Габд ас-салам б. Габд ар-рахим аль-Габдери (1765 — 1840) был вторым муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). Он родился в ауле Габдуррахман Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне село Абдрахманово Альметьевского района РТ). В этом селении приход (махалля)
С сентября 1799 г. Габдессалям стал имамом Оренбургской соборной мечети. В
Габдессалям часто выполнял дипломатические и разведывательные поручения правительства в Казахстане и Средней Азии. В
Авторитет Габдессаляма был столь высок, что после смерти М. Хусаина 30 сентября 1825 г. указом императора Александра I он был утвержден в должности муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). При Габдессаляме был полностью укомплектован штат ОМДС, который в 1836 г. значительно расширился и просуществовал в таком виде до 1917 г. Он был инициатором строительства зданий религиозного назначения в Уфе (Первой соборной мечети, вакуфного дома и резиденции ОМДС), где и сейчас находится резиденция ЦДУМ. Первая соборная мечеть сейчас находится в Уфе на ул. Тукаева, 52. Она была построена в 1830 году близ Случевской горы по ходатайству муфтия. 29 апреля 1827 года муфтий Габдессалям обратился в губернское правление с прошением об отводе земли для постройки дома и Мечети «пустопорожного квартала», в котором состояло дворовое место под № 791. Там прежде находился деревянный дом губернского правления, сгоревший во время пожара 1821 года. По плану, выданному муфтию губернской строительной комиссией 5 мая 1828 года, для мечети было определено место в середине квартала, а по углам были обозначены четыре места чертами: сверху с правой стороны — для дома муфтия, с левой стороны — для служителей мечети и приезжих магометан, а два остальных места были обозначены для строительства домов, но каких — в плане не было указано. Здание мечети и дом для приезжих были построены на пожертвования, а дом муфтия — на деньги, полученные из казны, и в 1839 году со всеми принадлежностями «Всемилостивейше пожалован» Г. в частное владение и исключен из списка казенных домов.
Имя Габдессаляма неразрывно связано с началом просвещения татар по европейскому образцу. Он стал автором брошюры «Польза человеческого рода» (1834), в которой изложил краткую историю медицины, доказывал ее пользу и необходимость для человечества, утверждал, что «наука врачевания» по степени важности для человека находится на втором месте, уступая только богословию. По инициативе муфтия после эпидемии холеры 1831 г. начинается обучение мусульман-лекарей для башкирско-мещеряцкого войска на медицинском факультете Казанского университета. В итоге,
Габдессалям боролся против пьянства среди мусульман, а также таких народных праздников как сабантуй и джиен. Государство высоко оценило деятельность Габдессаляма. За службу он и его сыновья получили звание тархана, то есть были освобождены от налогов и повинностей.
Муфтий Габдессалям олицетворяет для нас эпоху, когда российская умма сформировалась на огромных пространствах Империи, и сотни мечетей и мектебов образовали неразрывное единство членов татарской нации-миллета.