Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №13 (206) /2012/ — Большому кораблю — большое плавание!
20.12.2012


 

VIII Мусульманский форум «Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения и цели»

Идеи интеграции мусульманского сообщества стран СНГ, еще несколько лет тому назад представлявшиеся верхом фантазии, отныне прочно закрепляются в общественном сознании. Причиной тому стали два, на первый взгляд разноплановых, движения: политико-экономическое сближение Содружества Независимых Государств, которое проводится властями, и желание мусульманских религиозных лидеров совместными усилиями добиться стабилизации обстановки внутри исламской уммы наших стран.

Исламское вероучение считает смуту и мятежи огромным бедствием для человечества вообще, и для богобоязненных верующих людей — в частности. Об опасности фитны (араб. «смута», «искушение») говорят и аяты Священного Корана, и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Более того, Посланник Аллаха предупреждал своих последователей о таких периодах, когда смута станет неотъемлемой частью жизни общества. История исламской цивилизации однозначно свидетельствует о том, что прогресс и процветание царили в обществе именно тогда, когда смутьяны и мятежники оттеснялись на обочину политического ландшафта. И наоборот: если общество погружалось в хаос, на первый план выходили деструктивные силы, которые разрушали единство ислама, приводили к межрелигиозным конфликтам и нарушали поступательное развитие не одного, но целого ряда государств.

Увы, именно такие тенденции превалируют в современном мире. Малообразованная, социально маргинализированная прослойка молодых, как правило, людей получила возможность массово распространять свои идеи неприятия иных через Интернет. Многие из них мечтают о шариатском государстве, о халифате, не понимая, что в истории реального халифата и доподлинного шариата именно носители радикальных взглядов чаще всего и подвергались преследованию. Не христиане, не иудеи, не зороастрийцы или индуисты — а мусульмане, высказывавшие экстремистские позиции, на основании законов шариата и ради процветания всего общества наказывались по всей строгости правителями исламских государств, начиная с праведных халифов (да будет доволен ими Аллах) и заканчивая османскими султанами и индийскими падишахами. И поэтому вполне понятным и логичным выглядит желание ныне действующих муфтиев и имамов стран СНГ объединиться для того, чтобы противостоять идеологической разрухе и радикализму — разумеется, не силовыми методами, а апелляцией к вероучительным источникам.

Прежде всего, речь идет о традиционном суннитском исламе, которого придерживается подавляющее большинство мусульман СНГ. Как известно, в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане основная масса населения придерживается ханафитской правовой школы. Мазхаб имама Абу Ханифы также исторически господствовал среди мусульман Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдовы, Украины, включая Крым, Эстонии, а также Финляндии, мусульманская община которой формировалась из числа выходцев из Российской империи. В ряде регионов России — Дагестане, Чечне, Ингушетии — доминировал шафиитский мазхаб, во всех остальных мусульмане являлись сторонниками ханафитской школы. В Закавказье ситуация чуть сложнее: считается, что до 60 % верующих мусульман Азербайджана являются шиитами, остальные — суннитами (ханафиты и шафииты), примерно поровну поделены по этому принципу и мусульмане Грузии. Однако между сторонниками всех вышеназванных правовых школ и течений на протяжении многих столетий сложился определенный баланс, который не нарушался веками и давал возможность гармонично развиваться каждой из общин.

Ситуация резко изменилась в конце XX — начале XXI века, когда практически во всех странах Центральной Евразии, большинство из которых не так давно развивались по единым лекалам в рамках Советского Союза, а ныне входит в состав СНГ, образовались общины радикально настроенных сектантов — от псевдосалафитов и сторонников движения «ат-Такфир ва-ль-хиджра» до отвергающих основные обряды поклонения псевдосуфиев. Противопоставляя себя основному контингенту мусульманской уммы и законам государств, в которых они проживают, радикальные силы сами себя превращают в маргиналов. Цепочка замыкается: становясь частью той или иной секты, члены этих общин впоследствии еще более замыкаются в себе через идеи своей исключительности и обвиняя всех вокруг себя в вероотступничестве. Далее некоторые из них бросают вызов обществу через силовые акции, вставая на путь террора и ненависти к другим людям. Как это далеко от идеалов Ислама, провозглашенных Кораном: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (сура «Покои», аят 13).

Богослов и комментатор Корана Абдулла Юсуф Али следующим образом поясняет этот аят: «Это обращение адресуется всему человечеству, а не только мусульманской общине… Человечество произошло от одной пары родителей. Племена, расы и нации — это те определения, по которым мы можем определить их различные характеристики, но пред Аллахом они все — единое целое, а наиболее достойные — те, кто наиболее праведен».

Таким образом, в Исламе отсутствуют основания для ненависти по религиозному или национальному признаку. Этот аспект ключевым образом диссонирует с экстремистскими учениями, полными антисемитизма, христианофобии, а прежде всего — сектантской исключительности по отношению к другим мусульманам. Священный Коран говорит о необходимости добрососедских отношений друг с другом и представителями самых разных религий, Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) учит мирному сосуществованию последователей авраамических религий, но экстремисты извращенно толкуют Божественное Писание и заветы Пророка. В этих условиях необходимо повышать уровень религиозного образования современных мусульман, выпускать качественные книжные и периодические издания, активно работать в Интернет-пространстве и электронных СМИ, чтобы перебороть негативный фон в умме. И лучше всего делать это, объединив свои знания и скоординировав усилия.

К такому выводу постепенно приходит большинство мусульманских религиозных лидеров стран СНГ. Одним из конкретных предложений по сотрудничеству и совместной работе стала идея Совета муфтиев СНГ, которую огласил в конце 2011 года на очередном ежегодном Форуме мусульман шейх Равиль Гайнутдин. Уже тогда эта мысль была подхвачена многими муфтиями и имамами. Однако на этом пути необходимо было пройти через многие формальности. В частности, нужно было создать такой юридический инструмент, который объединил бы интересы представителей разных государств со своими законодательными системами, как единый Устав Совета муфтиев СНГ. По воле Всевышнего, эта сложная работа была проведена в течение 2012 года, и к моменту VIII Мусульманского Форума проект Устава был полностью готов к рассмотрению. Именно его и представил шейх Равиль Гайнутдин своим коллегам в ходе закрытого заседания муфтиев СНГ, состоявшегося в гостинице «Редиссон-Славянская» 27 ноября.

В отличие от других проектов, вроде бы преследующих благородную цель объединения мусульман СНГ, работа по созданию Совета муфтиев СНГ проводится скрупулезно, тщательно, без интриг и попыток обхитрить кого-либо из потенциальных участников. А ведь именно так, на скорую руку, без серьезной проработки, путем кулуарно организованного голосования в ходе рядовой конференции, и пытались создаваться многочисленные координационные советы мусульман СНГ, которые в итоге оказывались неработоспособными. Следовательно, благородная идея грозила превратиться в фарс. Любой благоразумный человек, тем более богобоязненный верующий, должен понимать опасность решения столь сложных задач наскоком.

Не случайно и политико-экономическая интеграция стран СНГ происходит неспешно, после долгих переговоров и определенных дипломатических маневров. Хотя политически задача создания Евразийского Союза была поставлена еще несколько лет тому назад, процесс этот по объективным причинам является длительным. Но других путей развития стран СНГ, и, прежде всего, геополитической альтернативы для самой Российской Федерации, просто не существует. В этом убедились все российские граждане в ходе двадцатилетних бесплодных попыток найти союзников РФ в лице Европейского Союза, франко-германского политического блока, НАТО, США, Китая… Как сказал 12 декабря 2012 года президент Российской Федерации В. В. Путин в ходе своего ежегодного послания Федеральному собранию относительно стран СНГ, «мы будем идти по пути тесной интеграции. Тому примером Таможенный союз, Единое экономическое пространство России, Казахстана и Белоруссии. Это все уже работает, работает эффективно. Мы приступили к созданию Евразийского экономического союза и, конечно, будем идти по этому пути и решим эту задачу».

Аналогично и во многом симметрично этому движению происходят процессы и в среде мусульманской уммы Содружества Независимых Государств. В ряде из них наибольшую готовность к интеграции высказывают муфтияты, в других — исламские образовательные учреждения. Выстраивание единого образовательного процесса также является необходимой задачей для последователей Ислама в наших странах. Не случайно в ходе VIII Мусульманского форума состоялась знаковая V Международная образовательная конференция «Международное измерение исламского образования в России», проведенная Московским исламским университетом. Активное участие в ней приняли ректоры и другие руководители исламских вузов стран СНГ, поделившиеся с коллегами своим опытом организации религиозного образования.

Большому кораблю — большое плавание! И для этого необходимы ответственные шаги и взвешенные решения всех ответственных лиц из числа руководителей мусульманской уммы стран СНГ, поскольку от этого будет зависеть и будущее межконфессионального мира наших государств, и вопросы свободы вероисповедания, и дальнейшее развитие собственно последователей Ислама. Пусть Всевышний Аллах укрепит наших духовных лидеров на пути истины и окажет им Свою помощь и поддержку во всех благих начинаниях.

Д. З. Хайретдинов,
главный редактор

12 декабря —  День Конституции Российской Федерации
Уважаемые сограждане!

Позвольте поздравить Вас с Днем Конституции Российской Федерации. Принятый в 1993 году этот основополагающий документ государства символизировал собой новые принципы развития нашей страны и функционирования государственной машины, системные позитивные перемены в жизни нашего общества. Тогда, в начале постперестроечной эпохи, Конституция дала мощный импульс демократическим преобразованиям, вдохновила наших граждан на созидательный труд.

Сегодня верховенство закона и примат Конституции является залогом сохранения стабильности, гражданского порядка в нашем обществе. Поэтому в этот день я хочу молитвенно пожелать правовой сознательности и патриотизма нашим гражданам, а представителям власти — ответственного, мудрого и чуткого отношения к народу и его волеизъявлениям!

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин
Председатель Совета муфтиев России

 

Из выступления главы МИД РФ С. В. Лаврова на Международном парламентском форуме 10 декабря 2012 года в Москве:

«Сегодня мир переживает переходный период, происходят глубокие преобразования международного ландшафта, сопровождающиеся волнениями в сферах экономики, политики, в целом в международных отношениях. Усиливается глобальная конкуренция, которая выражается, в том числе, в повышении значения фактора цивилизационной идентичности. Стремление вернуться к собственным цивилизационным корням отчетливо прослеживается и в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политическое и социально-экономическое обновление обществ зачастую проходит под лозунгом утверждения исламских ценностей. Схожие процессы наблюдаются и в других регионах, что выводит в разряд приоритетов наращивание усилий в интересах формирования партнерства культур, религий и цивилизаций, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества.

В этих условиях продавливание односторонних подходов с целью навязывания другим своих взглядов, насильственное насаждение демократии какого-то одного образца лишь провоцируют напряженность и межгосударственные противоречия, разжигают национальную и религиозную рознь.

В наших подходах к актуальным международным проблемам мы выступаем за решение имеющихся конфликтов политико-дипломатическими методами при уважении суверенитета, территориальной целостности и равенства всех государств, на основе общепризнанных норм и принципов международного права. Это гораздо сложнее, чем пытаться применять грубое вмешательство извне — только такая работа может обеспечить долгосрочное устойчивое урегулирование и дальнейшее стабильное развитие ситуации».



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.