Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №187-188 — Жафар Файзрахманов: «Нынешняя молодежь не терпит фальши»
10.06.2011

Путь в Исламе большинства тех людей, которые посвятили свою профессиональную деятельность развитию уммы и сегодня составляют ее цвет, начался с того момента, когда они впервые перешли порог мечети и сели за парту в медресе — начальной религиозной школе при мечети. Именно исламское начальное образование, как ничто другое, укореняет человека в мусульманском образе жизни. Мне посчастливилось познакомиться с человеком, который, начиная с 1987 года, работает у самых истоков этого процесса. Это Жафар Яруллович Файзрахманов — один из основателей и ныне директор медресе Московской Соборной мечети.

— Жафар-хазрат, расскажите об истории медресе: с чего все начиналось?

— После смерти Ахметжана-хазрата Мустафина имамом Московской Соборной мечети был назначен Равиль Гайнутдин. В то время мы, группа единомышленников, в частном порядке изучали арабскую графику у востоковеда Урала Шарипова, стремились познать основы религии. В 1987 году мы обратились к Равилю-хазрату с предложением организовать в мечети курсы по основам Ислама, и он положительно воспринял это предложение. По тем временам это была большая смелость. Мы сообщили о своем намерении проводить занятия в подвале мечети прихожанам, среди которых было много ветеранов войны. Сначала мы не были поняты, старики опасались, что в мечети будут шуметь и шалить дети, будет беспорядок. Мы терпеливо объясняли и отстаивали свою позицию и в конце концов добились их расположения, а через некоторое время они сами стали предлагать нам свою помощь. Это была плеяда очень достойных людей, многие из которых окончили в свое время медресе и знали религию глубже, чем иные современные имамы. Они многому научили меня лично, и я до сих пор вспоминаю их с огромным уважением и благодарностью.

Итак, мы осуществили первый набор в медресе. Пришло учиться 25 человек, 90% из них были люди с высшим образованием, среди них — несколько кандидатов наук, два доктора наук. У элиты тогда чув­ствовалась тяга к духовным корням, была потребность и интерес к изучению основ Ислама. В 1988 году мы набрали вторую группу взрослых, а с 1989 года к нам стали приходить обучаться и дети. В первое время учебников не было, мы делали копии дореволюционных учебников, переплетали их за собственный счет. Поначалу не было ни парт, ни досок, но со временем все бытовые проблемы решились. Первыми преподавателями медресе были сам Равиль-хазрат, Марат Муртазин, Фарид Асадуллин, Талгат Хабибуллин, Халима Яналиева и другие.

Максимальный набор был в 1999 году — тогда у нас учились 800 человек. Они приезжали из Москвы и области, даже из соседних областей. У некоторых учеников поезд­ка только в одну сторону занимала три часа. С того момента, когда мечети стали открываться в Подмосковье, мы помогали открывать курсы по азам Ислама непосредственно на местах, и нагрузка на наше медресе снизилась. В течение многих лет наряду с религиозными дисциплинами мы преподаем желающим и татарский язык.

Сегодня в нашем медресе учатся около 230 человек. В группах по 15–20 человек: школьники, студенты, люди среднего возраста, пенсионеры. Наши преподаватели — Марат Аршабаев, Динара Файз­рахманова, Зифа Нуриева, Гузель Якубова, Али Даниялов, Зубайда Курамшина, Амир Неджметдинов.

— Путь любого современного имама начинается с медресе, где он получает мусульманское воспитание и врастает в исламскую духовность. Каких успехов вы добились в этом направлении за истекшие 24 года?

— Больше всего мы уделяем внимание правильному чтению Корана, совершению намаза и других обязательных поклонений и ахляку — воспитанию. Через наше медресе прошли многие видные имамы молодого поколения: Рушан Аббясов, Марат Алимов, Шамиль Аляутдинов, Руфат Ахметжанов, Рамиль Садеков, Марат Жалялетдинов и другие. С первых же лет мы стали проводить конкурсы по чтению Корана и знанию основ Ислама. Большинство выпускников, конечно, не становятся имамами, но остаются практикующими искренними мусульманами, мы не теряем с ними связь, и годы спустя они признаются: «Кем бы я сегодня был, если бы не учился в медресе?!» Среди них были и трудные подростки.

— Нередко медресе становится и своеобразным центром психологической помощи семьям?

— Зачастую так получается, что вслед за детьми, пришедшими к нам учиться, мы занимаемся и воспитанием их родителей. Дети нередко приводят за собой учиться в медресе и родителей. Сегодняшняя молодежь другая, нежели была 20 лет назад: более требовательная, сама ищет информацию, к занятиям с ней нужно очень хорошо готовиться, потому что неаргументированных доводов она не принимает и чутко реагирует на фальшь или непрофессионализм.

Пресс-служба ДУМЕР



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.