Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 12(218)–1(219) /2013–2014/ — Мозаика
30.01.2014

Коллекция цитат

Город наш присыпает порошей,
Новый год наступает опять...
Я желаю всем людям хорошим
То, что может лишь друг пожелать.
Я хочу, чтобы звонкий, счастливый,
Всюду слышался смех детворы,
Чтобы девушки были красивы,
Чтобы юноши были мудры.
Я желаю вам друга такого,
Чтоб в тяжелый, нерадостный час
Произнес настоящее слово,
Что спасительным будет для вас.

Расул Гамзатов

Даты и события декабря

90 лет со времени проведения совещания мусульманского духовенства (1923).

3–100 лет со дня учреждения Особого Духовного Управления мусульман Северного Кавказа (1913).

— начало месяца сафар.

9–140 лет со дня рождения Зия Камали (1873–1942), татарского религиозного и общественного деятеля.

12 — День национальной литературы Кыргызстана.

12–85 лет со дня рождения Чингиза Айтматова (1928–2008), киргизского писателя.

16 — День независимости в Казахстане.

18 — Международный день мигранта.

День в календаре

В декабре 1988 г. в жизни нижегородских мусульман произошло важное событие — здание Нижегородской Соборной мечети было передано прихожанам. Уже 25 лет в возрожденной мечети совершается богослужение. Мы предлагаем вам окунуться в события еще более давние, в начало XX в., о которых нам поведали нижегородские дореволюционные газеты.

Губернским управлением препровожден в городскую управу составленный архитектором П. А. Домбровским чертеж новой мечети, предполагаемой к постройке у Старой Сенной площади, возле городского вагонного депо. Здание на чертеже очень красивое, с высоким минаретом.

Чертеж мечети // Нижегор. листок. — 8 сент. — 1909. — С. 2. — (Местная хроника).

До сих пор в Нижнем Новгороде не было мечети и не было муллы. Теперь окончена постройкой довольно величественная мечеть, которую встречает глаз подъезжающего к Нижнему Новгороду с низу на пароходе вслед за Печерским монастырем. Вместе с тем назначен в Нижнем Новгороде и образованный мулла,

с половины марта месяца начал совершать богослужения в мечети.

Мусульманское богослужение в Нижнем Новгороде // Нижегор. церковно-общественный вестник. — 1915. — № 25. — С. 640.

Диалог цивилизаций

Крымские татары

В середине XIX в. русская читающая публика познакомилась с интересным этнографическим очерком «Крымские татары» Густава Раде, опубликованным в двух номерах «Вестника императорского Русского географического общества» (1856, 1857). В то время эта была единственная классическая работа по этнографии крымских татар. В основу труда известного русского естествоиспытателя, члена Санкт-Петербургской Академии наук Густава Ивановича Раде (1831-1903) вошли впечатления от трехлетнего пребывания ученого в Крыму, его наблюдения за жизнью жителей полуострова.

Мне неоднократно случалось быть свидетелем той аккуратности, с которою Татары, прерывая свои занятия и останавливаясь среди дела, соблюдают часы молитвы. Летом 1852 года я проезжал чрез Перекопскую степь в обществе старого муллы из Бахчисарая. Он останавливался посреди степи, доставал из маджары глиняную кружку с водою и, совершив омовениe, расстилал на земле войлочный ковер, на котором молился с накрытою головою, обращая постоянно лицо к юго-востоку. Уже после окончания молитвы он принимался за разгрузку повозки, распрягал лошадей и приготовлял скромный свой ужин.

Другой раз я три дня кряду охотился в густых лесах Чатыр-Дага, в обществе 15 Татар. Ночевали мы в пещере, которых множество встречается в юрском известняке, образующем склоны Крымских гор. Утром, при отправлении в путь, меня поразило обстоятельство, что ни один из моих спутников не молился; но скоро причина этому открылась. После часа пути мы встретили светлый источник, у которого все наше общество остановилось для совершения омовения. После него все помолились и отправились далее.

Богомольные и набожные Татары, особенно в преклонных летах, молятся по четкам. Татарские четки состоят из 60 деревянных шариков, нанизанных на нитку. Трижды в день совершается молитва, и каждый раз правоверные трижды должны перебрать четки; другими словами, они в день пересказывают до 510 молитв.

Обряд омовения, основываемый на словах пророка: «чистоплотность есть ключ к молитве», считается необходимым для действительности молитвы. Истинные мусульмане распространяют этот закон еще далее: они, для сохранения чистоты тела, бреют голову и тщательно остригают ногти.

Молитву пророк называет «ключом к раю и краеугольным камнем веры» и предписывает молиться пять раз в день. В богатых селах, где при мечетях имеются минареты, мулла возвращает народу всякий раз, когда наступает час молитвы, и однообразными и унылым напевом созывает правоверных мусульман.

Первый призыв раздается тотчас после восхода солнца, второй — в полдень, третий — после заката. Затем, ночью, Татары еще два раза должны молиться, и мне нередко самому случалось видеть, как мулла, в бурю и проливной дождь, засветив фонарь, отправлялся на минарет или на каменную паперть мечети и, несмотря на ночь и непогоду, исполнял предписание Алкорана.

Впрочем, Татары только по пятницам идут молиться в мечеть, куда народ также собирается в высокоторжественные дни и во время поста. Обыкновенно молитва совершается дома или на поле, и только старики посещают мечеть. В праздники мулла после молитвы кончает богослужение кратким наставлением и общею молитвою за благоденствие и здравие Государя императора, Государыни императрицы и всего Августейшего Их дома.

Еще должно обратить внимание на следующие обычаи, строго соблюдаемые Татарами при молитве.

Во-первых, они молятся не иначе, как сняв с себя всякие украшения и драгоценности и соблюдая крайнюю простоту в одежде; во-вторых, женщины никогда не встречаются в мечети с мужчинами, но посещают её изредка и не иначе, как в известные часы. В мечетях своих Татары также строго соблюдают чистоту и опрятность; стены всегда гладкие и без всяких украшений; каменный пол покрыт кусками войлока. Вообще во всей внутренней отделке Татары тщательно избегают пестроты и архитектурных украшений.

Другое постановление Алкорана, милостыня, вошло как будто в закон. После смерти Татарина треть его имущества принадлежит по праву Мекке и нищим. Вообще милостыня при жизни подается деньгами, а не натурою, хотя нет никаких законов, ограничивающих в этом отношении щедрость правоверных.

Посты, одно из важнейших требований магометанства, в Крыму соблюдаются весьма строго. В продолжение целого месяца, посвященного воспоминанию о весьма важном для мусульман событии, т.е. о даровании им пророком Алкорана, Татары ничего не едят до заката солнца, исполняя, таким образом, хотя и не вполне, требования веры.

Истинный мусульманин, кроме воздержания от пищи, обязан во время поста выполнить еще два условия, т.е. не грешить ни словом, ни делом и отказаться от всяких мирских забот для более успешного сближения души с божеством.

К религиозным обязанностям, возложенным Кораном на правоверных мусульман, относится также обязанность, по крайней мере, один раз в жизни, посетить Мекку и поклониться гробу пророка. Исполнение этой обязанности, сопряженной с трудностями далекого и опасного путешествия, в Крыму считается необходимым только для лиц духовных, для мулл, которые после своего возвращения из Мекки получают титул гаджи-муллы (должность, соответствующая должности благочинного) и завидное преимущество носить зеленую чалму, присвоенную только высшему духовенству и прямым потомкам пророка.

Путешествие из Крыма в Мекку требует, по крайней мере, полтора года времени и сопряжено с огромными издержками. За позволение войти в храм Меккский, по словам одного крымского муллы, следует заплатить 200 руб. серебром, за позволение выйти оттуда почти столько же. Кроме того, нужно раздать бедным значительную сумму и покрыть издержки пути, так что в Крыму немногие лишь в состоянии исполнить это предписание пророка.

Восточная мудрость

Алдар-Косе — герой казахских народных сказок и анекдотов. Сын бедняка, находчивый и хитрый он защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев.

Какой-то толстяк направился в гости к родичу. На голове он нес казан с просом — подарок хозяину. В ожидании веселья и угощения он был в отличном настроении и задирал шуточками всех прохожих.

Вдруг навстречу на сивом коне трусит Алдар-Косе, размахивает камчой, должно быть, торопится куда-то.

— Эй, Алдар-Косе! — кричит ему толстяк. — Куда спешишь? Погоди немного. Говорят, тебе случалось обманывать самого шайтана. А вот меня, дружок, так нипочем не обманешь!

Алдар-Косе, погоняя коня, отвечал с тревогой:

— Плохое ты выбрал время для шуток, добрый человек. Конец света наступает. Смотри-ка, все небо в пламени, того и жди, что обвалится!

Толстяк в страхе глянул на небо, казан упал с головы, и просо рассыпалось по дороге.

— Ойбай, что же я наделал! — завопил толстяк. А Алдар-Косе, придержав коня, смеется:

— Трудно обмануть умного, а глупец сам себя обманет.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2021 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.