Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 2(220) /2014/ — Фетвы и их значение в жизни мусульман
06.03.2014
Иллюстрация

Фетвы и их значение в жизни мусульман

С точки зрения арабского языка слово «фатва[тун]» означает «разъяснение», а в богословии данный термин несет в себе смысл «правового решения или рекомендации по тому или иному вопросу, прямо не отраженному в шариате».

Появление и развитие института фетв

Первые фетвы как ответы на появлявшиеся вопросы восходят к самому Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), когда он разъяснял людям те или иные положения религии. При этом фетвы Пророка подтверждались (а иногда исправлялись) Всевышним Аллахом, и потому являются узаконенными, отличаясь от всех других фетв.

Но Пророк не только сам разъяснял многие аспекты религии, подчас разрешая выдавать фетвы и своим сподвижникам. Это исходит из многих хадисов, в частности, из таких слов Посланника Аллаха: «Если судья предпринимает все, что от него зависит, и объявляет верное решение, то он получит двойное вознаграждение, если же он, предприняв все необходимое, ошибется, то все равно получит одно вознаграждение» (аль-Бухари).

Очевидно, что сподвижники Пророка, которых он направлял в разные регионы в качестве своих наместников, не могли советоваться с ним по каждому незначительному вопросу. Как ни странно, но в итоге это принесло большую пользу, ибо такое положение дел привело к появлению целого пласта ученых-муджтахидов. В дальнейшем развитие института фетв получило еще большее распространение. Мусульмане сталкивались со все большим количеством таких вопросов, прямых ответов на которые в источниках права найти было невозможно. Коран и Сунна содержат основные, фундаментальные принципы вероучения; базируясь на них, ученые проводят «аналогии» и «предпочитают наилучшее», стремясь точнее и осмысленнее исполнить Божественные предписания.

После того, как основные вопросы были поняты, разъяснены и согласованы, мусульманский мир частично прекратил развитие института фетв: «врата иджтихада закрылись». Однако это положение весьма условно, т. к. в большей степени относится к вопросам поклонения, которые действительно во многом уже решены. Что же касается других сфер жизнедеятельности, то время от времени в разных регионах мусульманского мира верующие сталкивались с новыми вызовами. Пока это происходило в небольших масштабах, то было не особенно заметным.

XX век внес в жизнеустройство самые крупные изменения. Это привело к появлению многочисленных вопросов и жизненных ситуаций, на которые в шариате не сформулировано прямых ответов. Причина не в том, что шариат «устарел», а в том, что изменились условия жизни. И ответы на новые вопросы на самом деле в шариате присутствуют — необходимо лишь суметь их извлечь, а для этого важно обладать всем спектром знаний, причем не только богословских, но и современных. Хвала Аллаху, многие ученые это осознают, и потому часто выносят те фетвы, которые действительно помогают в решении тех или иных вопросов. Востребованность в иджтихаде присутствует в области новых условий жизни, и именно в ответах на новые вызовы времени нуждается современное общество.

К сожалению, часть мусульман, оказавшись в новых условиях, пошла совсем по иному пути. Вместо того, чтобы тратить свои силы на поиск решений по современным актуальным темам, они сделали своим уделом опровержение уже давно исследованных, разъясненных и согласованных вопросов из области ибадата. Итог такой деятельности крайне печален — уже сейчас можно говорить о появлении целого поколения мусульман, которых условно можно назвать ниспровергателями авторитетов. И если поначалу критике подвергались лишь отдельные ученые, то затем эта негативная тенденция дошла до опровержений и даже обвинений в заблуждении таких известных ученых, как имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии или Ахмад. Сторонники таких групп лишь себя считают правильными, «чистыми» мусульманами, хотя часто не имеют полноценных знаний, которые позволяли бы им выносить свои суждения. В добавление к этому нередко они отличаются крайней резкостью, амбициозностью и явным неуважением к окружающим.

И все же, инша Аллах, будущее не за ними. По милости Всевышнего Аллаха все больше людей понимает необходимость повышения своих знаний, использования его во благо ислама и соблюдения при этом правил ахляка — кодекса этических норм и морали, известных из Корана и Сунны. Прежде всего это понимают ученые, и потому они часто организуются в коллегии и академии, возрождая тем самым иджму — собрание ученых, совместно обсуждающих те или иные вопросы и выносящих коллегиальное решение.

Институт фетв

Академии мусульманского права пользуются в современном мире большой популярностью. Всевышний Аллах, приводя в пример верующих, сказал: «А повеления их принимаются в совете между собой» (сура «Аш-Шура», аят 38). Это — тот образец, на который и следует ориентироваться верующим во всех уголках нашей планеты.

Во всех религиозно-правовых школах иджма признается в качестве третьего (после Корана и Сунны) источника права. С точки зрения ученых ханафитского и маликитского мазхабов иджма не ограничивается временем, т. е. институт принятия совместных решений как раз и должен являться той структурой, что часто позволяет избежать ненужных споров. Структура иджмы несет в себе немалый созидательный потенциал, и развитие этой системы является очевидным благом и, возможно даже, жизненной необходимостью.

Первые иджмы стали собираться сразу после ухода Посланника Аллаха из этой жизни, и в дальнейшем мусульмане всячески старались руководствоваться принципом совещательности. При этом территория Халифата постепенно расширялась, в результате чего было образовано несколько провинций, в каждую из которых были направлены наместники. Многие из них были одновременно и администраторами, и учеными, следовательно, они были не просто наместниками, но и судьями. Естественно, что на новых местах наместники сразу же сталкивались с массой новых проблем и вопросов, на которые невозможно было ответить, не используя рациональное мышление. В связи с этим каждый из них, используя свои знания и способности, как мог старался давать ответы на новые вопросы, т. е. выносил фетвы. И если вопросы государственного масштаба решались на уровне халифа, то менее серьезные — на уровне наместников. Многие фетвы этой эпохи стали основой для вынесения решений их учениками и последователями. Часть из них вошла в сборники фетв, которые были составлены в более поздние времена.

В VIII веке начался новый этап развития фикха. Именно этот период считается в истории «золотым» веком мусульманского богословия. Отличительной чертой этой эпохи стало не только появление новых фетв, но и их письменная фиксация, в том числе и составление различных богословских сборников.

Через какое-то время в силу объективных и субъективных причин развитие фикха, а значит и института фетв, фактически было приостановлено. Такое положение сохранялось почти до второй половины XX века, когда резкий технологический скачок привел к изменению условий жизни во многих уголках земного шара. Постепенно мусульманские ученые, порой даже не замечая этого, стали возрождать практику рационального поиска решений новых вопросов, как бы заново «открывая врата иджтихада».

В результате на сегодняшний день можно смело сказать, что институт фетв заработал в полную силу. Однако нельзя не отметить и те недостатки, которые подчас оказывают на его развитие отрицательное влияние. Прежде всего, это отсутствие консолидации между учеными. С одной стороны, часть ученых выдает фетвы просто в индивидуальном порядке, не принимая в расчет ни мнения других ученых, ни существующие реалии жизни. С другой стороны, даже в случае коллегиального решения в том или ином государстве (или в какой-либо международной организации), подчас эти структуры не взаимодействуют в должной степени со своими коллегами из других государств (или из других организаций). Таким образом, де-факто, большая часть мусульманских ученых «разбросана по отдельным квартирам», к тому же еще иногда и противодействуя друг другу. Очевидно, что такое положение приводит к дополнительным противоречиям, причем часто всего лишь по политическим мотивам.

Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2021 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.