Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 5(223) /2014/ — Правило приоритетов
02.06.2014

Правило приоритетов

Исторические факты свидетельствуют о том, что с приходом ислама началось постепенное искоренение грехов и пороков, мешающих дальнейшему развитию человеческой цивилизации. Однако изменения шли именно постепенно, и такой подход присутствовал в исламе с самого начала. Если начать изучение истории развития ислама, то обнаружится, что все запреты или предписания ниспосылались Всевышним Аллахом так, как это было наиболее мудро и рационально.

Исходя из этого, в исламском шариате существует «правило приоритетов» («аль-авлавият»), согласно которому предпочтение отдается более приоритетному над менее важным. «Правило приоритетов» — это применение на практике одной из трех основ:

— малое количество обязанностей;

— постепенное введение законодательных норм;

— облегчение и устранение затруднений.

Первые шаги

В течение первых лет единственное, к чему призывал Пророк Мухаммад — это вера в единство Бога. «Ля иляха илля Аллах» — «Нет другого бога, кроме одного Единого Бога» — убеждал Посланник Аллаха свой народ, так как именно этот постулат является ключом к пониманию ислама. И лишь затем, поэтапно началось планомерное обустройство общества, которому постепенно ниспосылались новые предписания. Если бы это происходило по иному, то многие, в силу объективных причин, не смогли бы последовать за Пророком, хотя бы и хотели этого. Такой путь должен являться образцом для всех — и для тех, кто призывает, и для тех, кто хочет понять и принять волю Всевышнего Аллаха, заключенную в последнем Откровении и словах Пророка Мухаммада. Это, конечно, не означает, что можно отступаться от исламских принципов, разрешая или запрещая что-либо по своему усмотрению. Однако необходимо четко представлять, что главной и первостепенной целью призыва является первый и основной столп ислама — признание единственности Бога. Не случайно Пророк сказал: «Тот, чьи последние слова будут: „Нет другого бога, кроме одного Единого Бога“ (ля иляха илля Аллах) — войдет в рай» (Муслим).

Не вызывает никаких сомнений, что дальнейшее постижение канонов религии тоже является необходимым, поскольку дает возможность духовно расти и развиваться, но кто-то может дойти до этого сразу, а кто-то способен достичь прогресса лишь через определенный период времени. В связи с этим в шариате и существует «правило приоритетов», согласно которому верующим разрешается исполнение только обязательных установлений.

Суть его заключается в том, что поначалу верующие постепенно начинают соблюдать основные, первостепенные предписания — условно говоря, только фард. Цель такого облегчения — привыкнуть к обязательным установлениям и подготовиться к соблюдению дополнительных видов поклонения.

Постепенность — залог успеха

В качестве справедливости утверждения, вынесенного в заголовок, можно привести немало примеров. Некоторые из них находят отражение непосредственно в Священном Коране. Так, запрет на употребление «того, что опьяняет и дурманит», произошел отнюдь не сразу, а в течение нескольких этапов. Поначалу запрета не было вовсе, но сподвижники спрашивали об этом Пророка и обращались к Всевышнему Аллаху с мольбами разъяснить ситуацию. Тогда Господь ниспослал аят: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть в них и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» («аль-Бакара», аят 219). Через некоторое время Создатель ниспослал новый аят: «О, уверовавшие! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите...» («ан-Ниса», аят 43). И лишь затем, когда общество оказалось готовым к полному запрету, были ниспосланы аяты: «О, уверовавшие! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же их — быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Так неужели же вы не прекратите?» («аль-Маида», аяты 90–91).

Конечно же, история ниспослания данного запрета не означает, что сейчас можно кому-либо выдать разрешение на временное употребление алкогольной продукции. Но и начинать свой призыв к исламу с оглашения этой темы тоже не разумно. Всевышний Аллах показал нам пример постепенного призыва, хотя Он мог предписать фарды и запретить харам сразу в один момент. И если следовать сути такой постепенности от Аллаха, то добиться успеха в проповеди будет гораздо легче. Суть же заключается в первостепенности одних предписаний, и пошаговом донесении других аспектов исламского вероучения.

Примеры постепенности существуют и в Сунне Пророка. Вот как напутствовал Посланник Аллаха одного из сподвижников перед отправкой его в Йемен, где большая часть населения исповедовала христианство: «Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, и когда ты явишься к ним, призови их засвидетельствовать, что нет бога, кроме одного Единого Бога, и что Мухаммад — Посланник Бога, и если они подчинятся тебе в этом, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно; если они подчинятся тебе и в этом, уведоми их о том, что Аллах обязал их раздавать пожертвования, которые следует брать у богатых и отдавать бедным (из их числа), если же они подчинятся тебе и в этом, то ни в коем случае не забирай из их имущества того, что (наиболее) дорого им, и бойся проклятия притесняемого, ибо, поистине, нет между (таким) проклятием и Аллахом преграды!» (аль-Бухари). Данный хадис отражает тот временной период, когда упомянутые предписания уже были вменены в обязанность. Тем не менее, Пророк велит своему сподвижнику соблюдать постепенность в представлении исламского вероучения.

В качестве еще одного подтверждения необходимости соблюдения постепенности хотелось бы привести и такие слова одной из «матерей верующих»: «Поистине, из того, что ниспосылалось из Корана, первой была ниспослана сура из числа коротких сур, в которой упоминается о Рае и Аде. Когда же люди пришли к исламу, было ниспослано о разрешенном и запрещенном. И если бы вначале был ниспослан запрет на употребление алкоголя, то люди сказали бы, что они не откажутся от него...» (аль-Бухари).

Устранение затруднений

Суть третьей основы «правила приоритетов» заключается в «облегчении и устранении возникающих сложностей». Такие возможности узаконены и в Коране, и в Сунне, и широко известны в исламском мире. Разрешение на облегчение и трудностей связано с тем, что Всевышний Аллах обладает самой совершенной мудростью и потому не мог устроить в религии никаких тягот («аль-Хадж», аят 78). Господь — милостив и милосерден, и потому Он «не возлагает на душу ничего, кроме того, что ей по силам» («аль-Бакара», аят 286).

Из этих и других похожих аятов можно сделать несколько выводов: с одной стороны — сам ислам как вероустав являет собой универсальный, легкий и доступный образ жизни; с другой стороны — если возникают какие-либо затруднения, они могут быть устранены, в том числе и посредством облегчения. Одним из наиболее известных примеров такого облегчения является разрешение на употребление в пищу запрещенной пищи, если к этому вынуждают складывающиеся обстоятельства. «Если же кто-либо будет вынужден пойти на это помимо своего желания и не преступая меры, то нет на нем греха, ведь, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный» («аль-Бакара», аят 173).

Примером может также служить разрешение перенести соблюдение поста в Рамадане на другие дни, если кто-либо из мусульман имеет на это определенные уважительные причины. Если же кто-либо из верующих настолько немощен или страдает таким хроническим заболеванием, что соблюдать пост для него нет никакой возможности, то это затруднение легко устраняется возможностью раздачи специальных пожертвований.

Подобного рода облегчений в исламе узаконено огромное множество, и это лишний раз указывает на великое милосердие и мудрость Всевышнего Аллаха, Который заботится о Своих созданиях и желает им облегчения, ибо созданы они слабыми («ан-Ниса», аят 28). Признание собственной слабости не является чем-то постыдным, напротив, это свидетельствует об отсутствии гордыни и высокомерия. Признание своей слабости перед величием Всевышнего Аллаха — это признак смирения перед Ним, что и является сущностью такого понятия, как «Ислам».

Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат» (продолжение.
Начало в №№ 220, 221, 222)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.