Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Марьям Султанова (1859 – 1928) и создание мусульманской женской инфраструктуры Уфы
03.05.2020
Иллюстрация

Во второй половине XIX века Уфа превращается в крупный центр российской уммы. Численность мусульманского населения города стабильно увеличивается: в 1864 г. — 873 чел., в 1886 г. — 2.193 чел., 1897 г. — в 5.884, в 1913 г. — 19.527. Первое медресе в г. Уфе («Усмания») во главе с бывшим шакирдом Мачкары Хайруллой Усмановым появляется в 1887 г., в 1880-е гг. была построена 2-я мечеть. Центрами благотворительности стали Уфимский приют престарелых мужчин и мальчиков-магометан ведомства Императорского человеколюбивого общества, Уфимское попечительство о бедных мусульманах (Уфимское мусульманское благотворительное общество), Уфимское мусульманское дамское общество.

 

Лидером последнего стала Марьям-бике — дочь известного фабриканта Тимербулата—хаджи Курамшевича Акчурина (1826-1906). В 1894 г. на базе Гурьевской и Самайкинской фабрик было создано «Торгово-промышленное товарищество Тимербулата Акчурина», которое являлось крупнейшим поставщиком сукна для русской армии. В 1871-75 гг. Тимербулат-бай избирался гласным Симбирской городской думы. Он был удостоен серебряной медали «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Этим была оценена его благотворительная деятельность во время голода зимой 1880-1881 гг., когда Тимербулат в д. Старое Тимошкино открыл бесплатную столовую для малоимущих, проработавшую до нового урожая; каждый день в ней питались от 150 до 320 человек. Его бесплатная столовая работала и в голодную зиму 1891 г. Тимербулат-хаджи подарил мусульманской общине г. Самары участок земли, где оформился мусульманский приход на ул. Казанской на базе которого была затем построена 1-я Самарская Соборная мечеть. В годы русско-японской войны 1904-1905 гг. при Гурьевской фабрике он открыл больницу для лечения больных и раненых воинов. В 1905 г. оказал значительную материальную и финансовую помощь жителям Старое Тимошкино после пожара, уничтожившего 240 домов, обеспечив около 1000 погорельцев едой, одеждой, дровами, семенами, деньгами.

Марьям окончила Казанскую женскую гимназию, что также стало обычным для зажиточного среднего класса у татар. Марьям вышла замуж за сына муфтия Мухаммедьяра Султанова, Арслан(г)али (1862–1908). Султановы не обладали большим состоянием, поэтому дети муфтия получали военное образование за казённый счет. Арслангали в 1884 г. окончил по первому разряду Константиновское военное училище в Санкт-Петербурге, но прослужил только до 1887 г. и вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. Муж занялся характерной для дворянина общественной деятельностью: в 1898 г. выступил соучредителем Попечительства о бедных мусульманах г. Уфы, был его почетным членом; служил одним из директоров Уфимского губернского попечительного о тюрьмах комитета; в 1905–1906 гг. был Стерлитамакским уездным предводителем дворянства.

О помощи Марьям-бике в деле развития мусульманской учености в России Риза Фахреддин приводит такой факт: «Летом 1313/1895 года в Уфу приехал один из известных мединских ученых и хадисоведов, Саййид ‘Али Мухаммад бин ‘Али ал-Витри, он вместе со своей супругой остановился в доме у Марьямбике ханум и гостил у нее целый месяц. Для дорогих и почетных гостей она выделила один из домов, которые находились один напротив другого в ее саду, другой же дом служил аудиторией для тех, кто приходил заниматься хадисоведением под руководством мединского ученого... Я сам видел, как Саййид выдавал ученикам иджазы (свидетельства, разрешения) на чтение некоторых хизб», то есть частей Корана. Саййид Мухаммад ‘Али бин Захир ал-Витри ал-Хусайни ал-Ханафи ан-Накшбанди ал-Кадири аш-Шазили ал-Мадани, более известный как Мухаммад ‘Али бин Захир ал-Витри (1845 — 1904) был суфийским шейхом тарикатов Накшбандийа, Шазилийа, Кадирийа. Его мюридами считаются великий шейх Зайнулла Расули, а также крупнейший алим Дагестана Сайфулла Башларов.

У супругов не было детей, и постепенно общественной деятельностью занялась и Марьям-ханум. Значительные суммы супруги отдали на строительство медресе «Галия», помогали в его обустройстве. Как гласный городской думы Арслан-Али Султанов предложил учредить стипендии для показывающих отличные успехи в учёбе гимназистов из малообеспеченных семей. В качестве приданого отец Марьям-ханум подарил ей два дома — дом № 1 по ул. Спасской (ныне ул. Новомостовая) и дом № 10 по Вознесенской (ныне ул. Тукаева). Именно они стали основой для инфраструктуры мусульманского женского образования Уфы.

В 1907 г. было создано Уфимское Мусульманское Дамское общество. Устав общества был зарегистрирован 12 декабря 1907 г., целями были определены «культурно-просветительные, нравственно-воспитательные и трудо-вспомогательные». Учредительницы: Марьям Тимирбулатовна Султанова, Софья Мухаммедьяровна и Зюлейха Мухаммедьяровна Султановы (невестка и дочери муфтия ОМДС М. Султанова), Суфия Сеитгареевна Джантюрина, жена генерал-майора Махи-Парваз Султановна Шейхали(ева), потомственная дворянка Фатима Мухамедьяровна Басимова, Гайша Сейд-Аскаровна Камалетдинова. Марьям Султанова стала его первым председателем.

В 1913 г. в доме М. Султановой был открыт приют для 25 девочек-сирот. Риза Фахреддин писал: «в Уфе для брошенных, бродивших по улицам города и лишенных какого-либо присмотра девочек она основала приют и назначила туда воспитательниц и преподавательниц. Все расходы, связанные с проживанием и обучением девочек (в приюте проживали и обучались около двадцати воспитанниц), Марьямбике полностью взяла на себя. Помимо чтения и письма девочек обучали русскому языку и разным рукодельным ремеслам. Наиболее подготовленных Марьямбике устраивала на работу; таким образом, эта благодетельная представительница прекрасного пола спасла от пучины позора и незавидной судьбы многих молодых девушек».

В целом в функционировавших в Уфе школах общества в 1908-1909 учебном году обучались 623 девочки. В 1912 г. общество курировало 5 школ для мусульманских девочек (обеспечивало учебниками, одеждой, питанием и т.д), где обучалось 430 учениц. В них, кроме общеобразовательных предметов, преподавалось еще рукоделие. Через два года в ведении общества находятся уже семь школ, в которых обучались и проходили курс рукоделия 517 учениц. В 1911 г. на попечении Общества находились 6 мектебов с 542 школьницами (в том числе 150 сиротами), в 1912 г. — 5 мусульманских женских школ с 430 ученицами, в 1913 г. — 7 училищ с 450 воспитанницами, в 1914 г. — 7 учебных заведений при 517 школьницах, в 1915 г. — 6 мектебов с 506 учащимися. Общество организовало подготовку учительниц для мектебов и медресе. В просветительских целях Общество организовывало литературные вечера, а 23 февраля 1914 г. открыло библиотеку-читальню из 500 книг в доме на Спасской ул., 10, пожертвованном Марьям Султановой. С 20 мая 1917 г. общество организовало 2-х месячные курсы для учительниц. Предметы включали: изучение религии и Корана, родной язык и литературу, арифметику, национальную историю, географию. В роли педагогов выступали имамы Джигангир Абзгильдин и Хабибулла Ахтямов, классики татарской литературы Галимджан Ибрагимов и Гумер Галяу, Габдулла Ш(о)наси, Миннеджамал Сайфуллина. Открытие курсов состоялось 20 мая с присутствием 200 учительниц в здании медресе «Усмания», курсы прошли на базе школы Гайши абыстай Абызгильдиной. Общество было ликвидировано в декабре 1919 г., в 1920 г. Марьям-бике была вынуждена закрыть приют.

В 1912 году Марьямбике вместе со своим братом Хасаном Акчуриным совершила хадж. В 1920-е гг. Марьямбике ханум ездила в Казань и Москву, чтобы показаться врачам. Во время одной из таких поездок, 22-го марта 1347/1928 года, скончалась в Москве и была похоронена на мусульманском кладбище.

В конце позапрошлого века две Акчурины: Зухра и Марьям сыграли ключевую роль в развитии мусульманского просвещения в Крыму и Приуралье. В эти годы несколько мусульманских фамилий, ведущих начало еще со времён тюркских ханств (Акчурины, Шакуловы, Яушевы), вместе с новыми родами мусульманской буржуазии и имамов сумели создать инфраструктуру современного мусульманского образования, литературу на родном языке, органы печати, благотворительные общества, общественные и политические организации. И всегда рядом с выдающимися мужчинами стояли выдающиеся женщины. Сможем ли мы повторить их пример или останемся только памятниками и следами прошлого?

www.idmedina.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.