Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №112 — Молодежный экстремизм как результат провала в молодежной политике
13.01.2011

После событий на Манежной площади и ряде регионов России в декабре 2010 г. все чаще стали говорить о росте радикальных идей и экстремизма в молодежной среде. И это вполне логично, ведь выход на улицы молодежи, их «патриотический» настрой, направленный против мигрантов, может привести к колоссальным изменениям в политическом раскладе страны и в общественном сознании.

Когда речь заходит о причинах недовольства молодежи, все проблемы пытаются перекинуть на кавказцев, на мигрантов, да и вообще мусульман, которые «понаехали тут». К сожалению у нас вся информационная политика построена на том, что если экстремизм, то он обязательно исламский, а если непредвзято смотреть, экстремизм процветает в умах молодежи независимо от национальной и религиозной принадлежности.

Перед тем, как продолжить наши рассуждения, нужно определиться с терминологией и понять что есть радикализм и экстремизм. Под радикализмом понимается приверженность к крайним взглядам, религиозную и национальную нетерпимость. Экстремизм – это уже готовность к решительным действиям, практическая реализация радикальных идей.

Молодежные волнения, национальные чистки фашиствующих и им сочувствующих братков от «черных», которые становятся частым явлением в нашей стране, является показательным примером как обсуждение на форумах переходит в решительные действия. А если проанализировать форумы «русских патриотов», то там сплошь и рядом можно встретить фразы, призывающие к насилию и войне против кавказцев, да и вообще против всех нерусских. Что самое интересное подобные заявления нередко встречаются и на православных форумах. Взять к примеру миссионерский Интернет портал диакона Андрея Кураева или же его страничку в livejournal. Приведем некоторую подборку. Как избавится от приезжих? Рецепт от блогера под ником oleg_nikitin_sp: «если приезжие провоцируют наших на агрессию и склонность к фашизму, то может нужно убрать источник раздражения? 1) Закрыть границу для ввоза легальных и нелегальных гастарбайтеров. Имеющихся постепенно вывезти домой. На вопрос: а кто же работать будет? Ответ простой: в России безработица. 2) Ужесточить режим въезда». Другой блогер world_japan призывает молодежь к расправе с дагестанцами: «А кто мешает в конце концов нашим ребятам разобраться с дагестанцами, которых вообще-то меньше? Драться что ли совсем уже разучились, толерантные вы наши?». А лозунги «пора возвращать Россию русским», «мочить нерусских» и т.д. – разве это не проявление экстремизма? Почему об этом замалчивают СМИ и политики?

Экстремизм в виде фашизма сложился даже в самом сытом и благополучной регионе России – столице и столичные и федеральные власти точно также не знают что с ним делать – идти на компромиссы было бы политическим провалом, а брать все в ежовые рукавицы чревато серьезным обострением межнациональных отношений, гражданским противостоянием.

А представьте себе, что сегодняшняя радикальная молодежь будет организована в преступные группировки. Очевидно, что в каждом регионе, городе России будет своя манежка. Кстати по такому же сценарию двигались и неформалы конца 80-х гг. прошлого столетия. Еще в середине 80-х гг. в Москве были зарегистрированы первые массовые драки между люберами, металлистами, хиппи и другими молодежными сообществами –одним словом, неформалами. Как потом выяснилось, на материалах исследований, проведенных генерал-майором милиции Владимиром Овчинским: то, что начиналось, как молодежные неформальные группировки, превратилось в организованную преступность – прежде всего, это относилось к люберам и казанским группировкам. То есть костяк всех нынешних организованных преступных группировок, факт существования которых государство не желает признавать, формировался тогда, в середине 80-х именно в среде молодежных объединений.

Нынешние конфликты куда страшнее, потому что тогда не было такого социального разрыва, не было четко очерченных групп, против которых можно обратить свою ненависть и насилие. Теперь все это есть. И прежде всего – в этническом плане. Если и были какие-то попытки поднять молодежь на волне русского национализма, то все они не находили развития в молодежной среде. Не было почвы для массового русского национализма. А теперь она есть, потому что начался реальный конфликт за территорию, за справедливость. Москва в этом смысле самый наглядный пример.

Вместе с тем подобный дискурс ни в коем случае не оправдывает действия так называемых «ваххабитов», которые готовы взрывать и уничтожать все ради непонятной идеологии, навязанной им в силу их невежества и религиозной необразованности. В определенном смысле «ваххабиты» ничем не отличаются от разжигающих межнациональную ненависть неофашистов и националистов. Они, находясь по разные стороны баррикад, заняты одним делом: внося раскол в обществе и смуту в умах россиян, пытаются развалить целостность российского государства.

Следует констатировать, что проблема молодежного экстремизма присуща не только кавказскому региону и не только исламской молодежи, это проблема провала в молодежной политике, о последствиях которой страшно предположить.

Разбирая в причинах радикализации молодежи, нужно отметить, что на долю нынешнего поколения радикально настроенной молодежи, родившихся в 90-е гг., пришлось нелегкое время. Их детство проходило в пору политической и экономической чехарды в стране: распад СССР, парад суверенитетов, неудачные реформы, бандитизм, экономические кризисы и кризис в общественном сознании и т.д. и т.п. Родителям нынешнего поколения было не до детей: им приходилось не то, что трудится в этих условиях, а выживать. Именно на это период приходится и рост преступности среди молодежи. По некоторым подсчетам численность людей возрастом от 15 до 34 лет в РФ 2017 г. составит максимум 17 млн. душ (люди 1983–2002 гг. рождения). В 2030-е молодежи станет еще как минимум в полтора раза меньше, чем в 2017-м, так как нынешние молодые, создавая семьи, родят в большинстве своем по одному ребенку на одну супружескую чету. Больше просто нищета не позволит, да и как минимум 60% семей нынешней молодежи затем распадется. Люди еще и одичали, да и сами-то росли, как правило, в неполных семьях. Как известно, формирование в неполной семье уже морально уродует человека. Только 32% детей сегодня воспитываются в полных семьях. Остальные формируются как личности либо в неполных семьях, либо в детдомах. И это уже – ущербные личности. Справедливо утверждение, что нынешнюю молодежь формирует не семья, а информационные технологии. С 90-х годов семью и школу в формировании личности детей вытеснили СМИ и социальная среда. Как следствие всего этого – необразованность, узкий кругозор, профнепригодность. При этом такая молодежь объективно не имеет жизненных перспектив. И такой массой легче всего манипулировать. Это одинаково относится как неофашистам, так и «ваххабитам».

Самый поверхностный анализ положения дел в молодежной среде говорит о том, что молодежный экстремизм не имеет национальной или конфессиональной окраски. И что без грамотной молодежной политики вряд ли можно рассчитывать на светлое будущее.

Ренат ИСЛЯМОВ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.