопротивление оренбургского генерал-губернатора Н. А. Крыжановского. Последний назвал С.-Г. Тевкелева «религиозным фанатиком». Затем и он понял, что такая характеристика как минимум странна для гусарского офицера, получившего ордена в сражениях с мусульманскими государствами. Н. А. Крыжановский указал здесь на влияние «магометанского духовенства». Как представляется нам, вопрос здесь стоял в сфере собственности, а не религии. Содержание же всех этих религиозных и благотворительных учреждений общины потребовало бы доходов, то есть сохранения за ней общего земельного фонда. По одной из версий именно борьба за контроль над землёй стала причиной ссылки З. Расули.

Отсутствие религиозного образования у муфтиев Оренбургского магометанского духовного собрания Салим-Гирея Тевкелева (1865-1885) и Мухамммедъяра Султанова (1885-1915) создало ситуацию вакуума религиозной власти в округе ОМДС. Эту нишу могли заполнить люди, которые, независимо от своего этнического происхождения, готовы были взять на себя роль духовного лидера для всех этнических групп миллета ОМДС, включая татар, башкир и казахов. Такую роль сыграли шейх Зайнулла Расули, а затем его мюрид Галимджан Баруди. В это время у мусульман округа ОМДС происходит усиление альтернативных муфтиям источников светского и религиозного лидерства. Первую нишу начинает занимать буржуазия, вторую — суфии с их разветвленной системой мюридов. Так буржуазия Троицка оказала финансовую поддержку Зайнулле Расули в его пропаганде Ислама и в укреплении суфийского ордена Накшбандийа. В Казани купец Мухаммеджан Галиев финансирует вместе с Садыком Галикеевым и Сулейманом Аитовым медресе своего сына — шейха Накшбандийи Галимджана, материально обеспечивая его деятельность по объединению мюридов вокруг себя.

Расулев Зайнулла Хабибуллович (Зайнулла б. Хабибулла б. Расул б. Муса б. Байрамгул б. Гашик б. Султанай б. Мураткабул б. Тупей б. Уразгали аш-Шарифи ат-Троиски) был известен как религиозный деятель, педагог, просветитель, алим, шейх суфийского братства накшбандийа. Он родился в д. Шариповой Троицкого уезда Оренбургской губернии в семье имама. В 1843–45 гг. учился в медресе д. Малой Муйнаковой у дамеллы Мухаммада Бухари, а после его смерти у Якуба б. Ахмада аль-Ахунди, вместе с которым в 1848 г. переехал в д. Ахунову. Затем в 1851 г. Расули отправился для продолжения своего образования в г. Троицк, где поступил в медресе шейха Ахмеда б. Халида аль-Менгери (Ахмед Халитов) при II-й мечети г. Троицка. Род Халитова происходил из Заказанья (ныне Атнинский район Татарстана), сам он учился в Казани у своего родственника Баймурада б. Мухаррама аль-Менгери, затем Бухаре и Ташкенте. С 1864 г. его медресе финансировал Гайса Яушев, который тоже был родом из Большого Менгера. Напомним, что он приходился прадедом Фатихе Аитовой.

Суфизм, отвергавший официальную иерархию мусульманского духовенства, стал одним из способов модернизаторства. По словам М. Т. Степанянц: «Джемал ад-Дин Афгани и Мухаммад Абдо, крупнейшие представители мусульманского реформаторства, начинали с увлечения суфизмом». Сам З. Расули прославился и как крупнейший реформатор-джадид, и как шейх, обладавший максимальным числом мюридов среди татар, башкир и казахов. Зайнулла сблизился с шейхом Габдулхакимом Курбангалиевым (1809–72) из д. Чердаклы, который посвятил его в члены суфийского братства накшбандийа-муджаддидийа. В 1859 г. Зайнулла возглавил мектеб в д. Юлдашевой (Аккужа) Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, по указу Оренбургского губернского правления от 23 мая 1859 г. был утвержден к местной мечети в званиях имам-хатыба и мударриса.

В отличие от почти всех предыдущих шейхов, которые получали инициацию в Туркестане или Мавераннахре, находившихся под персидским влиянием, Расули получил и вторичную инициацию от стамбульского шейха ордена «Накшбандийа» Ахмеда Зияутдина Гюмюшханеви (1813-1893 гг.). Это произошло на обратном пути из хаджжа, когда Зайнулла-ишан в 1869–70 гг. получил вторичную инициацию под руководством стамбульского шейха Ахмеда Зияутдина Гюмюшханеви, который придерживался направления халидийа того же суфийского тариката. Он был известен своими передовыми, реформаторскими взглядами: призывал вести борьбу с деградацией исламских наук, изучать труды и биографии ученых, открыл типографию и целый ряд библиотек в турецких городах. Его личность оказала большое влияние на формирование мировоззрения, духовные поиски и устремления ученика. З. Гюмюшханеви дал Расули звание полного совершенного халифы (преемника), муршида-учителя, и дал разрешение (иджазу) на распространение учения с правом принятия мюридов в братство накшбандийа-халидийа (поэтому Р. именуется еще и Зайнуллой Халиди). Гюмюшханеви прославился и как стойкий защитник турецкой государственности, когда участвовал с батальоном своих мюридов в обороне Карса в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Его идеи оказали большое влияние на развитие благочестивого среднего класса у турок вплоть до современности.

После возвращения в 1870 г. Расули широко ввел среди местного населения суфийские практики и атрибуты: громкий зикр — поминание и прославление Аллаха с произнесением вслух Его имен и определенных формул, празднование мавлида, ношение четок. Глубокие познания в богословских науках, правилах шариата, способности врачевания гипнозом и методами народной медицины, дар провидения принесли ему звание ишана. У шейха появились собственные ученики (мюриды) из числа имамов, а общее число его последователей в Верхнеуральском, Троицком и Златоустовском уездах доходило до 7 тыс. человек. Стремительный рост популярности Расули среди простого народа, его влияния на местных чиновников заставили сторонников Курбангалиевых обвинить его в распространении ереси и противоправительственной пропаганде в пользу Османской империи. По целому ряду доносов он был арестован и на протяжении 8 месяцев содержался в Златоустовской тюрьме, а в январе 1873 г. сослан в отдаленный г. Никольск Вологодской губернии. В 1876 г. ему облегчили режим и перевели в Кострому, где он общался с единоверцами из числа местных татар. По личному ходатайству муфтия ОМДС С.-Г. Тевкелева в 1881 г. З. Расули разрешили вернуться на родину. В следующем году он вторично совершил хадж, во время которого снова увиделся со своим стамбульским наставником шейхом Гюмюшханеви.

По возвращении из хаджа Расули был приглашен купцом Хабибуллой Габбасовым на должность 2-го муллы V-й мечети г. Троицка, куда он был утвержден указом Оренбургского губернского правления от 6 декабря1884 г. После отстранения старшего имама И.М. Киреева в 1891 г. Расули возглавил приход. Это позволило ему приступить к реформированию медресе. В 1893 г. он ввел звуковой метод обучения, классно-урочную систему, преподавание ряда светских дисциплин, а в 1895 г. отправил двух учителей в Бахчисарай на переподготовку у самого И. Гаспринского. Шейх в 1898 г. санкционировал использование звукового метода и преподавание светских дисциплин в медресе, в 1901 г. издал фетву о допустимости обучения мусульманских детей в русских общеобразовательных и профессиональных школах, в 1910 г. дал заключение о том, что страхование жизни и имущества от несчастных случаев не противоречит исламу. Первоначально в программе обучения преобладали религиозные предметы, но З. Расули был противником схоластики, и в его медресе основное внимание отводилось изучению Корана и хадисов по богословским трудам А. Курсави и Ш. Марджани. Расули сам ежедневно с 12 часов до полуденной молитвы обучал студентов по «Сахих аль-Бухари» и «Тафсир аль-Джалалайн» Джалал ад-Дина аль-Махалли и Джалал ад-Дина ас-Суйюти. Медресе содержалось на средства казахского бая Алтынсарина; крупных торговцев мехами, троицких купцов Габбасовых; и сына Зайнуллы-ишана, учредителя «Товарищества Габдрахмана Расулева на Амуре», которому принадлежали мануфактурные и бакалейные магазины. Именно с именем последнего связаны дальнейшие преобразования в деятельности учебного заведения, окончательное превращение его в одно из лучших медресе джадидского типа.

Благодаря Расули Троицк превратился в важнейший центр обучения мусульман Российской империи, а также в опорный пункт дальнейшего распространения суфийского братства накшбандийа-халидийа. Наиболее известным мюридом Расули стал Галимджан Баруди (муфтий в 1917-1921 гг.). Он намечался на пост общероссийского Шейх-уль-Ислама еще в 1906 г. по личной рекомендации Гаспринского. Особое внимание Расули уделял медресе Г. Баруди «Мухаммадия». В 1891 г. он заложил первый камень в его основание. И. Гаспринский, критически относившийся к ишанизму, писал, что «Зайнулла хазрет и Галимджан Баруди... поистине радеют и служат интересам народной жизни и его религиозно-нравственному облагораживанию». В свою очередь сын З. Расули —Габд(ур)рахман стал муфтием ЦДУМ в 1936-1950 гг. Другими известным учениками был будущий муфтий ДУМЕС Шакир Хиялетдинов (1890-1974), дагестанский кадый Сайфулла Башларов (1853–1919), имам 3-й Соборной мечети Уфы, депутат 2-й Госдумы, редактор официального журнала ОМДС Мухаммед-Сабир Хасанов (1866–1922), известный сибирский ишан Халил Халилов (1864—?). Поэтому не случайно, что 1 августа 2016 г. в Махачкале прошел маджлис алимов, приуроченный к официальному открытию мечети имени шейха Зайнуллы Расули. Огромный авторитет Расули, его личные отношения с мюридами позволяли ему в определенной степени контролировать жизнь мусульман на огромных территориях. К нему стекались ученики из Сибири, с Китайской границы, из Туркестана, Казахстана, Дагестана и Казани. Джамалетдин Валидов писал «о десятках тысяч мюридов, большинство которых киргизы (казахи) и башкиры». Другой источник нач. XX в. сообщает «под влиянием Зайнуллы-ишана находились сотни мулл... во многих городах и селениях Нижней Волги, Урала и Сибири». Рядом с мечетью Расули построил суфийскую обитель (ханака) и даже гостиницу (мусафир-хана) для людей, которые приезжали к нему отовсюду за духовным советом и помощью. Первый этаж своего дома Расули отвел под библиотеку, которой передал коллекцию собранных им книг и 3,5 тыс. руб. вакуфа на содержание и пополнение.

В пятом приходе города Троицк Оренбургской губернии З. Расули создал целую мусульманскую инфраструктуру, включавшую медресе «Расулия», суфийскую ханаку, типографию и библиотеку. В пользу медресе он создал вакф, куда передал 19.000 руб. из своих средств. «Расулия» имело два здания, одно стоимостью 70.000 руб., другое — 16.000 руб. Не случайно, что современники назвали этот район «Мигмария» (обустроенный). Для управления вакфом З. Расули создал мутаваллиат из 4 человек. Но этот мутаваллиат не был признан властями. Таким образом, все продолжало зависеть от доброй воли одного человека в лице мутавалли, а не юридически закрепленного института. Свой авторитет ишана он использовал для внедрения нового метода своими шакирдами, хотя далеко не все из них были в этом заинтересованы. Позиция авторитетных богословов — ахуна Троицкого уезда Ахметхади Рахманкулова и суфийского шейха Расули, союз формального и неформального духовных лидеров сыграл определяющую роль в распространении джадидизма на Южном Урале. По словам Хади Максуди: «одно из больших свершений, сделанных хазретом для нации состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий Шариату». Особую роль Расули сыграл в просвещении и седентеризации кочевников, в первую очередь казахов. В июне 1914 г. участники IV Всероссийского мусульманского съезда получили от казахской общественности телеграмму следующего содержания: «Мы хотим быть подчинены Оренбургскому Духовному собранию». Мухаммад-Наджиб Тюнтяри утверждал, что «одной из наиболее важных реформ и значительных трудов было распространение среди казахов знаний, приведение их к исламскому образу жизни, иджтихад (усилия) по прекращению среди казахов обычаев язычества».

Зайнулла ишан скончался 2 февраля 1917 г. и был похоронен на татарском кладбище г. Троицка. Его могила служит местом зийарата для мусульман России и зарубежья.

www.idmedina.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.