Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №186 — История мусульманской общины Московской области
11.05.2011

Первоначальный этап истории тюрко-мусульманской общины Московской области практически не изучен специалистами. Однако даже поверхностный взгляд на писцовые книги Московского уезда XVI в. говорит о существовании в Подмосковье целых гнезд татарских поселений, имевших наследственные владения. Так, в Книге Коломенского уезда 1578 г. содержатся десятки имен домовладельцев‑татар: К. Кильдешев, Г. Собаев, К. Монкиев, У. Енбулатов, К. Бугатеров и др. Там же указаны такие топонимы, как деревня Татарская в Коломенском уезде или Слободка Татарское — в Звенигородском.

В первой половине XVII в. подмосковные татары играли значительную роль в военных акциях Московском государства. В частности, в «Разрядных книгах» сохранились многочисленные упоминания об участии каширских, серпуховских, коломенских татар в гарнизонной службе по защите важнейших городов Московии. Судя по этим данным, самой большой локальной группой подмосковных татар были коломенские.

Не случайно тюркское происхождение имеют топонимы Булатниково, Ям, Татариново, Алеево, Зендиково, Узуново, расположенные вдоль Ордынской (Коломенской) дороги. Вокруг этой дороги находятся (по мере удаления от Москвы) села Татарское, Юсупово, Битягово, Далматово, Шебанцево, Бехтеево, Шахово, Мансурово, Шебочеево, Екиматово, Мурзино и др., наглядно сохраняющие тюркскую основу. На Ордынской же дороге расположена Кашира, которая вместе с близкими Хатунью и Серпуховом выступает в качестве удела татарских ханов и царевичей в XV–XVI вв.

Издревле активные контакты московских князей с татарскими ханами и мурзами приводили в том числе и к тому, что многие выходцы из татарских феодальных семей поселялись на Руси, получая себе в угодья земли в окрестностях Москвы. Множество татарских вельмож с их войсками привел с собой в 1446 г. великий князь Василий II Темный, выкупленный из плена хана Улуг-Мухаммеда, основателя Казанского ханства. Он наградил их землями и волостями вокруг Москвы, поставив в качестве служилых людей. М. Н. Худяков говорит о 500 «князьях татарских со многими людьми», приехавшими с Василием; как пишет Р. Г. Ланда, «в Москве тогда, по словам противников князя, всюду слышна была татарская речь».

Казанские и касимовские ханы не раз бывали и беженцами, и пленниками, и почетными гостями, получая «в кормление» от великих князей уделы вблизи Москвы. Так, сохранились сведения о том, что Хотунь (Хатунь к югу от Михнева) была отдана «в кормление» казанскому хану Мухаммед-Эмину в 1497–1502 гг. вместе с Серпуховом, от которого она отстоит на 30 км, как «довесок» к Каширскому уделу — в качестве компенсации за то, что новым ханом Казани был назначен не он, а его младший брат Абдул-Латиф. Вокруг Звенигорода до сих пор сохранился ряд топонимов, имеющих тюркско-мусульманское происхождение. Звенигород, Кашира и Серпухов являлись в то время крупными торговыми центрами, а Коломна — таможенным центром. В более поздний период к этому списку присоединяется Руза, которой на рубеже XVI–XVII вв. владел один из сыновей астраханского царевича Кайбулы Арслан-Али. Другой его сын, царевич Муртаза-Али, в это время владел Звенигородским уделом. При этом Арслан-Али в отличие от своих братьев не принял крещения; он прожил дольше всех из этого рода, до первого десятилетия XVII в. Где же он молился, как не в мечети!

Наиболее близкие к Москве мусульманские владения перечислены в ответе русского посла султану в Стамбуле в 1570 г.: «Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его Саин-Булат господствует в Касимове, царевич Кайбула — в Юрьеве, Ибак — в Сурожике, князья ногайские — в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях: ибо у нас всякий иноземец живет в своей вере…» Сурожик — населенный пункт XII–XVI вв., ныне городище недалеко от станции Истра к северу от Звенигорода. Судя по приведенной цитате, здесь также была мечеть.

Очевидно, что названия типа Сатино-Русское и Сатино-Татарское (села расположены в 2–3 км друг от друга в Подольском районе) свидетельствуют об одном: на подмосковной земле некогда чисто татарские поселения мирно соседствовали с русскими.

Мусульманская община Наро-Фоминского района

В XV–XVI вв. часть территории этого района входила в состав Звенигородского удела татарских царевичей; косвенным свидетельством этому может выступить ряд тюркских топонимов (Таширово, Юматово и др.). Современная община сложилась в 1930‑е гг., после получения Наро-Фоминском статуса райцентра. Ее основу составили татары — выходцы из Мордовии и Нижегородчины, приехавшие для работы на прядильно-ткацкой фабрике — градообразующем предприятии Наро-Фоминска.

До 1997 г. община действовала нелегально; в ее распоряжении были только частные дома для проведения молений и мусульманский участок на городском кладбище. С конца 1990‑х гг. происходит национально-религиозное возрождение: основано общество татарской культуры «Туган Тел», образовано новое отдельное мусульманское кладбище площадью 1 га. В 2001 г. в составе ДУМЕР зарегистрирована Религиозная организация мусульман (РОМ) Наро-Фоминска.

В настоящее время численность мусульман в районе составляет около 4 тысяч человек, из них татар — 1,5 тысячи. Заметны также азербайджанцы, узбеки, таджики, лезгины и другие дагестанские народы, вайнахи. Председатель РОМ — Мустакаев Мифтяхетдин Умярович, 1948 г. р. Имам — Бедердинов Ильдар Хасянович, 1973 г. р., в 2001 г. окончивший Московский высший духовный исламский колледж. В 2005 г. община приобрела землю для строительства молельного дома, который начал функционировать с 2007 г. Проводятся пятничные молитвы, вечерние коллективные намазы-таравихи в месяц Рамадан. С 2009 г. организована работа воскресной школы с преподаванием основ Ислама, арабского языка.

Кроме Наро-Фоминска, другие заметные общины мусульман района проживают в г. Апрелевка и пос. Селятино. В них действуют мусульманские участки при кладбищах.

9 апреля в Наро-Фоминске праздновалось 10‑летие общины. На торжественном собрании, посвященном десятилетию местной религиозной общины мусульман Наро-Фоминского района Московской области, имам-мухтасиб МО Рушан Аббясов вручил от имени председателя ДУМЕР муфтия шейха Равиля Гайнутдина благодарственные письма имаму-хатыбу Бедретдинову И. и председателю общины Мустакаеву М. У.

От имени мухтасибата Московской области благодарственные письма получили активисты общины Алланазаров Х. А., Бедердинова Г. Т., Валиуллин М. Я., Валиуллина А. Х., Гуров М. В., Джалирова Г. Н., Джумаев Ч. Д., Духанов Н. П., Ковраков К. Ш., Наширова Д. С., Нарбаев М. М., Мураталиев Д. Д., Мурсикаева С. К., Паскеева Р. Ш, Шарипов Р., Эфендин Д. К., Юсев Р. Н. «Эти люди вносят значительный вклад в развитие Ислама и способствуют распространению мира и согласия в Наро-Фоминском районе», — подчеркнул Рушан Аббясов.

На праздник приехали высокие гости из Москвы, Калуги и городов Подмосковья, присутствовали представители городской администрации, мухтасибата Московской области, имамы из других общин. Был показан видеофильм про работу общины. Имам-мухтасиб Московской области Рушан Аббясов рассказал о работе мухтасибата и ответил на вопросы слушателей.

Продолжение следует.

Лит-ра: Баутдинов Г. Ореховские татары // http://www.islam-ozuevo.ru/history/; Ислам в Москве. Энц. словарь. — Н. Новгород:«Медина», 2008.

Дамир Хайретдинов,
этнолог

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.