Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №191 — Мусульманская община Саратовской области
09.10.2011
Межрегиональная конференция «Ислам в современном российском обществе», организованная ДУМСО при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. 2010 г.

В этническом плане мусульманская община Саратовской области представляет собой своеобразный «треугольник», в целом характерный для всего Нижнего Поволжья: татары, казахи, кавказцы. В последние годы «треугольник» начинает превращаться в «квадрат» благодаря интенсивной миграции среднеазиатского населения. Но при всех этих не самых легких обстоятельствах мусульманская община региона является заметным стабилизирующим фактором.

Из общего населения в 2,7 миллиона человек по переписи 1989 года в области насчитывалось 166 тысяч мусульман. Из них самые крупные общины составляли казахи (73 тысячи), татары (53 тысячи), народы Дагестана, азербайджанцы (по 11 тысяч) и другие.

По переписи 2002 года из 2,7 миллиона человек общего населения региона мусульмане составили уже 185 тысяч человек. По-прежнему самые крупные общины — это казахи (78 тысяч), татары (58 тысяч), азербайджанцы (16 тысяч), народы Дагестана (11 тысяч), чеченцы (8,5 тысяч). Налицо общий рост почти по всем этническим группам мусульман на фоне снижения численности областного населения. Впрочем, рост этот заметен и при полевых исследованиях.

Мусульмане расселены по региону неравномерно: например, татарских аулов в области всего 9. Из них три расположены в Дергачевском районе и один в соседнем с ним Ершовском, что почти на границе с Казахстаном. Там же, на левом берегу Волги, сосредоточено и казахское население, в большей степени проживающее в совместных с русскими населенных пунктах. Казахи, кроме того, составляют 60% населения Александров‑Гайского района — единственного в области, где большинство жителей составляют мусульмане (по некоторым подсчетам, на этот уровень выходит и Дергачевский район с компактным проживанием казахов и татар). Выходцы из регионов Северного Кавказа — дагестанцы, чеченцы, ингуши — представлены как городским, так и сельским населением и проживают на обоих волжских берегах.

В период после переписи 2002 года наблюдалась миграция дунган (китайцев‑мусульман, которые более столетия проживали в Средней Азии и являются, по сути, нашими бывшими советскими согражданами) из Кыргызстана в Ровенский район, где местное мусульманское население представлено казахами и чеченцами. В Саратовском районе компактно поселились гребенские татары — выходцы из Чеченской Республики.

Огромное число мусульман наблюдается среди трудовых мигрантов. По данным УФМС, из 60 тысяч зарегистрированных трудовых ми­грантов, прибывающих ежегодно в регион, 75% составляют граждане Узбекистана, большинство которых работают в сфере сельского хозяйства.

Необходимо сказать, что Духовное управление мусульман Саратовской области (ДУМСО) — единственная централизованная мусульманская организация в регионе и она сумела сработаться со всеми этническими группами. На протяжении почти 20 лет своего существования ДУМ служит связующим звеном между областными властями и широкими массами мусульман. У Духовного управления сложились хорошие отношения как со всеми ветвями власти, так и с местной епархией Русской православной церкви и другими конфессиями.

На примере На Ураза-байрам Соборная мечеть Саратова не смогла вместить всех желающих

Саратовской области мы видим, как мусульманские организации могут служить важнейшим инструментом в вопросах адаптации и интеграции мигрантов‑мусульман в российский социум. Именно они являются  фактором, сдерживающим возникновение конфликтов. В регионе почти полностью отсутствуют межнациональные конфликты. Весьма значимую роль в этом снижении конфликтогенности сыграли мусульманские религиозные организации в лице ДУМСО. Достаточно сказать, что только на протяжении первой недели моего пребывания на саратовской земле представителями руководства ДУМСО было совершено четыре поездки в различные районы области. Мы побывали на правом и левом берегах Волги, у татар, казахов, дунган, общались с чеченцами, дагестанцами, азербайджанцами, таджиками, узбеками… Открывали мечеть в поселке Карла Маркса Энгельсовского района, закрывали детский лагерь в далеком татарском ауле на границе бескрайних казахских степей… Побывали на дунганских огородах в волжской пойме и проводили полевые исследования среди татар из Чечни… Со всеми религиозными организациями и группами (а их в области более 60) у ДУМСО самый живой и непосредственный контакт, они чувствуют поддержку со стороны Духовного управления и сами помогают ему. ДУМСО обладает потенциалом, является лидером и способно влиять на события в области. Это находит поддержку в руководстве региона, с которым у него сложились хорошие рабочие отношения. При закрытии детского лагеря в Сафаровке директором колледжа «Шейх Саид» Р. М. Кузяхметовым были сказаны простые, но замечательные слова, обращенные к детям: «Вы свою деревню любите? Хотите, чтобы здесь было жить еще лучше? Давайте делать это вместе». Можно сказать, что это характеризует всю деятельность ДУМСО — вся жизнь мусульманской общины региона направлена на развитие уммы, являющейся полноценным сегментом российского общества.

Праздничная проповедь в саратовской Соборной мечети на Курбан-байрам

Проходят здесь и научные конференции, в том числе межрегиональные. В основном они затрагивают вопросы образования, что неудивительно. Ведь в комплекс Саратовского исламского центра входит медресе «Шейх Саид», где на дневном, вечернем и заочном отделениях обучается свыше 200 человек. В основном обучение идет по учебникам и программам Российского исламского университета (Казань), активно применяется учебная литература, выпущенная Нижегородским исламским институтом им. Х. Фаизханова. Среди студентов и слушателей представлены все мусульманские этносы региона, активно ведется обучение и повышение квалификации имамов. Кстати, в регионе нет и конфликта между разными возрастными категориями — хотя мечеть больше посещает молодежь, что является обычной ситуацией для российских мусульман, но и пожилых людей здесь также немало..

На примере Саратовской области можно увидеть, насколько успешным может быть процесс модернизации мусульманской общины региона, ее консолидации и взаимовыгодного плодотворного сотрудничества со всеми сегментами общества.

Ахмад Макаров,
руководитель Отдела ДУМЕР
по работе с общественными организациями



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.