Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №1 (194) /Январь 2012/ — Апанаевская мечеть:вопросы без ответа
29.12.2011


 

Недавно в Казани впервые после 1930 года вновь открылась старейшая мечеть Старотатарской слободы, известная как «Апанаевская». Разрешение на ее строительство, как и мечети «Марджани», было получено во время визита Екатерины II в Казань в 1767 году. 1768–1770 годы считаются временем возведения мечети, получившей в дальнейшем имя «Апанаевская». Первый намаз в ней прошел с большой помпой с участием президента Татарстана Рустама Минниханова. Тихая улица Каюма Насыри никогда не видела столько дорожной техники, разгребающей горы снега.

Апанаевская мечеть

В этом шуме почти забылось имя строителя мечети, который выстроил ее фактически на собственные деньги, в то время как мечеть «Марджани» строилась всем миром. Так давайте же, наконец, вспомним, что говорил сам Шихабутдин-хазрат Марджани о создателе будущей «Апанаевской мечети» Якубе ибн Султангали (Султангалиеве).

Этот человек был первым главой Казанской городовой ратуши двух татарских слобод, то есть фактически первым мэром татарской части Казани. Он возглавлял Ратушу от ее создания в 1784 году до своей смерти в 1788 году. При этом, увы, выходцу из нижегородского села Камкино мурзе Якубу ибн Султангали даже не посвящена отдельная статья в «Татарской энциклопедии»! Почему? Ведь именно в годы его руководства Казанская татарская ратуша начинает превращаться в экономический центр татарского мира. Пожалуй, это верх несправедливости!

Шихабутдин Марджани достаточно подробно рассказывает о том, что мурза Якуб ибн Султангали потратил на строительство мечети значительные средства и во многом потерял здесь свое здоровье. Для того чтобы подать пример единоверцам, во время строительства мечети по вечерам он со своей женой помогал перетаскивать кирпичи и бревна. Мурза Якуб специально привез из Москвы мастера, чтобы перекрыть железом крышу мечети, поскольку таких специалистов в Казани тогда не было.

Со смертью Якуба ибн Султангали и его брата Исхака их род прервался. Впрочем, Марджани указывает на духовное родство, которое стало и родством юридическим для приемного сына мурзы Якуба. Татарский богослов и историк пишет: «Я видел бумагу, где в конце 1785–1786 года имам этой мечети Муртаза бин Абдалазиз был назван Кутлмухаммадом мирзой бин Якубом из деревни Намика [читай: Камкино] Нижегородского уезда». Уроженцем этого же аула на Нижегородчине был и сам Якуб ибн Султангали. Муртаза Абдулазизов был родом из аула Каратай под Бугульмой, то есть происходил отнюдь не из семьи мурз. Якуб ибн Султангали, признав его сыном, тем самым передал ему и свой высокий сословный статус. Муртаза ибн Абдалазиз, получивший образование в медресе аула Кшкар, возглавлял 2‑й приход Казани с 1763 года и скончался здесь же в 1796 году.

Любопытно, что период Якуба ибн Султангали вольно или невольно уже пытались вычеркнуть из истории — в позапрошлом веке. Так, «Таварих-е Булгарийа» («Булгарские хроники», 1883) имама казанской мечети «Иске-таш» Хусаина Амирханова указывает: «Впервые каменную мечеть в Старотатарской слободе, в махалле, называемой Апанаевской махаллей, в 1804 году построил Якуб бин Султанаев с помощью общины. Первым имамом был Муртаза-мулла. У меня нет сведений о нем». То есть уже тогда у мечети пытались украсть ее историю, точнее, первые 30 с лишним лет ее существования.

Сегодня, после более чем 20‑летнего периода ее реставрации, вторая историческая мечеть Казани наконец открыла двери для молящихся. В эти торжественные дни не хочется омрачать память наших благородных предков поисками объяснений: почему для реставрации красавицы-мечети, гордости Казани, архитектурного шедевра в самой исторической части города потребовалось несколько десятилетий? Куда смотрели надзорные и регулирующие органы, обязанные контролировать движение неоднократно выделенных финансов для реставрации памятника? И, наконец, почему основатель мечети мурза Якуб оказался так бесславно обойденным вниманием сегодня?

К сожалению, во время праздничных мероприятий с участием президента Татарстана имя основателя этой мечети нигде в татарстанской прессе даже не прозвучало. В этой связи Дамир-хазрат Мухетдинов, первый заместитель председателя Московского муфтията, озвучил идею восстановить историческую справедливость и назвать мечеть 2‑го прихода Казани в честь ее строителя и основателя камкинского мурзы Якуба ибн Султангали — мечетью «Султангалия».

Дамир-хазрат Мухетдинов,
первый заместитель председателя ДУМЕР

Хасян-хазрат ФЕХРЕТДИНОВ,

первый имам-хатыб Исторической мечети Москвы, старейший имам российской столицы:

— Я поддерживаю эту инициативу и считаю, что нужно восстановить историческое название мечети, то есть переименовать ее в мечеть «Султангалия». Необходимо помнить историю, а тем более основателей и строителей культовых зданий.

Умар-хазрат ИДРИСОВ,

председатель Совета старейшин Духовного управления мусульман Нижегородской области:

— Я считаю, что нужно дать историческое название мечети, повесить памятную доску с именами строителей и основателей. Необходимо каждую пятницу возносить молитвы ее основателям в память о том, что они на свои халяльные средства построили эту мечеть.

Рустам-хазрат БАТРОВ,

проректор по научной работе Российского исламского университета (Казань):

— К переименованию мечети стоит отнестись взвешенно и осмысленно. Апанаевская мечеть имеет уже традиционное название, которое является знаковым для мусульман. Но, конечно, нужно увековечить память тех людей, которые внесли вклад в создание этой мечети, и нельзя забывать о них. Нужно подумать, как это сделать.

Рушан-хазрат АББЯСОВ,
имам-мухтасиб Московской области:

— Было бы несправедливо не воздать должное основателю, на чьи средства была заложена мечеть, известная ныне как Апанаевская. Именно поэтому справедливость должна быть восстановлена, и мечеть должна носить имя основателя, который фактически выстроил вторую каменную мечеть Казани на собственные деньги.

Марат-хазрат ЖАЛЯЛЕТДИНОВ,

имам Костромской мечети:

— Я поддерживаю идею Дамира-хазрата Мухетдинова и считаю, что необходимо восстановить историческую справедливость и назвать ее в честь строителей и основателей, то есть в честь Якуба ибн Султангали, который был ее непосредственным основателем. Для нас является очень важным знать и чтить исторические корни во всем.

Мунир-хазрат БЕЮСОВ,

имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

— Я считаю, что историческая правда должна восторжествовать. Как бы мечеть ни отстраивали и реставрировали — она должна носить имя ее основателей. Это будет справедливо как с исторической точки зрения, так и с религиозной, так как Всевышний Аллах сказал: «Аллах доволен опередившими и первыми из числа мухаджиров и ансаров…» То есть те, кто первым принял Ислам (мухаджиры), имеют больше превосходства перед остальными; аналогично мы рассуждаем и в случае с этой мечетью.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.