Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №184 — Правильно ли мы изучаем хадисы?
15.04.2011

Как известно, вторым основным источником исламского вероучения является Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Арабское слово «сунна» означает «обычай, практика», и, таким образом, следуя Сунне Посланника Аллаха, мусульмане следуют пророческой традиции, восстановленной и обновленной Пророком Мухаммадом.

Очевидно, что все аспекты традиции пророков и посланников Всевышнего было бы сложно в точности запомнить и передать следующим поколениям, в связи с чем и создавались различные сборники хадисов. Наибольшую известность и распространение в исламском мире получили сборники имамов аль-Бухари и Муслима. Это отнюдь не означает (как полагают некоторые мусульмане), что другие сборники в чем-то им уступают. Напротив, все они содержат необходимые и порой уникальные (то есть не представленные в других сборниках) предания, помогающие точнее определить все аспекты пророческой традиции. Следовательно, такая дисциплина, как хадисоведение, фактически является одной из главных наук в исламе.

Однако здесь возникает некоторое недопонимание. Дело в том, что под изучением хадисов подчас воспринимается либо их непосредственное заучивание, либо изучение их иснада — цепочки передатчиков. Мы вправе задать вопрос: является ли такое изучение Сунны полноценным? Чтобы ответить на него, попробуем провести аналогию с первостепенным источником исламского вероучения — Кораном. Как известно, существует специальная дисциплина по правилам чтения, называемая таджвид. Но эта наука предполагает изучение Корана лишь внешнее, а отнюдь не попытку понять смысл тех или иных аятов. Для достижения второй задачи есть другая наука — тафсир, представляющая собой толкование, комментарии ученых: без них не всегда можно понять тот смысл, который заложен в словах священного Писания ислама. Безусловно, мусульмане осознают, что полный смысл сур и аятов знает лишь Всевышний, однако часть коранического знания человечеству также открыта. Но способен ли читающий Коран (даже если не в переводе, а на языке оригинала, то есть арабском) понять тот или иной аят без соответствующих разъяснений? Очевидно, что порой это сделать нелегко. Возьмем для примера самую короткую суру — «Аль-Кяусар»: «Воистину, Мы даровали тебе изобилие. Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, ненавистник твой — куцый». Без тафсира смысл данной суры ускользает, после прочтения разъяснений же всё становится на свои места: Всевышний даровал Своему Посланнику изобилие (причем как духовное, так и материальное, под которым в том числе подразумеваются и потомки Пророка), а насмехавшегося над его потомством Абу Ляхаба самого сделал бездетным.

Итак, смысл Корана без тафсира не всегда можно воспринять правильно, и именно из-за этого часть мусульман оказываются обманутыми радикально настроенными, неграмотными самозванцами, называющими себя «амирами» и «имамами». К сожалению, излишний радикализм проявляют и некоторые богословы, воспринимая те или иные аяты весьма поверхностно и буквально. Конечно, не наше дело участвовать в богословских диспутах, поскольку для этого необходимо обладать огромным багажом знаний, однако мы вправе знать мнения ученых не только ханбалитского мазхаба, но и богословов других религиозно-правовых школ. В нашей же стране в литературной сфере совсем недавно было полное господство только одной школы, и лишь в последние годы русскоязычные мусульмане сумели ознакомиться с мнениями ученых ханафитского мазхаба. Так, например, на сегодняшний день на русском языке доступен тафсир Абдуллы Юсуфа Али, чей авторитет был подтвержден и саудовскими учеными, многократно издававшими его англоязычный тафсир миллионными тиражами. Наряду с тафсиром Абдуррахмана Саади (ученого ханбалитского мазхаба) труд А.-Ю. Али является едва ли не единственным полным доступным тафсиром на всем русскоязычном пространстве. Кстати, желающие сравнить два подхода к толкованию могут сделать для себя интересные выводы.

Если Коран без тафсира может привести к неправильному пониманию смысла тех или иных аятов, то не возникает ли такая же ситуация с Сунной? Действительно, можно прочитать какой-нибудь хадис, но, не зная, в какой ситуации происходило описываемое событие, при этом сделать из него неподходящие, а возможно, даже и противоположные выводы. А ведь есть еще и хадисы отмененные. Знают ли об этом те мусульмане, которые читают и изучают хадисы? Например, некоторые юноши, прочитавшие несколько книг по исламу (в том числе и сборники хадисов), начинают запрещать женщинам посещение кладбищ, приводя в качестве доказательства хадис, согласно которому Пророк Мухаммад запрещал женщинам посещать кладбища. Такой хадис действительно существует, и он действительно достоверный; тем не менее им уже нельзя руководствоваться, поскольку Пророк впоследствии сам отменил свое решение, сказав, что «раньше он запрещал посещать кладбища, а теперь разрешает», о чем сообщается в другом достоверном хадисе. Чем это было вызвано — отдельный вопрос, и объяснения на эту тему также записаны в трудах ученых. Главное не в этом — суть в том, что часть мусульман, получивших поверхностные знания, запрещают то, что разрешил сам Пророк. И это все из-за их собственной неграмотности.

Другой пример неправильного понимания хадисов — всем известное предание о порицании Посланником Аллаха тех, кто носил длинные одеяния, волоча их полы по земле. Часть мусульман, воспринявших данный хадис буквально (то есть не задумавшись о его смысле и не узнав мнения ученых по этому поводу), подворачивают свои брюки, полагая, что это является чуть ли не главным показателем имана, — а на тех, кто так не делает, смотрят с недоверием. Им невдомек, что отдельные хадисы имеют разные версии и в некоторых из них приводятся дополнительные фразы, которые могут быть опущены в других версиях. И если бы данный хадис был изучен в его более полной версии, то прочитавшие его мусульмане осознали бы: дело вовсе не в длине брюк и не в их укорачивании, а в намерении тех, кто их носит. Ведь когда один из сподвижников спросил Пророка, «следует ли ему тоже укорачивать свои длинные брюки», Посланник Аллаха ответил, что не следует, поскольку в его намерениях отсутствуют гордыня и высокомерие.

Таких случаев с хадисами можно привести немало, что подтверждает необходимость не просто их прочтения или заучивания, а обязательность их толкования. И это не какое-то новое изобретение — средневековые богословы были прекрасно об этом осведомлены. Поэтому в исламе на эту тему существует целая научная дисциплина, называемая шарх. Существуют и многотомные труды на эту тему, например известный «Фатх аль-Бари». Из него становятся понятными очень многие аспекты самого разного характера, касающиеся спорных вопросов вокруг хадисов. К сожалению, ни об этой дисциплине, ни о подобных трудах многие российские (да и не только российские) мусульмане даже представления не имеют. Практически единственная книга на русском языке, где разъясняются хадисы, — «Сорок хадисов» ан-Навави — ситуацию не спасает. Как результат — радикально настроенные личности свободно спекулируют на тему хадисов в русскоязычном пространстве, почти не получая достойной отповеди.

Можно ли перебороть эту негативно сложившуюся тенденцию? Да! Было бы желание... и возможности. Необходимо выпускать в свет работы тех ученых, которые как никто другой умели объяснять смысл хадисов.

Итак, в заключение повторим: хадисоведение является одной из важнейших богословских дисциплин в исламе. Но основная ее часть — отнюдь не изучение цепочки передатчиков, а правильное и соответствующее извлечение и осознание того смысла, который заложен в том или ином предании. Можно выучить сотни и тысячи хадисов наизусть, но не понимать того смысла, который закладывал в них Посланник Аллаха; не понимать, почему в той или иной ситуации Пророк говорил или действовал именно таким образом, а не по-другому. Можно полностью знать иснад, но так и не понять, что же в действительности имел в виду Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Очевидно, что от правильности восприятия этого зависит гораздо больше, чем от простого заучивания текста, поскольку главным в любых словах и действиях является их внутренняя суть, а не внешняя форма.

Марат Хайретдинов



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.