Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №5(211) /2013/ — История ислама в Тверской области
17.05.2013

Территория Тверской области, находящаяся в верхнем течении реки Волги — главной артерии Восточной Европы, с давних времен притягивала к себе торговых людей со всех концов этого обширного региона. Не были исключением и мусульмане, тем более, что ислам закрепился в Среднем Поволжье уже в IX–X веках. И самым первым зафиксированным появлением мусульман здесь является образование Болгорской волости в XIII веке. Болгорская волость (губа) — административно-территориальная единица в составе Старицкого уезда (современный Старицкий район Тверской области), существовавшая до конца XVII — начала XVIII веков.

После монгольского разорения Булгара в 1236 году часть булгар бежала на Русь, прежде всего в северо-восточные русские княжества и в Новгород. В. Н. Татищев писал, что «в том же году от пленения татарского многие Болгары, избегши, пришли в Русь и просили, чтоб им дать место. Князь же великий Юрий [Юрий II Всеволодович, великий князь Владимирский, правил в 1219–1218 гг.] весьма рад сему был и повелел их развести по городам около Волги и в другие». Очевидно, именно тогда и появилась Болгорская волость.

Можно назвать несколько причин, по которым Болгорская волость расположилась именно в этих землях. Во‑первых, крупных поселений в тот момент там не существовало. Во‑вторых, эта местность в целом была знакома булгарам, особенно купцам, поскольку находилась практически на пересечении нескольких важных торговых и речных путей, соединявших Волжскую Булгарию и Владимиро-Суздальское княжество, с одной стороны, и Новгородскую республику — с другой.

Однако все эти обстоятельства следует считать второстепенными по сравнению с еще одной, гораздо более весомой причиной выбора булгарами нового жительства. Непосредственно в этом районе расположены многочисленные месторождения особой породы известняка, использовавшегося при градостроительстве, а способности булгар в качестве строителей многократно отмечены исследователями.

Кто же были булгары, основавшие волость? Очевидно, это были состоятельные купцы, хорошо знакомые с местностью и понимавшие ее преимущества, и ремесленники, имевшие необходимые средства для обустройства на новом месте.

Историю Болгорской волости еще только предстоит исследовать; при этом важно обратить внимание на ряд сюжетов, которые на сегодня можно обозначить лишь ориентировочно. Во‑первых, поскольку булгары, как отмечал еще Татищев, народ «в строениях городов преславный», следует изучить подлинную роль ее жителей в строительстве крепостей Тверского княжества. Во‑вторых, если верно наше предположение о социальном статусе части жителей как зажиточных купцов, следует исследовать их возможное влияние на становление Тверского княжества в качестве крупнейшего торгово‑экономического центра среди всех русских княжеств ордынской эпохи. В‑третьих, нужно предположить вероятную взаимосвязь между булгарами — основателями Болгорской волости, и тюркским населением XV — начала XVI веков, известным в близлежащих Старице, Ржеве, Зубцове, Торжке и Твери.

Другим важным пунктом в нашем понимании истории мусульманской общины в Тверской области является Татарский гостиный двор в Твери — торговое и предположительно дипломатическое представительство Золотой Орды в великом княжестве Тверском, один из торговых центров Твери в XIV веке.

Двор располагался на территории Затьмацкого посада (один из 4 посадов Твери, был расположен между Волгой и р. Тьмакой) в пределах кварталов, образованных современными улицами Достоевского и Бебеля и переулками Дмитрия Донского и Трудолюбия. Месторасположение двора определялось его близостью к Тверскому кремлю, который располагался в том же Затьмацком посаде примерно в 1 км от него, а также тем фактором, что именно через Затьмачье столица великого княжества Тверского была связана с крепостями и торговыми центрами на юго-востоке своего государства: Старицей, Ржевом, Зубцовом. Эта дорога (современное Старицкое шоссе) проходила через территорию Болгорской волости, торговцы и ремесленники из которой, очевидно, были тесно связаны с тюркским (татарским) населением Твери.

В XIV веке на Татарском гостином дворе жили послы и купцы из Золотой Орды. Существование особого подворья для гостей из Золотой Орды следует из того факта, что великое княжество Тверское вело независимую от других русских княжеств политику во взаимоотношениях с ордынскими ханами.

Еще в начале XVI века Татарский гостиный двор, судя по духовной грамоте Ивана III от 1504 года, наряду с Ордынскими подворьями в Москве и Нижнем Новгороде продолжал играть важную роль во взаимоотношениях Руси и постордынских государств.

Другая волна переселения татар в Тверской край приходится на вторую половину XIX века и связана с общими миграционными процессами, происходившими в Европейской части Российской империи.

Татары Нижегородчины и Касимова (а именно они составляли основную волну переселенцев), работавшие ранее в деревнях как государственные крестьяне, сотнями и тысячами подались в города на заработки. Выгодное с экономической точки зрения географическое положение Тверской губернии способствовало быстрому росту промышленных предприятий и, соответственно, численности населения, в том числе и татарского.

В Твери татары (мусульмане) впервые зафиксированы в количестве двух человек в 1846 году. По переписи 1869 года, проведенной властями города по собственной инициативе, татар в Твери насчитывалось 58 человек. А уже к 1878 году, когда была проведена первая перепись населения Тверской губернии, татар (магометан) насчитывалось 717 человек. В социальном отношении чуть более трети татар (36 %) составляли военнослужащие, младшие офицерские чины расквартированных в Твери и губернии полков. Остальную часть составляли крестьяне в возрасте от 20 до 29 лет. Это были так называемые отходники, которые, оставив семьи и родственников в деревнях, подались в города на заработки.

Во второй половине XIX века в Твери образовалось несколько слободок. Слева, по дороге на Москву — Ямская, справа — Мещанская слобода. Ныне это район улицы Вагжанова. Кроме того, сохранилось название Татарский переулок. По мнению известного тверского краеведа Н. А. Забелина, именно в этом районе, между Татарским и Смоленским переулками, находилась Татарская слобода. По его словам, район слободок активно заселялся со второй половины XIX века.

В ведомостях о выдаче купеческих торговых документов мы видим татарина Сергачского уезда Нижегородской губернии Мусу Юсупова, торговавшего мебелью в ведомстве Ламберта на Мироносицкой (ныне бульвар Радищева), а также владельца буфетов на Николаевской железной дороге купца 2‑й гильдии Алышева Ибрагима Ишбулатовича. Впоследствии буфеты перейдут к его сыну Фатиху, который уже будет представлять с 1906 года Санкт-Петербургское купечество.

Среди лиц, имеющих свидетельства на право торговли, из татар числились Салехетдин Фатхуллин и Шигабетдин Абдулгафуров. Последний позже станет муэдзином в Соборной мечети и заместителем муллы Хусаина Сеид-Бурхана. С именем этого последнего муллы связана официальная история татарской (мусульманской) общины города. В конце XIX века для прохождения воинской службы в 8‑й гренадерский полк прибывают татары-новобранцы. Вместе с ними приходит и мулла Хусаин Сеид-Бурхан. К этому времени татар в губернии насчитывалось уже около тысячи человек, третья часть которых проживала в городе.

В тексте использованы материалы из книги Ф. Б. Батыргареева «Татары в Тверском крае» (Тверь, 2004); О. Н. Сенюткиной, Д. З. Хайретдинова, опубликованные в энциклопедическом словаре «Ислам в центрально-европейской части России» (М. — Н. Новгород, 2009).

Ахмад Макаров,
Фарит Батыргареев



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.