Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №3(209) /2013/ — Девяносто девять образцов прекрасного
18.03.2013


 

19 февраля в отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им А. С. Пушкина открылась выставка произведений классического исламского искусства IX–XIX веков «Девяносто девять имен Всевышнего» из собрания Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани.

На выставке представлено 99 памятников классического мусульманского искусства самых разных регионов: Средней Азии и Ближнего Востока, Поволжья и Кавказа, Малой Азии и Северного Афганистана, Китая и Восточного Туркестана, а также стран арабского мира. Среди них — уникальные произведения раннеисламского периода: лист из древнего Корана эпохи Аббасидов (конец IX века); редкие образцы раннесредневековой керамики из Средней Азии, Ирана, Месопотамии — чаши с каллиграфическими надписями и фигуративными изображениями. Особое место среди экспонатов коллекции занимает сирийская чаша из стекла (Х век), выполненная по уникальной ближневосточной технологии — золотая фольга с надписью «Власть принадлежит Аллаху» заключена между двух слоев стекла.

Эпоха монгольского завоевания, ставшая переломной в судьбе многих народов Евразии, представлена великолепными фаянсовыми чашами с изображением птиц (Золотая Орда, XIV век), редким по качеству и сохранности комплексом монгольского костюма и уникальными поясными наборами из Восточного Туркестана, Китая, Средней Азии.

На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова подчеркнула, что экспозиция позволяет подойти к более глубокому пониманию и осмыслению исламского искусства, позволяет подняться на более высокую ступень в процессе его познания.

Заведующий сектором Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа Антон Дмитриевич Притула отметил высочайший художественный уровень представленных экспонатов, напомнив, что подобные коллекции исчисляются единицами и имеются лишь в небольшом перечне ведущих мировых музеев. Как подчеркивают специалисты, экспонируемая коллекция (а на выставку попала лишь часть предметов искусства из собрания Фонда Марджани) является одной из лучших коллекций исламского искусства, как в нашей стране, так и во всем мире. Важно также, что на постсоветском пространстве практически нет других частных коллекций подобного уровня.

«Исламское искусство неразрывно связано со знаниями и стремлением к их получению, что является одним из основных принципов ислама. Священный Коран — смысловой центр исламского искусства», — подчеркнул в своем выступлении руководитель научных программ Фонда Марджани Игорь Леонидович Алексеев.

На вопрос журналиста, будет ли в музее продолжена работа по экспонированию исламского искусства, директор музея Ирина Антонова ответила, что подобные выставки являются очень интересными и перспективными. С большим удовольствием музей экспонировал бы в своих стенах коллекцию исламского искусства из Государственного Эрмитажа, знаменитую коллекцию Ага хана, шедевры исламского искусства из других собраний. Музей готов к сотрудничеству в этом направлении.

В ходе церемонии открытия директор Департамента культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации Наталья Самойленко охарактеризовала выставку как «уникальный шанс подняться от красоты земной до красоты сверхчувственной».

С приветственным словом от имени председателя Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России, муфтия шейха Равиля Гайнутдина, выступил первый заместитель муфтия Дамир-хазрат Мухетдинов.

Как рассказал президент Фонда Марджани Рустам Сулейманов, цель данной выставки — раскрыть российскому зрителю художественный мир ислама: «Мы хотели бы рассказать об исламском понимании мироздания и красоты».

Выставка «Девяносто девять имен Всевышнего» будет работать до 19 мая 2013 г. Каждый четверг в 19.00 для посетителей будет проходить встреча со специалистами.

Лист рукописного Корана предположительно IX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принадлежит широко известной рукописи Корана, выполненной на белом пергаменте почерком Куфи. Лист содержит семь строк текста на лицевой стороне и пять — на обороте. Секции этой рукописи находятся в музеях Ирана, Ирландии и других стран.

Рукопись книги Абу-л‑Хасана аш-Шазили «Китаб ас-сыфат ан-Наби» («Книга о качествах Пророка») XV века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рукопись книги суфийского шейха, основателя тариката шазилийа, Абу-л‑Хасана аш-Шазили. Переписана в 1422–1423 гг. каллиграфом Хадиром ибн Йусуфом ал-Азхари.

Иранский ковер XVI века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шелковый ковер, сотканный во второй половине XVI века в шахских мастерских Сефевидского Ирана. В узоре вытканы 99 прекрасных имен Всевышнего, суры из Корана, формулы, произносимые во время молитвы.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.