Гаспринский (Гаспралы) Исмаил-бей
В 1871 г. Гаспринский отправился в Париж, посещал занятия в Сорбонне, работал переводчиком в рекламном агентстве и личным секретарем И.С. Тургенева. За рубежом Г. Гаспринский воспринял французские принципы создания начальной светской школы на родном языке, западноевропейские теории либерального эволюционного развития и создания конституционных режимов; идеи приспособления достижений современной цивилизации к устоям ислама в интерпретации Дж. Афгани и М. Абдо. Гаспринский утверждал, что причина отсталости мусульман от «других народов в умственной и политической жизни, прежде всего, в отсутствии идеи и цели... Англичанин или немец, приступая к какому-либо торговому или промышленному делу, ставит перед собой обдуманную задачу и стремится к ней в течение долгих лет. Так общества и народы задаются целями, осуществление коих может быть лишь в будущем. Без общественных задач и стремлений не может быть ни народного дела, ни народной жизни». В пример мусульманам Гаспринский ставил также Германию и Японию.
Исмаил-бей в 1876 г. вернулся в Бахчисарай, устроился преподавателем в одном из местных учебных заведений, в марте 1878 г. стал гласным Бахчисарайской городской думы. В конце ноября того же года был избран зам. городского главы, а в марте 1879 г. утвержден в должности бахчисарайского городского главы. Сложил с себя полномочия городского главы в марте, а гласного — в мае 1884 г.
В очерке «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина» (Симферополь, 1881) Гаспринский формулирует и свои основные теоретические постулаты об отношении мусульман России к русской государственности и основным направлениям реформ в мусульманском обществе в статье «Русское мусульманство: Мысли, заметки и наблюдения». Первым тезисом Гаспринского является тезис об исторической неизбежности поглощения земель бывших тюркских ханств российским государством. Поэтому возникает вопрос о механизмах формирования отношений между мусульманами и Россией на длительную перспективу. Автор отмечает, что мусульмане России практически не имеют никакого отношения к общественной и культурной жизни русских. Основой здравой национальной политики Гаспринский провозглашает равенство и уважение к правам наций. Он замечает, что Финляндия с ее автономными учреждениями «страна несравненно больше русская», чем лишенная самостоятельности и русифицируемая Польша. Далее Гаспринский остановился на культурном развитии мусульман России. Образ жизни мусульман в сфере культурного развития не изменился с времен независимых ханств. Наоборот в медресе были утрачены основы научных дисциплин и заменены схоластикой. Абсолютно не изменился образ жизни основной ячейки общества — традиционной общины. По утверждению Гаспринского: «всякая такая община представляет собой миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом исламизма». При этом «каждая мусульманская община имеет свою школу и мечеть». Гаспринский отмечает, что даже изолированные среди русского населения мусульмане, благодаря такой системе организации, «не утратили никакой татарско-мусульманской черты».
Гаспринский предложил сделать татарский язык языком преподавания в государственных начальных и ремесленных школах. Преподаватели таких школ должны были получить образование в
В 1883 году начинает выходить газета «Тарджеман» — наиболее представительный источник по истории мусульман России до конца 1905 года. «Тарджеман» («Переводчик») — газета, общенациональный печатный орган российских мусульман, символ единства российской уммы, редактируемый и издаваемый лидером джадидов И. Гаспринским до его смерти в 1914 году. В первой статье газеты утверждалось, что «Тарджеман» «будет служить по мере сил проводником трезвых, полезных сведений из культурной жизни в среду мусульман и обратно...». К 1893 году Гаспринскому удалось обеспечить себе поддержку среди улемов, буржуазии и интеллигенции основных экономических и культурных центров российских мусульман, особенно в Волго-Уральском регионе, Крыму и Азербайджане. «Тарджеман» издавался параллельно на русском языке и «тюрки» — первом литературном тюркском языке Нового времени. Среди его авторов наиболее известны: Юсуф Акчура, Дэрдменд, Ахмед-Хади Максуди, Риза Фахраддин, Нариман Нариманов, Ферудин бей Кочерли, Али-Акбар Рефибейли, Осман Акчорлаклы, Ахмед Озенбашлы, Хасан-Сабри Айвазов, Ибрахим Фехми, Фуад Кепрюлю, Зия Гекалп, Ахмед Мухтар паша. Сам И. Гаспринский назвал первыми тремя сторонниками идей газеты муфтия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС) С.-Г. Тевкелева, казанского имама и мударриса Ш.Марджани и уфимского ахуна Ш.Сулейманова (сына муфтия Г. Сулейманова). «Тарджеман» существовал на средства мусульманских промышленников, прежде всего братьев Рамиевых из Оренбурга, Акчуриных из Симбирска и Зейналабидина Тагиева из Баку. «Тарджеман» имел читателей среди всех тюркских народов и фактически стал общенациональным органом сторонников джадидизма. Здесь Тарджеман-бабай выдвинул идею культурного и нац. единства всех тюркских народов России на основе «единства языка, мысли и действий».
В книге «Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания И. Гаспринского» (Бахчисарай, 1896) он заявил, что важной задачей является налаживание дружественных отношений с Персией и Османской империей.
К 1900 г. в целом можно говорить о достижении основных целей просветительского этапа джадидизма. В ходе него были созданы новометодные мектебы и медресе, с учебной литературой, издаваемой в ряде новых мусульманских типографий. Сформировался единый литературный язык мусульман России и художественная многожанровая литература на нем. Мусульманская элита России начала в массовом порядке получать русскоязычное образование. В крупнейших городских центрах возникли благотворительные общества как культурно-просветительные центры общин. Таким образом, сформировались институты общенационального светского образования, и вопрос стоял уже об их расширении и повышении уровня просвещения.
Г. занимался книгоиздательством, создал в Бахчисарае фактически целый книгоиздательский концерн, где наряду с «Тарджеманом» издавал первый журнал для мусульманок «Алеми-нисван» («Мир женщин»), учебную литературу. В 1904 г. он организовал профсоюз печатников в Бахчисарае — первый в России. Гаспринский выступил инициатором открытия благотворительных обществ у российских мусульман.
Весной 1905 г. в составе депутации крымских татар Гаспринский отправился в столицу, где делегация посетила председателя Комитета министров С.Ю. Витте. Исмаил-бей участвовал в работе I, II и III Всероссийских мусульманских съездов, был одним из организаторов партии «Иттифак аль-муслимин». Он выступал за создание религиозной автономии, против классовых распрей, за «обеспечение культурного развития мусульман». На III Всероссийском мусульманских съезде в Нижнем Новгороде в августе 1906г. Исмаил-бей был избран членом президиума съезда и ЦК «Иттифак аль-муслимин».
После революции
В целом, реформы И. Гаспринского привели к возникновению качественно новой группы мусульманской элиты России—национальной светской интеллигенции. И. Гаспринский призывал руководствоваться примером Садри Максуди, который получил мусульманское, русское и европейское образование, встречался для выработки жизненной позиции со Львом Толстым и классиком турецкой литературы Ахмадом Мидхатом. Благодаря И. Гаспринскому сформировалась группа общественных деятелей Нового времени, выступившая в начале прошлого века в качестве лидеров общественного движения мусульман России.
11 (24) сентября 1914 г. Исмаил-бей скончался в Бахчисарае. В последний путь его провожала многотысячная толпа мусульман. Гаспринского называли «Отцом нации», то есть отцом-основателем, воплощающим архетип мудрого и справедливого отца. Многочисленные отклики на его смерть отражают чувства нации, потерявшей своего отца. Фатих Карими прямо называет его духовным отцом 30 миллионов тюрок-мусульман, который вырвал их из векового прозябания, вернул им волю и уверенность в собственных силах, направил на путь учебы и труда...