Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №3(209) /2013/ — Гаяз Исхаки: как шакирды становятся политиками
18.03.2013


 

История знает разные типы политических лидеров. Одни верны одной партии со всеми изгибами ее тактики, другие выбирают всего одну цель, но следуют ей всю жизнь. Имя Гаяза Исхаки навечно связано с идеей Идель-Урала — виртуального государственного образования, о котором он мечтал в свете известных событий 1917 г. Вначале Исхаки был сторонником компромисса с революционерами демократического толка, после прихода большевиков к власти пришел к мнению о невозможности союза с ними. От идеи субъекта Российской Федерации к идее независимого государства — лишь так менялось его кредо.

Г. Исхаки (1878–1954) учился в медресе Чистополя, затем в Апанаевском медресе Казани. В 1899 г. он стал одним из основателей кружка учащейся молодежи в Казанской татарской учительской школе, затем же перешел к социалистическим убеждениям. В начале 1905 г. в Казань прибыл основатель «исламского социализма» в России казый Габдеррашид Ибрагим. Весной 1905 г. шакирды объединились. Из Петербурга приехал меньшевик Ибниамин Ахтямов. Пик движения, по воспоминаниям Шакира Мухаммедъярова, выглядел следующим образом: «Создаем политическую партию. Ахтямов составляет политическую программу… Мы еще более левеем. Мы сейчас в партии эсеров».

В годы революции 1905–1907 гг. единственной группой, оказавшейся в состоянии перейти от радикальных ученических кружков к стабильному движению, чьи лидеры вошли в общенациональную элиту и обеспечили преемственность своих идей в 1917 г., стало движение «тангчылар». Оно получило название по имени своей газеты «Танг йолдызы» (Утренняя звезда). Исхаки и его соратникам принадлежала историческая задача — вывести шакирдское движение за его возрастные рамки и превратить его в часть движения общенационального. В мае 1905 г. они выступили наиболее активными инициаторами созыва I Всероссийского мусульманского съезда (прошел в Нижнем Новгороде в августе 1905 г.).

Гаяз Исхаки был одним из немногих членов татарского национального движения, который действовал на нелегальном положении. Впервые он был задержан в декабре 1905 г. В январе 1906 г. Исхаки был выслан на родину в Чистопольский уезд, но практически сразу же вернулся в Казань. В очередной раз Исхаки был арестован в декабре 1906 г. с целью воспрепятствовать его избранию во II Государственную Думу. В итоге в Думу он не попал.

18 мая 1906 г. в Казани вышел в свет первый номер газеты «Танг йолдызы». В редакционной статье «Казань. 18‑го мая» дается следующая оценка ситуации, сложившейся в России и среди российских мусульман: «С одной стороны, народ сам начал брать свои собственные политические и экономические права. С другой стороны — бюрократия с помощью помещиков и богачей вступила в ожесточенную борьбу с народом». То есть «тангчылар» говорят о двух противостоящих друг другу силах: народе, под которым понимаются все средние и низшие слои населения, и объединенном блоке чиновников и высших слоев общества. Здесь же провозглашается требование о передаче всех религиозных и национальных дел в руки нации — по сути, программа религиозной и национально-культурной автономии, как и у либералов. Эти идеи Г. Исхаки выразил на III Всероссийском мусульманском съезде, прошедшем в Нижнем Новгороде в августе 1906 г.

В статье «Открытое письмо татарским членам Государственной Думы» Г. Исхаки требует от депутатов‑татар добиваться роспуска Думы ради созыва Учредительного Собрания для решения земельного вопроса в соответствии с программой эсеров. «Тангчылар» называли себя социалистами-автономистами и сторонниками федерации. Они считали, что в случае победы революции «татарам легко будет получить свои права». «Тангчылар» были также принципиальными противниками единого государственного языка и требовали равноправия языков. Позднее Исхаки к своему ужасу поймет, что революционеры-большевики оказались душителями прав личности не хуже черносотенцев.

В первые месяцы своего существования «Танг йолдызы» сконцентрировалась именно на пропаганде своей партийной программы. В статье «Наша партия — социалистическая партия» Исхаки писал об ориентации «тангчылар» на потребности каждого человека и на защиту его прав: «Мы придаем крайне большое значение понятию «каждый человек», потому что мы хотим счастья для всех людей. Мы говорим, что пусть не только богатые и сильные будут счастливыми, но и бедные и бессильные. Мы не заботимся о богатых и сильных… Мы хотим, чтобы все люди были свободными, богатыми и образованными».

Для «тангчылар» была характерна определенная недооценка творческого потенциала татарского общества, причем основную причину отсталости татар они видели в многовековом нахождении в составе самодержавного государства. Но Исхаки в то время критиковал татар, которые призывали не верить русским. Он считал, что только в едином союзе татары и русские могут уничтожить самодержавие.

Татарские социалисты не были противниками государства, не выступали они и против налоговой системы. Для «тангчылар» наихудшим врагом народа являлась бюрократия: «Большая часть собранных с народа денег уходит на то, чтобы платить долги иностранным богачам… Несчастному же народу с каждым днем жить становится все хуже». «Тангчылар» безошибочно нащупывали болевые точки татарского общества: отсутствие традиций политической культуры, низкая квалификация и заработки тружеников города, отталкивание татарской элитой рабочих русских заводов.

Сам Гаяз Исхаки к 1906 г. имел уже немалый политический опыт и представлял себе расклад сил в татарском обществе, адекватно оценивая рамки, диктуемые государством. Для него, как и позднее для Мулланура Вахитова и Мирсаида Султан-Галиева, революция представлялась единственным способом обеспечения полноценного развития татар по европейским стандартам. Он никогда не упрекал либералов за их реформы, но всегда — за незаконченность и половинчатость этих реформ.

Революция 1905–1907 гг. завершилась историческим поражением российских либералов. Они не смогли реально войти во власть. Уже II Государственная Дума имела радикальное и социалистическое большинство. Хотя среди мусульман в этой Думе большинство составляли члены умеренной мусульманской фракции, но среди них уже 6 депутатов‑трудовиков, 5 из которых были татарами. Если учесть, что мусульман Волго-Уральского региона в Думе было 16 человек, то соратники Исхаки имели почти треть мест.

На следующий день после роспуска III Думы, 4 июня 1907 г. Исхаки вновь был арестован и выслан на три года в Архангельскую губернию. После этого «тангчылар» как политическое движение распадается.

Исхаки и после поражения революции 1905–1907 гг. оставался практически единственным активно действующим лидером татарского социалистического движения. В 1908–1911 гг. он находился в Стамбуле, в 1910 г. побывал по подложному паспорту в Петербурге. Арест Исхаки в конце 1911 г. в столице и нахождение в ссылке в течение всего 1912 г. привело его к отстранению от активного политического движения в Казани. С 1913 г. он редактирует периодически закрываемые газеты «Сүз» и «Иль» в Петербурге и Москве.

Сразу после Февральской революции 1917 г. среди мусульман поднялась волна митингов, подачи петиций и организации комитетов. 2 марта 1917 г. 15 тысяч мусульман Москвы под руководством Гаяза Исхаки митингуют перед Московской городской думой. Это выступление и послужило началом подъема послефевральского национального движения.

В 1917–1918 гг. Гаяз Исхаки был единственным депутатом Миллет Межлисе (Национального Собрания тюрко-татар) от Москвы. Он принадлежал к фракции тюркистов — сторонников единства тюрок России и Идель-Урал Штата. 4 января 1918 г. от имени этой фракции он призвал ориентироваться в создании Штата на экономику (основной артерией государства должна была стать Волга), и не обращать внимания на процент мусульманского населения в Штате. Он высказался за включение в Идель-Урал южных губерний с тем, чтобы получить выход к Азербайджану, Туркестану и Каспийскому морю. В ответ Исхаки получил вполне резонное замечание о нереальности этого плана.

В своих статьях Исхаки безжалостно критиковал власть большевиков, которых он сравнивал с черносотенцами и завоевателями времен Ивана Грозного. Большевики закрыли его газету «Иль» одной из первых. Затем наступили годы эмиграции.

Исхаки чужды были метания, он всегда твердо верил в одну идею и служил ей. Вначале это была российская революция как освободительница народов, позднее — несбыточная мечта об Идель-Урале. Мысли Исхаки необходимо анализировать критически, а его труды проверять фактами: все же он был идеологом, а не исследователем. Но широта его выводов, способность видеть болевые точки татарского общества, страстность призыва к осуществлению своих идеалов не может не восхищать нас и сегодня.

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук, профессор



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.