Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Габдулвахид Сулейманов (1786-1862) — муфтий эпохи европейских революций
25.04.2020
Иллюстрация

Жизнь третьего муфтия Оренбургского Магометанского Духовного собрания (ОМДС) Габдулвахида Сулейманова (1786-1862) прошла в судьбоносные моменты мировой и российской истории. Он родился в те дни, когда средневековые монархические режимы правили Европой, и дожил до той поры Нового времени, когда победили конституционные режимы и избирательные права в ряде государств получили большинство мужчин. Европа пережила Великую Французскую революцию, Наполеоновские войны, индустриальную революцию и «весну наций» 1848 г. За это время Россия превратилась из империи дворян-гвардейцев в страну, которой управляли десятки тысяч чиновников. От просветителей, перелицовывавших европейские теории, Россия поднялась до уровня своих великих мыслителей: Сперанского, декабристов, Чаадаева, Аксаковых, Киреевского, Герцена. Для татар это было время А. Курсави и А. Утыз-Имяни, Ш. Марджани и Х. Фаизхани, заложивших основы идентичности российских мусульман-татар.

До сих пор трудно определить его место рождения, ведь, к сожалению, метрические книги не сохранились. Поэтому остается открытым вопрос: родился ли он в ауле Ырбишче (Большое Рыбушкино) Нижегородской губернии или в ауле Абсалямово Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. Этот регион исторически входил в полосу расселения мишарей, принявшуюся от Оки до Агидели (Белой). Мы привыкли думать, что люди того времени не отличались мобильностью. Но это касалось помещичьих крестьян, а государственные крестьяне особенно, из числа имамов и торговцев всегда отличались большой подвижностью. Это касается отца Габдулвахида Сулеймана б. Салюка, который родился Нижегородчине, был имамом на родине, в ауле Нижняя Ура (родине и цитадели противника муфтия М. Хусаина Х. Оруви) ныне Арского района Татарстана и под Стерлитамаком. Везде он устанавливал власть ОМДС.

Эти передвижения наложили отпечаток и на жизнь Габдулвахида: он учился в нескольких медресе. Какое-то время он по косвенным данным провел в медресе Каргалы у мударриса Габдуррахмана б. Мухаммадшарифа аль-Кирмани (1743–1826). Каргалинские Медресе во второй половине XVIII-первой трети XIX вв. крупнейшим комплексом профессионального религиозного образования у татар были. Они были исламскими учебными заведениями среднеазиатского типа, прежде всего из-за концентрации буржуазии на рынках Туркестана. Габдуррахман б. Мухаммадшариф вместе с первым муфтием ОМДС Мухаммеджаном Хусаиновым был учеником Мухаммада б. Гали ад-Дагестани. Он был в свою очередь мударрисом у муфтия Габдессаляма Габдрахимова, мударриса медресе при «Голубой» (4-ой) мечети Казани Габденнасыра б. Рахманкола ал-Джабали, мударриса медресе Кышкар Фаяза б. Габдельгазиза аль-Кенери, мударриса медресе «Губайдия» Губайдуллы б. Ишкуата, мударриса медресе Тайсуганово Габденнасыра б. Габдеррахима аль-Улькаши, основателя и мударриса медресе в Стерлибаше шейха Нигматуллу б. Биктимера (Тукаева) и ишана Хабибуллы б. Хусаина ал-Ури (Оруви) из Заказанья. Последний сыграл выдающую роль в формировании суфизма на Нижегородчине.

Габдулвахид-хазрату удалось застать первое стабильное поколение улемов и мударрисов, но ключевые посты были уже заняты, а должность сельского имама и мударриса его мало прельщала. Поэтому он уезжает в Петербург, где вначале занимается торговой деятельностью. Через некоторое время с 1822 г. Сулейманов становится гражданским имам-хатибом г. Санкт-Петербурга. Он обладал талантом нахождения общего языка с представителями властей. Особую роль здесь сыграл великий князь Михаил Павлович, младший из сыновей императора Павла I, обладавший очень большим влиянием. Он курировал систему военно-учебных заведений. Николай I и Михаил Павлович уделяли большое внимание религиозному воспитанию мусульман-военнослужащих. В крупнейших городах Волго-Уральского региона существовали должности военных ахунов, имамы были назначены в ряд основных военно-морских портов, прежде всего в Кронштадт и Севастополь, на казенный счет содержались мечети при Казанском пороховом и Ижевском оружейном заводах. С 1850г. была создана должность главного ахуна башкирско-мещеряцкого войска в лице имама мечети Караван-Сарая в Оренбурге.

Постепенно Сулейманов занимает посты преподавателя мусульманского вероучения во все большем количестве мест: с 1828 г. — преподаватель мусульманского вероучения воспитанников Кавказского полуэскадрона (императорского конвоя), с 1835 г. — Царскосельского кадетского корпуса. За эту деятельность в 1832 г. Г. Сулейманов и его сын Шарафутдин получили титул тархана. Г. Сулейманов постоянно привлекался и другими государственными ведомствами. В 1826 г. привлекался правительством для переговоров с казахскими ханами Большого и Среднего жузов и состоял внештатным переводчиком Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) Министерства внутренних дел. Поэтому не случайно, что после смерти муфтия Г. Габдрахим(ов)а Г. Сулейманов в июне 1840 г. указом Николая I назначен муфтием, председателем ОМДС. Новый муфтий разработал несколько проектов по реформированию ОМДС, но власти предпочли оставить неплохо работающую систему без изменений. Муфтий не обладал единоличной властью, и решения принимались большинство голосов в коллегии из 4 человек, состоявшей из муфтия и 3 членов заседателей в лице суде-казыев. Они избирались из числа имамов только Казанской губернии в здании Казанской Татарской Ратуши, и во многом проводили политику этого олигархического органа татарской буржуазии. Г. Сулейманов стремился ограничить полномочия казыев, в частности допустив к выборам имамов из других губерний. Муфтий стремился придать ОМДС статус губернского учреждения, тем самым, выведя его из-под весьма обременительного контроля оренбургского губернатора.

В 1841 г. Г. Сулейманов разработал и издал «Правила, изданные на основании шаригата и законов Оренбургским Муфтием Абдулвахитом Сулеймановым, для руководства приходским имамам при совершении браков и бракоразводов», ставшие одним из первых примеров умелого синтеза норм Шариатского права и российского законодательства. Правила ближе к современному Семейному кодексу, чем к российской брачной практике того времени. Возраст жениха должен был составлять 18 лет, а невесты — 16, брак заключался имамом и только с согласия самой невесты. Двумя основными сами развода назвались: талак (то есть по инициативе мужчины) и хлюг (то есть по инициативе женщины). В последнем случае женщина теряла право на калым (махр). Современников может поразить частотность разводов среди мусульман. Так в 1866-1868 гг. в Уфимской губернии произошло 3.107 разводов по хлюгу и 729 по талаку. В Оренбурге в 1867 г. на 29 браков приходилось 18 разводов, в Орске на 10 браков 5 разводов.

Во второй четверти XIX в. увеличились функции ОМДС в контроле над прихожанами и самими имамами. По «Высочайше» утвержденному мнению Государственного совета в 1830 г. ОМДС получило право решать по «правилам веры» споры между «магометанами» о неповиновении детей их родителям и тем самым стало обладать функциями «совестного суда». Кроме этого, в 1836 г. ОМДС обрело право «решать дела «по разделу частной собственности между наследниками», а в 1849 г. — право взыскивать за проступки с подчиненных ему мулл.

Муфтий Г. Сулейманов продолжал политику своего предшественника в борьбе за здоровье мусульман. В 1846 г. ОМДС согласилось с мнением командующего Башкиро-мещеряцкого войска о том, чтобы имамы до совершения брака брали у невесты и жениха свидетельство фельдшера или врача, 22 сентября 1848 г. муфтий сам издал соответствующую фетву. Однако отсутствие реального механизма и протесты против обследования женщин привели к отмене данной фетвы командующим Башкиро-мещеряцкого войска. Оренбургский генерал-губернатор В.А. Обручев разрешил обследование женщин только повивальным бабкам. В 1851 г. появилась новая фетва, где муфтий предлагал родителям вступающих в брак или их валиям (опекунам) удостоверять подписями отсутствие у молодоженов венерических заболеваний. Муфтий указывал на необходимость соблюдать правила личной гигиены и принимать все предписываемые врачами лекарства. В дальнейшем Г. Сулейманов принимал новые фетвы о борьбе с оспой, холерой, венерическими заболеваниями, о необходимости профилактических прививок

В годы Муфтий был сторонником преподавания светских предметов в мусульманских учебных заведениях. С 1836 г. мусульмане могли поступать только на медицинский факультет Казанского университета после окончания I Казанской гимназии, если они были уроженцами Оренбургской губернии. По неполным данным в 1834-1865 гг. Первую Казанскую гимназию закончило 22 мусульманина, в Казанском университете в 1840–1860 гг. обучался 31 мусульманин. По положению Комитета Министров 1843 г. в I Казанскую гимназию было направлено 20 мусульман Оренбургской губернии. Расходы на их содержание в размере 535 руб. были приняты на счет Государственного казначейства. Муфтий сам был автором брошюры о полезных свойствах лекарственных растений, перепечатанной в начале 1990-х гг. в журнале «Мирас».

Г. Сулейманов был первым из муфтиев ОМДС, владевших русским языком, он выписывал русские и турецкие книги и газеты. Он был известен своим и милосердием, и поэтому с 1856 г. был назначен директором Оренбургского губернского попечительского комитета о тюрьмах. Муфтий Сулейманов сделал многое не только укрепления религиозных устоев российской уммы, но и для ее интеграции в российские реалии. Таким он останется в нашей памяти...



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.