Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №190 — История Ислама в Пензенской области
29.08.2011

Непосредственными предками татар-мусульман Пензенской области были тюркоязычные племена буртасов, жившие в IX–XIV вв. на территории этого региона, когда он входил в состав Волжской Булгарии. От этой эпохи археологами обнаружено большое число памятников — Золотаревское поселение и др. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав Золотой Орды. В XIV веке возник золотоордынский улус Мохши, где на основе смешения булгар, буртасов, можар и кипчакских племен происходило формирование татар-мишарей.

После развала Золотой Орды эта территория оказалась как в зоне влияния Московского государства, так и в сфере интересов Казанского ханства. Служилые князья и татары использовались для защиты южных и восточных границ Московского государства от набегов кочевников.

В XVII веке Москва начала строительство засечных черт в Пензенском крае. С этим периодом в основном связано заселение его татарами-мишарями. В 1630‑х гг. служилые татары из Темникова, Тамбовской губернии участвовали в строительстве засечных линий Верхнего и Нижнего Ломова, Керенска. Здесь им выделялись поместья за службу, где они и обосновались. Среди этих поселенцев были и татарские князья Алышевы, Кугушевы, Кушаевы, Тенишевы и др. В 1660—1680‑х гг. они участвовали в строительстве крепостей Мокшана, Пензы, Городища, основали у Пензы деревни Синорово ( ныне Лунинского района ) и Татарский Шелдаис ( Беднодемьяновского района ). Пензенские служилые татары образовали ряд деревень и сторожевых пунктов на Узинском стане ( Пенделка, Исекеево, Усть-Уза ). В каждой деревне имелась мечеть, во главе которой стоял абыз или мулла; мектебы, где имам обучал основам Ислама. В некоторых больших поселениях функционировали медресе, где шакирды получали высшее образование по программе бухарских медресе.

В период развития капитализма происходят значительные изменения в общественной и духовной жизни татар. Формируются новые классы, растет национальное самосознание народа. В конце XIX — начале XX веков в татарских поселениях возникли новометодные мектебы и медресе, в которых наряду с мировоззрением Ислама преподавали и математику, геометрию, географию и др. Из среды пензенских татар появились такие известные представители татарской национальной литературы, как Захир Бигиев, Карим Тинчурин, Адель Кутуй и др., которые получили образование в этих мектебах. В Пензенском крае было немало и других прогрессивных деятелей из татар. Например, известный тюрколог середины ХХ века А. Р. Тенишев также вырос в одной из семей пензенских татар, восходящей к дворянскому роду служилых татарских князей.

В годы советской власти исламская религия подверглась гонениям и репрессиям; разрушались мечети, медресе. Ислам был загнан в «подполье» или в семейный быт. В середине 1940‑х годов в Пензенской области было зарегистрировано 14 мусульманских религиозных обществ, в каждом из которых насчитывалось до 3,5–4 тысяч верующих. К середине 1960‑х годов насчитывалось также 22 мусульманские общины, не имевшие разрешения органов государственной власти.

Местные мусульмане весьма активно подавали прошения об открытии мечетей в Пензенской области в различные инстанции, особенно в послевоенный период. Инициаторами обращений в партийные и государственные организации с ходатайствами об открытии культовых зданий выступали люди пожилого возраста. Например, организаторами подачи заявления об открытии мечети в с. Алеево Неверкинского района являлись Я. И. Салихов, 66 лет, отец бывшего председателя колхоза; А. Б. Бексалиев, 65 лет, бывший имам; Х. А. Рахматулин, 75 лет, отец председателя сельсовета.

Молодое поколение начало посещать мечети под влиянием старших. Увеличение жертвоприношений и различного рода финансовых пожертвований после войны имело своего рода идеологическую базу — отдать долг Аллаху, Который хранил правоверных и помогал им в годы войны. Посещение демобилизованными мечетей значительно укрепляло авторитет веры и привлекало в мечети молодежь. Однако данная практика была вскоре прекращена уполномоченным Совета по делам религиозных культов, поскольку способствовала значительному подъему религиозности татарского населения.

Наиболее распространенными обрядами у мусульман Пензенской области в эти годы являлись джаназа ( 100% от общего количества умерших ), никах ( 47% от числа зарегистрированных браков ), наречение имени новорожденному ( 57% от числа рождений детей ), суннат ( практически повсеместно ). Обряды проводились полулегально, но торжественно, с привлечением обширной родни. Зачастую религиозные обряды совершались представителями интеллигенции, в том числе учителями школ, членами КПСС и ВЛКСМ. Мечети и кладбища ( в незарегистрированных общинах коллективные намазы проводились, как правило, на кладбищах ) в дни религиозных праздников посещало до 80% населения татарских сел.

В дни мусульманских праздников в селах области наблюдалось посещение мечетей молодыми людьми в возрасте 17–25 лет; молодежь составляла до 20% среди молившихся. С конца 1960‑х годов молодежь стала гораздо активнее участвовать в праздничных молениях. Так, на намазе в Ураза-байрам в мечетях сел Индерки и Демино присутствовало по 100 молодых мужчин в возрасте до 30 лет; в селах Кочалейке и Кобылкино присутствовали даже подростки.

Часто в дни религиозных празднований и по пятницам верующие не выходили на работу. Так, в Курбан-байрам в 1948 году в селах Нижняя, Средняя и Верхняя Елюзань, Старый Карлыган, Суляевка не вышли на работу не только колхозники, но и руководство. В колхозе «Прогресс» ( Средняя Елюзань ) на третий день мусульманского праздника колхозники собирались, но не работали, «ссылаясь на различные болезни». В 1962 году во многих татарских селах области фактическим выходным днем признавалась пятница, и часть населения по пятницам и в дни религиозных праздников не выходили на работу в колхозах и совхозах. Даже в середине 1970‑х годов в дни поста в Рамадан в некоторых пензенских селах под различными предлогами ( ремонт и т. д. ) закрывались столовые, пищеблоки на полевых станах, не работали клубы и библиотеки. Во время поста сокращалось количество детских завтраков, которые заказывались в школах учениками, особенно в старших классах.

Средняя Елюзань, самое крупное татарское село в РФ, фактически стало постоянным поставщиком имамов. За первую половину 1970‑х годов из этого села поступили учиться в исламское медресе в Бухару пять человек: Аббас Бибарсов, Аюб Дебердеев, Жафяр Пончаев, Абубякар Бикмаев, Адельша Юнкин. В тех условиях это был просто вопиющий факт слабости всей атеистической работы: во всем СССР данное село было единственным по такому числу молодежи, которая предпочла бы духовное образование светскому.

Исламское религиозное возрождение в Пензенской области началось в конце 1980‑х — начале 1990‑х годов, когда прошел «всплеск» подачи заявлений по поводу открытия мечетей. Уже в 2000 году действовали 53 мечети и строилось 10 новых; было зарегистрировано 71 мусульманское объединение.

В области действует 14 исламских просветительских центров с библиотеками и книжными лавками. В 2003 году был зарегистрирован Пензенский исламский колледж ( медресе ). Особо актуальны в настоящее время в области мактабы, непрофессиональные учебные заведения, предлагающие мусульманам начальное религиозное образование по программе, разработанной и утвержденной ДУМЕР.

Определенным свидетельством укрепления позиций Ислама, в частности, стали торжества в 2000 году по поводу 1400‑летия начала распространения Ислама на территории РФ. В Пензе был создан оргкомитет по подготовке и проведению праздничных мероприятий во главе с заместителем председателя правительства области Ю. А. Лаптевым. 28 июля 2000 году в Пензу прибыла делегация СМР во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. В честь праздника в городе состоялись пятничные намазы, пресс-конференции, в центре Пензы был проведен торжественный молебен и церемония закладки камня в фундамент Мемориальной мечети, посвященной памяти мусульман, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Практически во всех крупных регионах компактного проживания мусульман области были созданы общества татарской культуры. В Пензе активно действует областное общество «Якташлар». В области созданы татарские народные ансамбли. Однако есть и проблемы с татарским национальным образованием для Пензенской области ( дефицит педагогических кадров, отсутствие учебно-методической литературы и т. д. ), разрешению которых могли бы содействовать единая позиция мусульманской общины Пензенской области, поддержанная в Совете муфтиев России, и откровенный диалог с региональными властями.

Использованы статьи Р. Г. Мухамедовой, Л. А. и А. А. Королевых из энциклопедического словаря «Ислам в центральноевропейской части России» ( М.—Н. Новгород: ИД «Медина», 2009 ).

Дамир Хайретдинов,
этнолог



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.