Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 4(222) /2014/ — Достоинства месяца раджаба
19.05.2014

Достоинства месяца раджаба

Дорогие братья и сестры! Верующие! Мир вам, милость Аллаха и Его благословление! Как известно, после окончания месяца джумада аль-ахира последуют три знаменательных месяца: раджаб, шаабан и священный Рамадан. Сегодня мы поговорим о достоинствах раджаба, который в 2014 году наступает 30 апреля.

Раджаб относится к числу запретных месяцев, это обозначает, что после его наступления верующий должен более внимательно следить за своими поступками, ибо один совершенный грех будет преумножен. В Священном Коране сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (9:36).

В другом аяте Всевышний предостерегает верующих от кровопролитий, любые притеснения и преступления, совершенные в запретном месяце, будут иметь еще большую тяжесть:

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление» (2:217).

К четырем запретным месяцам относятся: раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа и мухаррам. Мусульмане, которые проводят запретные месяцы в поклонении, получают от Всевышнего Аллаха особые награды в этой и будущей жизни, о чем ранее говорили видные сподвижники (да будет доволен всеми ими Аллах). Ибн Аббас сказал:

«Аллах выделил из двенадцати месяцев четыре, сделав их запретными, возвеличив их значение. И Он сделал так, что грехи в эти месяцы хуже, а благие деяния и награда выше!».

«Раджаб» — арабское слово, оно имеет несколько значений, его корень «тарджиб» обозначает почитание и уважение. Действительно, даже до появления ислама язычники уважали раджаб, с приближением запретного месяца они приостанавливали межплеменные конфликты. В одном хадисе описывается их жизнь до ислама.

Абу Раджа аль-Утариди сообщил: «Мы поклонялись камням (до ислама). Но когда мы находили лучший камень, чем предыдущий, мы выбрасывали предыдущий камень и брали последний. Если мы не находили камень, мы брали землю (почву), приносили овцу и доили эту овцу над ней, и исполняли вокруг этого таваф. Когда приходил месяц раджаб, мы (прекращали воевать), называя этот месяц „съемником железа“, ибо в течение него мы снимали и выбрасывали железные части всех копьев и стрел» (аль-Бухари).

С месяцем раджаб связаны несколько значимых для мусульман исторических событий. Во-первых, именно в этот месяц Пророк Мухаммад (алейхи-с-салям) был вознесен на небеса и перенесен из Мекки в Иерусалим. Ранее ни один из пророков (мир им) не удостаивался подобной милости. В честь этого события одна из сур Корана носит название «Перенес ночью», которая начинается так:

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (17:1)

Грандиозное событие отражено в аятах Корана:

«Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища. Лотос покрыло то, что его покрыло. Его взор не уклонился в сторону и не излишествовал. Он увидел величайшие из знамений своего Господа» (53: 19–18).

На небесах Пророк Мухаммад (алейхи-с-салям) встретился со Всевышним, пророками и посланниками (мир им). Именно во время вознесения, аль-Мираджа, были ниспосланы последние аяты самой длинной суры Корана — «Коровы»:

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: „Мы не делаем различий между Его посланниками“. Они говорят: „Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие“. Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (2:285–26).

Вдумайтесь в смысл двух аятов, в них заложены принципы веротерпимости по отношению к иноверцам и умеренности. Мусульмане не делят пророков (мир им) на своих и чужих, не оскорбляют их. Наоборот, Священный Коран учит проявлять к ним уважение. Говоря об умеренности, стоит подчеркнуть его важность, особенно в наши дни. Фанатизм и крайность в религии — опасные вещи. Всевышний ни в коем случае не налагает на людей невыполнимые задачи.

Вознесение Пророка (алейхи-с-салям) случилось в самый трудный период, за год до переселения (хиджры). Незадолго до вознесения Пророка многобожники Мекки устроили мусульманам торговую блокаду: они ничего не покупали у мусульман и не продавали им, не женились на них и не отдавали им замуж своих дочерей. В этот трудный год, когда мусульмане вынуждены были питаться листьями и корой деревьев и умирали от голода, умер дядя Пророка Абу Талиб, который защищал его от враждебно настроенных курайшитов, умер Абу Талиб и не принял ислам... Потом умерла любимая жена Пророка, первая мусульманка — Хадиджа, да будет доволен ею Аллах. Одно горе следовало за другим, мекканский народ отворачивался от Пророка, курайшиты объявили его лжецом, колдуном, нападали на него во время молитв. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, отправился в город Таиф в надежде, что местные жители прислушаются к его словам, но, вместо того чтобы принять гостя, пришедшего пешком издалека, уставшего с дороги, они приказали своим детям обкидать Пророка камнями! И поэтому этот год был назван годом печали, горя и неудач. В Мекке курайшиты, всегда издеваясь над Пророком, просили его, чтобы он показал им ангелов. Они говорили ему: «Если ты Пророк, то попроси своего Господа, чтобы он сделал тебя богатым...». Они просили, чтобы он показал им чудо, знамение. «Если покажешь чудо, то мы примем ислам», — говорили они.

Имам аль-Бухари в своем сборнике «Джами ас-Сахих» приводит длинный хадис о вознесении. Вот отрывок из него:

«Когда я находился в доме в полусонном состоянии, меня назвали человеком, находящимся между двумя другими. Потом мне преподнесли золотой таз, наполненный мудростью и верой. Затем мне рассекли тело от горла до нижней части живота, после чего мой живот был помыт водой из источника Замзам, а мое сердце было заполнено мудростью и верой. Потом ко мне привели белое животное, которое было ниже мула и выше осла. Его звали Бурак. Затем я отправился в путь вместе с Джибрилем. Когда мы достигли ближайшего неба, нас спросили: «Кто это?». Он ответил: «Это — Джибриль». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!».

Когда Посланник (алейхи-с-салям) рассказал людям о своем Вознесении, многие усомнились в нем и не захотели верить ему. Слабые верой сразу же побежали к его близкому соратнику Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Они передали ему рассказ Пророка (алейхи-с-салям) и спросили: «поверит ли он Вознесению и Ночному переносу?». Абу Бакр с удивлением посмотрел на них и сказал: «Если бы мне Пророк рассказал вещь более удивительную, то, клянусь Аллахом, я бы поверил и этому!» За это Абу Бакр был прозван ас-Сиддиком (т. е. «правдивым», «подтверждающим»).

Во-вторых, на небесах Господь вменил мусульманам совершение обязательной пятикратной молитвы. Сначала, как передается в достоверном хадисе, Пророку Мухаммаду (алейхи-с-салям) и верующим Всевышний повелел совершать 50 обязательных молитв ежедневно! Пророк Муса (мир ему!), узнав об этом, рекомендовал Мухаммаду (алейхи-с-салям) обратно вернуться к Господу и попросить Его уменьшить число молитв. Так наш Посланник (алейхи-с-салям) несколько раз возвращался обратно к Творцу, пока число обязательных намазов не уменьшилось до пяти.

Согласно некоторым риваятам, в месяце раджаб поженились родители Пророка Мухаммада (алейхи-с-салям). Его отца звали Абдуллой, а мать Аминой. Их бракосочетание состоялось в ночь на первую пятницу раджаба. Эту ночь многие называют «Рагаиб» т. е. «Ночью благоволения».

В конце прошу Всевышнего о том, чтобы каждый из нас провел предстоящий запретный месяц в поклонениях, совершая добрые поступки! Не теряйте попусту время! Помогайте тем, кого знаете и не знаете, проявляйте больше стараний на пути поклонения Всевышнему!

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Мунир-хазрат Беюсов
Имам-мухтасиб г. Санкт-Петербурга
и Ленинградской области



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.