Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №191 — История ислама в Саратовской области
09.10.2011
Мечеть в Хвалынске

Историографическая база по теме саратовских мусульман исчерпывается 5–6 изданиями, в основном небольшими работами В. В. Семенова, Ю. В. Песикова, Ф. А. Рашитова, Г. А. Ташпекова. Между тем богатейшая история Ислама в Саратовской области начинается с эпохи Хазарии, Золотой Орды и Ногайской Орды. Народы, обитавшие на этих землях, в частности буртасы и кипчаки, достаточно рано приняли Ислам. Первые сделали это под воздействием Волжской Булгарии еще в IX–X веках, а вторые — в силу общих процессов стремительно набиравшей силу исламизации всего Нижнего Поволжья в период после падения Хазарского каганата (X–XII века). Огромное значение для жизни региона имел средневековый золотоордынский город Укек, на развалинах которого и возник современный Саратов. Он довольно хорошо изучен археологами, хотя время и особенно люди не пожалели древнее городище, уничтожив почти все его постройки (собственно, именно из этих камней и кирпичей построена историческая часть Саратова). Однако Укек, по всей видимости, отнюдь не единственный крупный золотоордынский населенный пункт в Саратовской области. Укекский регион был одним из наиболее благоприятных для земледелия в Нижнем Поволжье, соответственно, он был плотно населен. От эпохи Золотой Орды сохранились селища, наглядно демонстрирующие высокий уровень культуры и технологии ордынской эпохи: Хмелевское I поселение, Алексеевское городище, Багаевское, Константиновское селища и др. Многие сельские поселения возникли как ремесленные центры. Хотя основной ремесленной базой Золотой Орды были большие города, существовали и такие села, которые специализировались на каком-либо ремесле и добыче полезных ископаемых. Это могло быть связано с наличием того или иного вида сырья в различных местностях. Таковым, например, было селище на бугре Степана Разина в Саратовской области, в котором археологически были обнаружены следы железоделательного производства.

Интересна судьба такого поселения, как Мечетная слобода. Этот населенный пункт на реке Большой Иргиз был основан после издания манифеста от 4 декабря 1762 года, в котором Екатерина II призывает старообрядцев поселиться на данных землях. Однако очевидно, что к этому времени на его месте уже существовало тюрко-мусульманское поселение, которое получило свое название от развалин мечетей, существовавших здесь в период Золотой Орды. В 1836 году Мечетная слобода была переименована в город Николаевск — центр Николаевского уезда Самарской губернии (ныне город Пугачев Саратовской области). Собственно Мечетная слобода располагалась в четверти версты от центра новообразованного города. Из ходатайства мусульман в городскую думу от 1848 года об отводе нового места под кладбище известно, что существовало и старое мусульманское кладбище, которое затоплялось во время весеннего половодья реки Иргиз. Очевидно, что мусульманские приходы в Мечетной слободе были еще и до ее преобразования в город Николаевск, однако их история не изучена. Таким образом, на примере Мечетной слободы мы видим прямую историческую преемственность между позднесредневековым периодом жизни мусульманской общины и Новым временем.

Между прочим, городская мусульманская община, сложившаяся в Мечетной слободе или Николаевске, была самой крупной в Самарской губернии. В 1851 году здесь проживало 1419 мусульман, в 1862 году — 1579 мусульман, которые составляли 23% общего числа горожан. Ни один другой город Самарской губернии по этим показателям даже близко не подходил к данной общине. За последующие два десятилетия количественные показатели мусульманской общины выросли, то есть мусульмане по-прежнему жили своей обычной жизнью, так же женились и воспитывали детей, однако их доля в общем населении города значительно упала. Это говорит о массовом переселении сюда в пореформенные годы русского и иного немусульманского населения. В этническом плане почти все члены мусульманской общины являлись татарами (99,6%), оставшиеся были представлены башкирами. В социальном плане подавляющее большинство местных мусульман относилось к сословию мещан (потомственных горожан), в то время как в других городах Самарской губернии основу мусульманских общин составляли крестьяне — вчерашние выходцы из окрестных сел.

Согласно архивным данным, соборная мечеть № 1 в городе была построена в 1841 году, пятивременная мечеть № 2 — в 1843 году. На рубеже XIX–XX веков обе мечети города Николаева были перестроены в камне, до наших дней сохранилась лишь одна из них. Но вообще из всех мечетей Саратовской области самой старой считается мечеть № 1 села Верхазовка (Ильменево) Дергачевского района. В этом селе до 1930‑х годов было 5 мечетей, но остальные были разрушены в советское время. Сохранившаяся мечеть, памятник татарской культовой архитектуры в традиционных формах в стиле эклектики классицизма, представляет собой одноэтажное деревянное двухзальное строение; вместо утраченного минарета установлен символический в виде квадратного в плане невысокого светового фонаря. Кроме вышеназванных, из дореволюционных исламских богослужебных зданий в Саратовской области сохранились также мечети в городах Вольске, Хвалынске; в селе Осинов Гай также сохранилась только одна из пяти дореволюционных мусульманских святынь…

Но, пожалуй, самая тяжкая судьба выпала в годы коммунистического безбожного беспредела на долю Саратовской исторической мечети. Ее история изучена довольно поверхностно. Каменная мечеть Саратова на улице Татарской (в советское время — Зарубина) была построена на средства прихожан в 1834–1836 годах, однако еще в 1829 году в городе действовал мектеб «при татарской мечети». Следовательно, до постройки каменного здания на его месте уже существовала деревянная мечеть. По легенде, бытовавшей среди местных мусульман, разрешение на ее строительство было связано с активным участием мусульман Саратова в Отечественной войне 1812 года, что мне лично представляется довольно сомнительным (аналогичные мифы — абсолютно несостоятельные и разоблаченные мною — существуют и относительно Исторической мечети в Замоскворечье). Как бы то ни было, история мусульманской общины Саратова древнее, нежели общин городов Самары и Симбирска (Ульяновска), где мечети возникли лишь в середине XIX века, однако она практически не исследована.

Саратовская мечеть была небольшим, изящно оформленным кирпичным, двухэтажным зданием с одним молельным залом, двухъярусный минарет возвышался над крышей в дальней части здания. Во дворе стоял двухэтажный деревянный флигель, где располагался мектеб для мальчиков и девочек и проживали имамы. Самыми известными преподавателями являлись имамы Енгалычевы. Мухамеджан Зейнетдинович упоминается в качестве старшего ахуна Саратова и имам-хатыба Саратовской мечети в 1905 году (принимал участие во всероссийском совещании «Общества улемов» при ОМДС в Уфе), его старший сын Зияутдин упоминается в тех же должностях в 1913–1914 годах. Зияутдин преподавал основы Ислама в русско-татарской школе (с 1907 года) на улице Никольской, являлся председателем правления Саратовского мусульманского общества, принимал участие во Всероссийском мусульманском съезде в Москве, был участником съезда мусульман Саратовской губернии в июле 1917 года. Его брат Саид также являлся видным общественным и политическим деятелем, был лидером мусульманских социалистов Саратова, редактором газеты «Мухтарият», являлся депутатом Миллет Меджлисе (Национального собрания тюрко-мусульман времен революционных событий 1917 года) от Саратовской губернии.

В 1937 году были репрессированы имам-хатыб Саратовской мечети Якуб Давыдов и члены ее правления. Затем мечеть возглавил Сулейман Касимов, но она была закрыта в 1938 году, после чего ее минарет снесли. В 1947–1949 годах мечеть вновь была возвращена верующим, но затем окончательно закрыта. В эти годы мечеть возглавляли имамы Шакир Рахматуллин и Ярулла Алиев, затем они же стали во главе саратовских мусульман в качестве имамов молельного дома на улице Валовой — бывшего жилого дома, в котором в 1950‑х годах с разрешения властей было открыто мусульманское богослужебное здание.

Тем временем в исторической мечети Саратова разместили склад красок и стройматериалов, а с 1983 года здание было передано медвытрезвителю! Только в конце 1989 года полуразрушенное здание мечети, искусственно лишенное своей сакральности, было возвращено верующим. Ввиду ветхости здания правление ДУМ Поволжья приняло решение снести остатки и построить на этом месте новую мечеть — Саратовский исламский центр.

По материалам В. В. Семенова, Ю. А. Зеленеева, Э. М. Гибадуллиной, Ю. В. Песикова, С. М. Исхакова, И. Р. Миннуллина, А. Ю. Хабутдинова

Дамир Хайретдинов,
историк



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.