Одна из казахских пословиц гласит: «Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь».
Братья должны жить в согласии не потому, что находятся в зависимости один от другого, а надеясь на свои умения и силу, уповая каждый на собственную судьбу. Иначе они и Бога забудут, и делом не займутся, а станут искать напасти друг на друга. Погрязнут во взаимных обидах, будут клеветать, хитрить и обманывать друг друга. Как тут добиться единства?
Абай Кунанбаев
4 — День народного единства.
4 — День хиджры (Новый год по исламскому календарю).
13 — День Ашура, день поминовения пророков и посланников Аллаха.
16 — Международный день толерантности.
19 — День принятия ислама народами Волжской Булгарии (922 г.)
В этом году журналу «Русское искусство» исполнилось 90 лет. Первый номер вышел в 1923 г. Одна из статей его посвящена исламскому искусству. Ее автор художник Амшей Нюренберг
Письмо из Туркестана
В Средней Азии, этой необычной стране, где старая исламская культура до сих пор еще продолжает жить своей изумительной яркостью — искусство представляет еще мало последовательную область.
Имеющийся здесь необычайно богатый материал (которого хватит на целое поколение) еще только ждет своих исследователей.
Мне лично приходилось часто знакомиться с работами туземцев на больших художественных и кустарных выставках.
На одной из них в Старом Ташкенте, где было несколько сот акварелей, рисунков и скульптур, я отметил около пяти методов преподавания и такое же количество течений, причем как методы, так и течения одновременно прививались учащимся.
Выставка воочию показала, насколько руководители не учитывали психики своих учащихся и не понимали их пластического миросозерцания.
Замечательно, что там, где руководители не вмешивались своей «Европой» и не трогали своих руководимых — сарты создавали поразительные работы.
...Восток, начинающий играть в нашей общественной и политической жизни заметную роль, должен будет, несомненно, окрасить нашу Советскую культуру в свои яркие и ароматные цвета. И особенно это сможет выразиться в искусстве — одном из наиболее могучих и важных факторов восточной культуры.
Вот почему мы еще заинтересованы в спасении и сохранении восточных художественных ценностей и их творческой среды.
Евгений Львович Марков
Осмотреть все мечети Каира нет возможности. Их тут несколько сот. В старинных базарах купола мечетей и их минареты поднимаются один рядом с другим и одна роскошнее другой. Недаром издали Каир представляется лесом мечетей. Изумляешься, должно были немало стоить маленькому народу все эти драгоценные, громадные здания, соперничающие друг с другом изяществом своего архитектурного стиля и богатством своих украшений... Деньги на них собирались впрочем, не с народа: каждый халиф, каждый родственник халифа, выдававшийся хотя чем-нибудь, его братья, его жены старались увековечить свое имя какою-нибудь великолепною мечетью и приготовить себе этою земною жертвою сладкий удел в небесных садах Магомета...
Мечети Стамбула в этом отношении не похожи на них. Они гораздо светлее, милее, смотрят как-то милее и терпимее на входящего в них иноверца, и гораздо более напоминают ему его собственные храмы. Сейчас видно, что идеалом и образцом их был просторный и светлый храм христиан, осененный, будто искусственным небом, византийским куполом.
В Каире совсем не то. В мечетях Каира вылилось и кристаллизовалось на память грядущим векам еще то цельное и могучее одушевление своею мусульманскою идеею араба-завоевателя, которое не знало никаких полумер, никаких сделок с кем-нибудь и с чем-нибудь...
«Ля иллях иль-Аллах, ве Магомет ресул Аллах!» «Нет Бога, кроме Бога, и Магомет пророк Бога!» Кажется, написана здесь, на древней земле фараонов, будто колоссальными куфическими буквами, всеми этими бесконечными рядами и густо-теснящимися кучками мечетей, — победоносная песнь Ислама.
Он разгромил и подавил этою простотою непоколебимо-ясною формулой своей все, без разбора, без колебаний, и седое язычество жрецов, и библейского Иегову евреев, и молодое христианство с его церковными распрями и хитроумной теософской догматикой, и над всем этим высоко вознес эти каменные мусульманские шатры свои...
Смотрите, они стоят целым неохватным становищем, бесчисленное, как деревья леса, смело купаясь своими куполами в синем зное южного дня, как привык стоять под горячим небом родной Аравии его кочевой шатер.
Этот арабский зной, эта арабская чернота загара сказалась в черных камнях, из которых араб Египта сложил свои мечети, в кроваво‑мрачных тонах, которыми он расписал их...
И когда слышишь, что один из этих черно-белых и черно-красных великанов в сарацынском одеянии величается именем Гассана, другой Калауна, третий Ибн-Тулуна, тот Гусссейна, а этот Каит-Бея, то, право, кажется, что это действительно стоят сторожами над созданными ими роскошным городом окаменевшие герои старой арабской истории, все эти грозные халифы-завоеватели, все эти деспотические султаны неукротимых мамелюков.
Высокие стройные минареты стоят около каждой каирской мечети почти всегда по одному, редко по два... И на вершине каждого минарета непременно два воткнутых копья.
Они придают им еще более характерный и еще более грозный вид немых стражей своего старого царства. Недаром имя Каира — Kaheras, по-арабски значит: «победоносный».
Сила единения
Жил некий великий царь. Было у него тридцать сыновей. Когда пришел его час смерти, он позвал к себе сыновей, приказал подать тридцать стрел, — они гнулись, но не ломались. Тогда он стал гнуть их поодиночке и переломал все до единой. Он сказал сыновьям:
— Если вы будете держаться друг друга и жить в согласии, врагу так же не удастся сломить вас, как мне — связанные стрелы. Но если вы разделитесь, враг сокрушит всех поодиночке и истребит вас самих, ваших родичей и доброжелателей.
Так и с вами. Если вы будете жить в согласии, то и царство мое будет незыблемым. Но так как вы враждуете, то погубите мое дело.
Правило для везиров: они должны быть единодушны, сколько бы их ни было; разум и совет одного, каким бы мудрым он ни был, без совещания с товарищем не могут быть безошибочны; невозможно не совершать хотя бы одного тяжкого промаха, а от одного промаха может произойти много вреда. Вот почему всегда следует предпочесть совет двоих или троих. Везиры должны любить друг друга. Не годятся везиры, которые враждуют и полны неприязни к людям.
Если везир предан государю, он должен обратить своего врага в друга; должен простить ему хотя бы тяжкое оскорбление, они должны объединиться сердцами, и царство их повелителя будет незыблемым.
Везир должен хранить тайны. Если между везирами вспыхнет вражда, они, взаимно враждуя, выдадут тайну. Они начнут клеветать и обвинять друг друга: «Вон тот, нет, вон этот раскрыл ее». Всякий везир должен стремиться к тому, что более всего полезно для повелителя и его царства. Если царь окажет милость одному, другой, его недруг, станет изменником.
Везир должен быть благочестив, должен быть советником, исполненным благоразумия и мудрости, но когда человек видит своего врага, сердце его закипает и он теряет разум и сообразительность.
Везиры должны взвешивать каждое слово другого и принимать наилучшее решение. Люди, враждебные друг другу, никогда не взвешивают чужих слов. Стоит им взвесить их, и они сблизятся.
Везиры могут укрепить царство, но могут погубить и царство и царя.