Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Фатиха ханум Аитова (1866-1944) — рождение татарской средней школы для девочек Казани
05.05.2020
Иллюстрация

Фатиха ханум родилась в Троицке в семье Габдулвали Яушева. Его дед Гайса Юсупович (Гайса б. Юсуф б. Бикбау б. Мустафа б. Мурадым б. Абдулла б. Дусмухаммед б. Багиш б. Явыш, ?—1870?) приехал в г. Троицк из д. Старый Менгер в Казанского уезда и губернии, ныне Атнинского района Татарстана. В г. Троицке он начал торговлю мануфактурными товарами, в 1852–59 гг. открыл кожевенный и мыловаренный заводы, стал троицким купцом 1-й гильдии. В 1863 г. на его средства была сооружена III-я мечеть г. Троицка. Сам Гайса в 1864 г. перешел из 1-го во 2-й мусульманский приход г. Троицка, и с этого времени его потомки стали наследственными попечителями мечети с учебными заведениями.

Его сыновья Ахмеджан (1818–05.02.1875), Закиржан (?—1871), Мухаммеджан (?—?), Мухаммедлатиф (1847–85), Хакимжан (?—?) и Шакиржан (?—1871) Гайсичи продолжили семейный бизнес. Ахмеджан Яушев одним из первых оценил экономические возможности, открывшиеся после присоединения Средней Азии к России, и записался в ташкентские купцы. Братья Абдулвали (12.03.1840–13.09.1906), Муллагали (?—?), Мухаммедсадык (?—?) и Мухаммедшариф (?—1906) Ахмеджановичи были ташкентскими купцами 1-й гильдии, потомственными почетными гражданами, общественными деятелями. Они учредили торговый дом «А.-В. А. Яушев с братьями», который имел главную контору в Троицке, конторы в Москве и Варшаве, в 1895 г. оборот торгового дома братьев Яушевых только по продаже тканей составлял уже 4,3 млн. руб. В 1910–13 гг. они развернули широкомасштабное строительство новых типов торговых структур — универсальных пассажей, оборудованных по последнему слову техники: в Троицке, Челябинске, Кустанае, Ташкенте. Братья Яушевы в 1898 г. стали одними из инициаторов создания одного из первых среди российских мусульман России Троицкого мусульманского благотворительного общества и внесли на образование его первоначального капитала 6.000 руб. В 1901–06 гг. Абдулвали был председателем этой организации. В 1894–95 гг. он Яушев построил на собственные средства здание VI-й мечети г. Троицка с комплексом учебных и хозяйственных зданий, а в 1901 г. пожертвовал их с дворовыми участками площадью 300 десятин в пользу прихода. С 1901 г. Абдулвали Яушев принял на себя попечительство над VI-й мечетью г. Троицка. В 1900 г. торговый дом братьев Яушевых отремонтировал за свой счет мавзолей Ахмада Ясави в г. Туркестане (ныне Казахстан). В 1893 г. Абдулвали Яушев выделил 6.000 руб. на издание в Санкт-Петербурге 1000 экз. сборника хадисов «Мишкат аль-масабих». Как мы писали в одной из предыдущих статей, в 1919 г. Галимджан Баруди дал Мухлисе Буби право преподавания по этой книге. По инициативе Абдулвали Яушева в 1899 г. Троицкое мусульманское благотворительное общество приобрело для русского класса при троицких медресе — 2-этажное каменное здание за 7000 руб., в перестройку и расширение которого он вложил еще 4000 руб. По ходатайству Абдулвали, Муллагали и Мухаммедшарифа Яушева в 1901 г. русский класс был преобразован в Троицкое 2-классное русско-татарское училище. Его почетным блюстителем оставался Абдулвали Яушев. В тесном союзе с имамами города, включая великого шейха Зайнуллы Расули, братья Яушевы стали одними из инициаторов и главных спонсоров реформирования системы мусульманского образования на Южном Урале и в Северном Казахстане. Они открыли новометодные школы в Троицке, Верхнеуральске, Кустанае, Троицком и Челябинском уездах, выплачивали пособия их учителям. В качестве попечителей II-й мечети г. Троицка в 1896 г. Яушевы реформировали приходское медресе «Мухаммадия» на джадидской основе. На его содержание они ежегодно расходовали от 8 до 10 тыс. руб. Абдулвали Яушев был гласным Троицкой городской думы в 1888–1906 гг., в 1905 г. представлял Троицк на I-м Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде.

Фатиха-ханум получила традиционное мусульманское образование, в 1887 г. вышла замуж за Сулеймана бин Мухаммаджана Аитова. На их свадьбу в Троицк был приглашен великий татарский ученый Шигабутдин Марджани. Сулейман Аитов (1862-1922) был казанским купцом первой гильдии, промышленником-мыловаром, депутатом Городской Думы, членом Учетно-ссудного комитета Казанского отделения Государственного банка по торгово-промышленным кредитам и благотворителем. Он был ранее четырежды женат, Фатиха стала его последней женой. В годы революции 1905-1907 гг. С. Аитов был казначеем казанского бюро партии «Иттифак аль-муслимин».

На свое приданое (200 тыс. руб.) в 1897 г. она открыла в Казани бесплатную начальную школу для девочек из бедных семей, где их также обучали навыкам шитья. После смерти отца (Г)(А)бдулвали в 1906г. Фатиха-ханум получила значительные средства. В 1909 г. была открыта начальная 4-х классная школа для девочек. По подсчетам предводителя дворянства Казанского и Царевококшайского уездов А. Баратынского в Казанском уезде в 1913-1914 учебном году в русских учебных заведениях обучалось 223 мальчика и 40 девочек татар. Из них в гимназиях Казани — 9 мальчиков и 37 девочек. Тем самым, четко видна ориентация на среднее русское образование зажиточных слоев Казани. Русскоязычное образование оставалось уделом незначительной прослойки высших и средних слоев Казани. Число русскоязычных школ и количество учащихся в них татар в сотни раз уступало национальным школам. К этому следует добавить, что мусульмане не имели право получать государственные стипендии, хотя иногда получали стипендии от земств. В 1908г. Галимджан Ибрагимов охарактеризовал имущественный профиль учеников русских школ: «Кто учится в русских школах? Что для этого нужно? Там учатся богачи, для этого нужны деньги».

Фатиха-ханум старалась заполнить эту потребность в качественном образовании для татарских девочек прежде всего из среднего класса на религиозных и национальных основах. Рост благочестивого среднего класса в годы экономического подъема, начавшегося после революции в 1905-1907гг., создавал благоприятные условия для такой деятельности. После смерти Махруй-ханум Баруди ее деятельность продолжила Лябиба Хусаинова, причем школа имела 10-ти летний цикл, но официально имела статус 4-х летней начальной школы.

16 августа 1909 года Аитова обращается к директору народных училищ Казанской губернии Пинегину за разрешением открыть «женский мектебе для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте по программе начальных школ». Она получила разрешение и официально школа открылась 27 августа 1909 г. Фатиха-ханум после долгих хлопот получила разрешение на открытие в 1909 г. начальной женской религиозной школы, где в первый год обучалось 85 девочек. Для школы было возведено специальное двухэтажное каменное здание. За первый год в школе обучились 85 девушек, жительниц Казани. В дальнейшем их число росло, стали появляться приезжие ученицы. В 1911 году здесь обучалось уже порядка 120 учениц. В 1913-14 годах в школе имелось пять классов. Тогда в 5 классах были параллельные отделения, на которых обучались 220 учениц. Распределялись они по классам следующим образом: в 1, 2, 3 классах — по 40 человек, в двух 4-х по 32 человека, в 5 основном — 30 и параллельном — 16 человек. В это время в мектебе Аитовой работали девять учительниц: семь по числу классов, учительница русского языка и учительница рукоделия. Русский язык и рукоделие преподавали русские учительницы Иевлева и Моисеева.

В Казани помощь мусульманским учебным заведениям осуществлялась в рамках деятельности училищной и школьно-строительной комиссии Городской думы. В 1914-1917 гг. в ее состав входили двенадцать русских (включая Александра Боратынского и Ивана Годнева) и шесть татар (Исмагил Утямышев, Абдул-Хамид Апанаев, Бадретдин Апанаев, Хади Максуди и Габдулла Апанай). Начиная с 1910 г. наряду с рядом медресе из городских средств ежегодно выдавались пособия Аитовскому женскому мектебе, размером в 600 рублей. Здесь главной была даже не сумма, так как сумма Аитова расходовала на школу порядка 3.000 рублей в год, а наличие официального статуса. С 1913 г. Аитова ходатайствует о преобразовании школы в 6-летнее медресе. Казанский губернатор писал министру внутренних дел 26 ноября 1913 года: «Эта школа является единственной в своём роде как по участию в ней русских преподавательниц наравне с преподавательницами-мусульманками, так и по крайней неопределённости программы преподавания». По мнению казанского губернатора такое переформатирование должно было превратить мектебе Аитовой в женскую учительскую школу.

В школе Аитовой преподавались такие предметы, как Коран, вероучение, хадисы, грамматика татарского языка и литература, арифметика, география, история Ислама, история России, природоведение, чистописание, рисование, рукоделие и русский язык. На русском языке преподавались отечественная история и география Российской империи. Остальные предметы велись только на татарском языке. Также была введена форменная одежда — коричневое платье, чёрный и белый фартуки, белый с розовой каймой платок. В мектебе большое внимание уделялось религиозному воспитанию, все ученицы должны были строго соблюдать все предписания Ислама.

В 1913-1914 гг. директор народных училищ Казанской губернии отклонил пять прошений Аитовой о преобразовании школы. В докладной записке попечителю Казанского учебного округа директор народных училищ писал, что не знает, существуют ли в России женские медресе и что они могут собой представлять. Фатиха-ханум обращалась и к попечителю Казанского округа, но безуспешно. В столице она обращается к вышеуказанному Ивану Годневу, который был депутатом Государственной думы от Казанской губернии от партии «Союз 17 Октября». И.В. Годнев и с думской трибуны поддерживал депутатов мусульманской фракции Садри Максуди и Гайсу Еникеева в их борьбе за образование на родном языке. Фатиха-ханум получила совет воспользоваться «Правилами о частных заведениях, классах и курсах министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений» (утверждены 1 июля 1914г.), которые давали большую автономность школам и большую независимость от текущего контроля властей. Ф. Аитова переоформила статус своей школы по этому образцу.

4 марта 1916 года Фатиха Аитова получает разрешение попечителя «открыть в Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок <...> при непременном соблюдении нижеследующих условий: чтобы в учебном заведении применялись только те учебные руководства, которые допущены министерством народного просвещения и духовным начальством по принадлежности, чтобы преподаватели избирались из лиц правоспособных, чтобы в число предметов, преподаваемых в проектируемом учебном заведении, было введено изучение русской словесности». Торжественное открытие татарской женской гимназии состоялось 29 октября 1916 г. На нём присутствовали представители местной администрации, губернатор Боярский, городской глава Боронин, попечитель Казанского учебного округа Ломиковский, директор народных училищ Васильев, председатель городской училищной комиссии Грауэрт, чиновники учебного округа, члены училищной комиссии. В гимназии помимо религиозных, изучались и светские предметы (арифметика, геометрия; физика; всеобщая, русская и тюрко-татарская история; русский, татарский и арабский языки; география и естествознание;, черчение и рисование; физика; педагогика; гигиена), отдельные предметы преподавались на русском языке. Средняя недельная нагрузка составляла 27–30 учебных часов. Больше всего часов уделялось предметам «вероучение» (4–5 часов в неделю) и «русский язык» (6 часов в неделю.). Обучение в школе было платным, малоимущим выдавались письменные принадлежности, бесплатное молоко, бедные обучались за счет Аитовой. Гимназия функционировала до 1918 г., позже была преобразована в советскую школу II-й ступени.

Гимназия превратилась и в центр общественной жизни мусульманок Казани. 13 марта 1917 г. прошло собрание женщин-учительниц (мугаллима) Казани в здании гимназии Фатихи Аитовой в составе 71 человек под председательством директора Марьям Акимбетьевой. 6 марта прошло первое собрание женщин Казани, принявшее решение создать женское общество. Председателем стала Марьям Губайдуллина, преподаватель гимназии Аитовой, дочь купца 1-й гильдии Салиха Губайдуллина и сестра выдающегося историка и общественного деятеля Газиза Губайдуллина. 8 апреля 1917 г. прошло заседание Женского общества в Казани, где присутствовали 190 из 260 членов. На собрании произошло избрание правления. Больше всего голосов получила вдова Хусаина Ямашева — Хадиджа Таначева (189 голосов), на втором месте была Фатиха Аитова (158).

С приходом большевиков Аитова была лишена своего имущества. Она некоторое время проживала в Баку, но в итоге вернулась в Казань. В 1926 г. она была избрана в состав впервые созданного татарского женского мутаваллиата в 12-м приходе Казани (мулла Г. Якупов). В 1926 г. она организовала курсы кройки и шитья. В 1929 г. умер ее сын Исмагил, в 1930-е гг. были арестованы и сосланы её сыновья Ибрагим и Юсуф. В конце жизни, оставшись без средств к существованию и оказавшись парализованной, Фатиха-ханум проживала у детей и родственников.

www.idmedina.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.