Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №8-9 (201-202) /Август/Сентябрь 2012/ — Эпитеты и имена Аллаха —священные и прекрасные
29.08.2012


 

Газета « Ислам минбаре » продолжает публикацию отрывков из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина « Ханафитская акида . Основы исламской теологии », которая выйдет в свет в Издательском доме « Медина » в рамках серии « Ханафитское наследие ». Начало в № 196–198, 200 нашей газеты.

Всевышний Аллах многократно проявляет Себя людям через Свои творения, в связи с чем человечеству адресуются вопросы-призывы тщательно изучать различные явления природы. Однако при этом следует понимать, что Аллаха невозможно ни изобразить, ни даже просто представить в виде какого-либо образа, поскольку Он — Создатель всех образов и Он превыше любого из них. Любое придание образа или места Единому Богу (Аллаху) перестает отражать Его великий и недоступный ни для кого статус. Но кто бы что ни говорил или предполагал — в любом случае Аллах самодостаточен и ни в чем не нуждается: «Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Богатый (ни в чем не нуждающийся), Достохвальный» (сура «Фатыр», аят 15).

В одном из хадисов‑кудси Аллах говорит, обращаясь к своим созданиям, что «если бы даже первые и последние, люди и джинны были бы столь безнравственны, сколь вообще может быть порочным сердце кого-либо, то это не убавило бы того, что есть у Аллаха», сравнив это с «иголкой, падающей в море» («Сахих» Муслима).

Эпитеты («сыфаты») Аллаха

Согласно исламскому вероучению священные эпитеты («сыфат») Аллаха обладают понятием вечности. Они не отделены от Его сущности, и не присущи никому и ничему иному. Среди таких эпитетов:

Существование, бытие («аль-вуджуд») — Аллах существует извечно, Он будет существовать бесконечно, и Он существует независимо от кого-либо. Существование Аллаха не похоже на существование кого-либо.

Извечность, безначальность («аль-кыдам») и бесконечность («аль-бака») — Аллах вечен в этих двух смыслах. Он пречист и превыше времени, ибо Ему не предшествовало небытие, и святости Его не грозит разрушение, от которого страдают или гибнут другие. Как сказано в Коране: «Он (Аллах) — Первый и Последний» (сура «Аль-Хадид», аят 3);

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, обращаясь к Аллаху: «Ты — Первый, и не было никого и ничего до Тебя, Ты — Последний, и не будет никого и ничего после Тебя» («Сахих» Муслима).

Единичность и единственность («аль-вахданийя») — вечно присущи сущности, свойствам и деяниям Всевышнего Аллаха. У Него не может быть никакого соучастника, никого равного или подобного. Сущность Его не складывается из частей, не делится на части. Всевышний Аллах выразил принцип Единобожия в красивейшей, краткой и ясной фразе: «Скажи: Он — Бог (Аллах) Единственный» (сура «Аль-Ихляс»); а также: «Если бы на них (на небесах и земле) были иные боги, кроме Аллаха, то они разрушились бы. Пречист и далек Аллах, Господь Престола, от того, что Ему приписывают» (сура «Пророки», аят 22).

Отличие от творения («аль-мухаляфату лиль-хавадис») — Всевышний Аллах отличается от сотворенных Им во всем: в сущности, свойствах, деяниях. Его сущность не походит на сущность творений, Его свойства — на их свойства, Его деяния — на их деяния.

Самодостаточность («аль-кыйам бинаф­сих») — Аллах не нуждается ни в месте, ни в чем-либо вообще, ибо Он — Самодостаточен. «Скажи: Он — Бог (Аллах) Единственный, Бог (Аллах) — Самодостаточный» (сура «Аль-Ихляс»); «Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Богатый (ни в чем не нуждающийся), Достохвальный» (сура «Фатыр», аят 15).

Жизнь («аль-хайа») — Он жив вечно и вневременно, не так, как живут Его создания, ибо создание живет, пока в его плоти струится душа. Жизнь Всевышнего Аллаха отличается следующими чертами: сущая; безначальная; бесконечная; отличная от нашей жизни; не связанная ни с чем, что излишне для ее течения. Всевышний Аллах не подвержен тому, что противоположно жизни, т. е. смерти.

Воля («аль-ирада») — это свойство Всевышнего Аллаха наделяет всякого бытием или небытием, богатством или бедностью, знанием или невежеством. Всевышнему Аллаху вечно и неизменно присущи мощь и воля. Он может создать все, что Ему угодно, великое или малое. «Когда Он (Аллах) желает чего-либо, то стоит Ему сказать для этого: “Будь” как это сбывается» (сура «Йа Син», аят 82).

Знание («аль-‘ильм») — свойство, содержащееся в природе Аллаха. Он знает все, каково оно есть в целом и в подробностях, и ничего от Него не скрыто. Всевышний Аллах пречист и превыше того, что противоположно знанию, т. е. невежества. Знание Его обладает следующими чертами: сущее; безначальное; бесконечное; отличное от нашего знания. Не укроется от такого знания ни малое, ни большое, ни близкое, ни далекое, ни явное, ни скрытое. «И Он (Аллах) о всякой вещи Знающ» (сура «Аль-Хадид», аят 3).

Могущество, мощь («аль-кудра») — сущее; безначальное; свойственное природе Всевышнего Аллаха качество. Нет ничего и никого, на кого не распространялось бы могущество Аллаха. «Воистину, Аллах над каждой вещью властен, мощен» (сура «Ан-Нур», аят 45).

Слух («ас-сам’») и зрение («аль-басар») — эти свойства: сущие; безначальные и бесконечные; отличные от наших способностей слышать и видеть; объемлющие все сущее. Всевышний Аллах пречист от противоположности слуха, т. е. глухоты, и от противоположности зрения, т. е. слепоты.

Речь («аль-кялям») — это свойство не связано с письмом и звуком, как и с другими условностями, указывающими на преходящее. Это качество сущее, и Аллах, в отличие от творений, не нуждается в способности воспроизводить звуки. Это заложено в сущности Всевышнего Аллаха и служит для речений, коим присущ вечный смысл, связанный с преходящими и иными явлениями. «И разговаривал Аллах с Мусой посредством разговора» (сура «Ан-Ниса», аят 164).

Прекрасные имена («аль-асма аль-хусна»)

Всевышний Аллах обладает многими именами, каждое из которых характеризует Его как Милостивого, Милосердного, Справедливого, Всевидящего, Всеслышащего, Всепрощающего, Принимающего покаяния, Мудрого, Живого, Сущего, Святого, Пречистого… Некоторые из имен Аллаха предполагают Его строгость (например, Карающий), однако, во‑первых, Господь Сам объявил о том, что «милость Его опережает гнев Его», а, во‑вторых, строгость и гнев Аллаха направлены лишь на тех, кто постоянно ослушается Его, на тех, кто сеет порчу.

Имена Аллаха обладают и особым сакральным смыслом, и Аллах Всевышний предписывает обращаться к Нему этими именами: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…» (сура «Аль-А’раф», аят 180).

А согласно известному хадису, Пророк (мир ему) предписывал многократно их перечислять и повторять. Самое подробное перечисление имен Аллаха в Коране представлено в суре «Аль-Хашр», аятах 22–24. Большинство слов, используемых для имен Аллаха. те же, что и употребляются по отношению к Его творениям, однако очевидно, что ни одно из творений ни в коей мере не может сравниться с Аллахом ни в милосердии, ни в милости, ни в чем-либо другом.

Считается, что количество имен 99, однако это не совсем так. В хадисах действительно упоминается эта цифра, но Пророк Мухаммад (мир ему) не ограничивал имена Аллаха этой цифрой: «Поистине, у Аллаха Всевышнего есть 99 имен, сто без одного», — сказал Пророк (мир ему), «и кто будет перечислять их, тот войдет в Рай, ведь Он (Аллах) — Один и любит нечетность» («Сахих» аль-Бухари). Имена Аллаха, которые входят в число 99, иногда называют «именами подсчитанными», и в некоторых хадисах (например, в сборнике ат-Тирмизи) они все перечислены.

Очевидно, что окончательной цифры имен Аллаха просто нет, так как все лучшие качества и свойства, которые только существуют, будут принадлежать Всевышнему Аллаху, а таких качеств огромное количество. Пророк (мир ему), обращаясь к Аллаху, говорил иногда: «О, мой Аллах! Заклинаю и прошу Тебя, обращаюсь к Тебе с каждым именем, принадлежащим Тебе — именем, которым Ты назвал Себя или сообщил в ниспосланной Тобой Книге; или именем, которое Ты сообщил кому-нибудь из Своих созданий; или именем, которое знаешь лишь Ты Своим знанием сокровенным» («Муснад» Ахмада).



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.