Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 9(215)-10(216) /2013/ — Международный дискуссионный клуб «Валдай»: Многообразие России для современного мира
29.10.2013

Международный дискуссионный клуб «Валдай»: Многообразие России для современного мира

C 16 по 19 сентября 2013 г. на озере Валдай в Новгородской области состоялось Х заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» по теме «Многообразие России для современного мира». В сессиях клуба приняли участие сотни действующих политиков федерального и регионального уровней, зарубежные и отечественные мыслители и политологи, ученые. Завершило заседание выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина, за которым последовала сессия вопросов и ответов и открытое обсуждение актуальных проблем нашего общества.

По поручению шейха Равиля Гайнутдина от имени мусульманского сообщества России на Валдае выступил его первый заместитель Дамир Мухетдинов. Он и председатель отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата, митрополит Волоколамский Илларион стали основными докладчиками на сессии под названием «Межрелигиозный и межэтнический диалог как отражение духовного состояния общества». Модератором на сессии выступил академик, директор Института востоковедения РАН В. В. Наумкин.

В выступлениях двух религиозных деятелей прослеживались параллели. В частности, оба высказались об угрозах традиционным ценностям со стороны, во‑первых, носителей радикальных идеологий, а во‑вторых, агрессивного секуляризма и массовой культуры. Примечательно, что со схожими тезисами — о приоритете и незыблемости собственных духовных и культурных традиций народов России выступил и глава государства В. В. Путин.

Газета «Ислам минбаре» предлагает вниманию читателей некоторые тезисы из выступления Дамира Мухетдинова:

«Что есть Россия, каковы ее место и роль в современном мире? Какие эпитеты и понятия наиболее точно определяют сущность России и ее народа в исторической перспективе и отражают наши взгляды на свое будущее? Европейской или евразийской державой является Россия? Является ли она страной православных русских, терпимо относящихся к многочисленным этническим и религиозным меньшинствам или светским многонациональным и поликонфессиональным государством? Эти темы сегодня активно дискутируются в нашем обществе. Мы активно обсуждаем и даже спорим о том, кто мы есть и без ответа на этот вопрос нам чрезвычайно сложно позиционировать себя перед мировым сообществом.

Почти 20 лет назад российский народ принял Конституцию, в которой государство определило себя как секулярное, наднациональное, одинаково удаленное от интересов любых религиозных групп и этнических общностей, основанное на федеративных отношениях между центром и регионами. Спустя 20 лет мы с удивлением обнаружили, что на смену советскому человеку, который в целом был лоялен государственной пропаганде, не пришел россиянин с одним и тем же мировоззрением на всем пространстве нашей огромной страны.

Зачастую местная, этническая, религиозная идентичность наших наиболее активных сограждан крепла и росла, тогда как воспитанием общероссийской идентичности занимались мало и не слишком эффективно. Поэтому сегодня жители различных регионов страны зачастую с трудом воспринимают тех же русских и татар, которые вернулись из Средней Азии. По всем последним социологическим опросам, большинство россиян воспринимает своих новых соседей, приехавших с южных окраин России, не как соотечественников, сограждан, полноправных россиян, а прежде всего как кавказцев, мусульман, чужаков. Справедливости ради нужно сказать, что мусульмане — татары, башкиры, казахи прекрасно уживаются со своими православными соседями по всей России. При этом основная — пассивная и инертная часть населения вообще оказалась поколением мыльных опер, не приобретя ни своей местной идентичности, ни общегражданской. Сегодня это поколение в своем мировоззрении во многом находится под влиянием глобализованной масскультуры.

Когда мы объявили свободу для всех и вся, наше общество разбрелось по своим узким локальным убежищам и стало фрагментироваться, но когда мы сформулировали некие общие рамки для всего многоцветия нашего российского сообщества, эти рамки оказались нам тесны.

Наша страна в условиях роста миграции и сокращения численности большинства коренных народов (кроме северокавказских) в настоящее время столкнулась с беспрецедентной для себя задачей интегрировать своих граждан в единое гражданское и правовое поле в условиях реального многообразия традиций, укладов и интересов. Сегодня мы сталкиваемся с задачей формирования и воспитания общероссийской гражданской идентичности, которая должна составить основу российской гражданской нации, стать гарантом территориальной целостности России и гражданского мира и согласия в нашей стране.

В постперестроечные годы мы упустили много времени, толком не сумев сформулировать национальную идею, суть своей идеологии, сверхзадачу нашего государства. Не видевший в государственной идеологии каких-то конкретных моделей построения жизни всего общества народ стал активно возвращаться к дореволюционным моделям. Сейчас много говорится о растущей исламизации национальных республик и даже о том, что мусульмане не хотят интегрироваться в общероссийскую действительность. Но четкое разделение по религиозному принципу, сохранение религиозной идентичности было неотъемлемой частью политики Российской империи от Екатерины II до Февральской революции 1917 г. Поэтому для этнических мусульман Кавказа, Волго-Уральского региона и Сибири возврат к традиционному религиозному мировоззрению стал наиболее органичным и понятным. Ведь эти народы в мусульманском мировоззрении прожили по несколько веков, а при государственном атеизме — только 70 лет. Наблюдаемая сегодня в национальных республиках исламизация является объективным и естественным явлением, а попытки европеизации через навязывание западных этических стандартов и массовой культуры, пропаганды аморальности и вседозволенности ее, по сути, только подогревают. Вопрос в том, чтобы этот процесс оставался в рамках законодательства Российской Федерации.

Десять лет назад, в 2003 году президент РФ В. В. Путин, оценивая численность мусульманского населения нашей страны, озвучил цифру в 20 миллионов. Несколько недель назад глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров назвал уже другую цифру — 27–28 миллионов мусульман. Конечно, здесь идет речь и о мигрантах, достаточно стабильно находящихся на территории России. В целом, интересы и потребности такого большого сообщества людей невозможно игнорировать.

Любые аргументы о приоритете прав одних над другими на основании численности или хронологического первенства неизбежно разбиваются об историю и географию нашего государства, об объективные факты. Мало того, любые аргументы об ущемлении прав той или иной группы будут провоцировать контраргументы и так мы скатимся до банальной межнациональной перепалки на уровне дворовых молодежных перебранок, в духе «кто главнее и сильнее».

Мы ни в коем случае не выступаем против традиций, но всегда нужно иметь в виду, что традиция в России многолика. И среди представителей большинства, и среди представителей меньшинства всегда были, есть и будут люди, стоящие на крайних, бескомпромиссных позициях. Но баланс интересов, оптимальное решение будут найдены, если лица, принимающие решения, будут позиционировать себя над дискуссией, не становясь на сторону ни одних, ни других. Ведь государство стабильно, когда оно отражает общие интересы. Но если тяга к популизму возьмет верх, нет сомнений, что риторика отчуждения и неприятия будет крепчать с обеих сторон.

В этом году исполняется 15 лет со дня создания Межрелигиозного совета России. Напомню, с этой инициативой выступил председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин и он был поддержан покойным патриархом Алексием II. И мы по сей день стоим на той позиции, что предметом заботы религиозных лидеров должно быть не только отстаивание интересов той религиозной группы, которая делегировала ему статус духовного лидера, предстоятеля, но и сближение, диалог культур и традиций.

Нет сомнения, что если в политике деления на своих и чужих станет участвовать духовенство (неважно какой религии), градус проблем повысится на порядок. Духовенство, независимо от конфессии, должно призывать к смирению, взаимоуважению, добрососедству. Политика наведения мостов, преодоления разногласий очень востребована.

Наше отношение к межрелигиозному диалогу, к взаимодействию с людьми других рас, религий, национальностей, культур и языков определяется аятом священного Корана: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Богом — самый благочестивый».



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.