Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №4(210) /2013/ — МОЗАИКА
24.04.2013

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Стояла лестница в саду, так тяжела и высока,

Что, вероятно, было в ней ступеней свыше

сорока.

Хотя ступени все нужны и ни одной нельзя

убрать,

Не хочет верхняя ступень себя с подругами

ровнять.

— Я наверху, а вы внизу! — им говорит она,

горда. —

Вам, нижним, жалким, до меня

не дотянуться никогда!

Но люди лестницу в саду перевернули,

и как на грех, —

Была ступенька наверху, а оказалась

ниже всех.

Габдулла Тукай

Даты и события
АПРЕЛЯ

10–130 лет со дня выхода первого номера газеты «Тарджеман» («Переводчик»), выходившей в городе Бахчисарай (1883–1918).

15–100 лет со дня выхода первого номера детского иллюстрированного журнала на татарском языке, выходившего в Казани, «Ак юл» («Светлый путь») (1913–1916).

15–100 лет со дня смерти татарского поэта Габдуллы Тукая (1886–1913).

18–90 лет со дня рождения писателя, литературоведа и литературного критика, профессора, лауреата Государственной премии Татарстана им. Г. Тукая Ибрагима Нуруллина (1923–1995).

18 — Международный день памятников и исторических мест.

28–100 лет со дня рождения татарского писателя Мина Шабая (1933–1963).

КНИЖНАЯ ПОЛКА

2 апреля во всем мире отмечается день детской книги.

Мечети мира: книжка-раскраска. М.: Сад, 2009. 19 с.

Пророк Мухаммад и дети. СПб.: Диля, 2009. 120 с.

Увлекательная энциклопедия. О людях Корана / Санйаснаин Хан. М.: Диля, 2009. 226 с. (Круг семейного чтения).

Диалог цивилизаций

Евгений Львович Марков (1835–1903) — известный писатель, педагог, публицист, путешественник, археолог, этнограф, художник и краевед, автор знаменитых «Очерков Крыма» (1872), также его перу принадлежат книги «Очерки Кавказа», «Хазарские городища». Его работы публиковались в «Отечественных записках», «Русском Вестнике», «Голосе» и других ведущих периодических изданий пореформенной поры.

 

 

В 1890 г. в Санкт-Петербурге увидели свет его заметки «Путешествие на Восток, Царьград и Архипелаг. В стране фараонов». «Автор почел бы себя вполне награжденным за свой труд, если бы искренние впечатления скромного странника, не имеющие притязание ни на ученость, ни на полноту разработки предмета, — зажгли бы в сердце сочувствующих ему читателей тоже страстное влечение к посещению чудных далеких стран, какое с детства волновало и двигало автора этой книги».

Каид-бей и по наружному своему виду, и по внутренней отделке, — одно из самых характерных созданий мавританской культуры. Многие христианские храмы Испании и Италии, вероятно, по следам былых мечетей Гренады, Севильи, Кордовы, усвоили себе оригинальный мавританский вкус одевать наружные стены храма в красные и белые, в черные и белые, полосатые мраморные одежды.

Каид-бей тоже полосатый снаружи, как африканский зебр, красный и белый. Внутри он очарователен, самого тонкого восточного вкуса, самого возвышенного арабского стиля. Арочки его заостренные и узкие, цветочные окна чудного узора, полного самой знойной фантазии, стены то черные и белые, как плащ бедуина, то написаны изящным кружевом золотых письмен по беломраморному фону. За старинной деревянной решеткой, чудесно вырезанной, стоит гробница Каид-бея с четырьмя высоко приподнятыми чалмами по углам, покрытая тяжелым бархатным покровом, расшитым обычными золотыми строками. Около гробницы драгоценные шкафчики для Корана, инкрустированные перламутрами, слоновою костью, и богато отделанное сидение халида из резного мрамора, осененное каким-то оригинальным купольчиком.

Пока мы любовались прекрасною внутреннею отделкою мечети, седой имам, хозяин этого мусульманского святилища, гневно настаивал, чтобы мы как можно скорее уходили вон, правоверные же собирались на молитву. Как нарочно была пятница, стечение народа было огромное. В одном из приделов уже началась громкая молитва. Волей-неволей приходилось торопиться.

 

Соседние мечети Ель-Ашрафа и Ель-Боркука почти совсем развалились. В Боркуке часть стен совсем упала, а внутри подставленные столбы и леса загораживали от всего мечеть. Образцы отделки потолков, карнизов, дверей и окон еще видны на уцелевших отрывках, но большая часть уничтожилась, обрушилась и стерлась.

Дорогие двери с тончайшею инкрустациею приставлены прямо без петель. «Кибла» дивных пестрых мраморов крошится и высыпается. Разноцветная мраморная мозаика полов и драгоценные колонны из порфира и мрамора потрескались и завалены мусором.

Нельзя хладнокровно видеть этой мерзости запустения множества знаменитых старинных мечетей Каира, среди которых, как и в Боркуке, и в Аршрафе, продолжают еще стоять резные беломраморные гробницы старых владык Каира, привлекающие богомольцев. Хотя на опустевших дворах этих мечетей давно пересохли фонтаны и развалились ворота.

Документы свидетельствуют

 

О строении магометанских мечетей в России

«…Министр Внутренних дел сносился с Главным Управлением Делами Иностранных исповеданий, и получил в ответ, что на Указ 23 августа 1756 года положительно определено, что Магометанские приходы состояли не менее, как из 300 или 200 душ мужескаго пола, и чтобы при таковых приходах, даже впоследствии увеличивающихся, новыя мечети уже не строились. Исполнение сего Указа тем менее подлежит сомнению, что само Магометанское Духовенство признает предписанное в оном правило, и что Магометанския постановления склоняются более к ограничению числа мечетей, нежели к бесполезному умножению оных. Притом Исправляющий должность главноуправляющаго Духовными Делами Иностранных Исповеданий уведомило Министерство Внутренних дел, что Магометане не имеют права строить оныя произвольно, а должны иметь на то позволение Губернского начальства, и что на мечети может быть распространен Высочайший Указ 13 декабря 1817 года, об устройстве деревень, коим не позволяется заводить церквей иначе как на площадях, да и по самым Магометанским правилам, мечети должны строиться посреди селений, в местах со всех сторон открытых; что же касается до назначения единообразных планов и фасадов мечетей, то хотя и нет в виду особеннаго закона, который бы обязывал Магометан строить мечети по планам и фасадам, от Правительства данным, но и в сем не может быть затруднения, ибо, во-первых, строение мечетей как зданий публичных в отношении к наружному виду принадлежа власти гражданской вместе с другими зданиями сего рода подходит под общие правила и, во-вторых, сами Магометане иногда просили у Правительства и принимали данные от онаго планы и фасады для построения мечетей.

Вследствие сего поручено было Строительному Комитету Министерства Внутренних Дел, приняв в соображение чертежи существующих мечетей, составить общий для оных образцовый план и фасад. Комитет, руководствуясь правилами, сообщенными ему при сем случае от местнаго начальства, и соображаясь с прежними чертежами, составил проект плана с фасадом на строение мечетей, предоставив притом свое заключение, что для помещений мечетей всегда лучше назначать места на площадях, а где площадей нет, там производить оныя не менее как в десяти саженях от прочих строений.

Министр Внутренних Дел, имев счастие поднести проект сей на Высочайшее усмотрение Государя императора…

17 Генваря сего 1829 года, Г. Стас-Секретарь Муравьев сообщил Министру Внутренних Дел, что Государь Император Высочайше соизволил утвердить означенный план и фасад как общий образцовый для мечетей в России».

Журнал Министерства Внутренних дел. 1829 год.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2021 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.