Недавно было подписано соглашение об открытии в России отделения Международного центра «альвасатыйя». Концепция «альвасатыйи» (умеренности, срединности) была разработана ведущими учеными исламского мира под патронажем государства Кувейт. Авторы проекта подчеркивают, что «альвасатыйя» берет свое начало в Священном Коране («И также создали Мы вас общиной середины»), жизни Пророка Мухаммада и традиции первых (праведных) поколений мусульман, а посему по определению неотделима от Ислама. Необходимость же в обобщении и систематизации заложенных в священных текстах идей «срединности» была продиктована трагическими событиями 11 сентября 2001 года, которые стали причиной обострения отношений между Западом и Исламом.
Чего ждут разработчики от появления в России центра «аль-васатыйи», в интервью IslamNews рассказал один из главных идеологов и вдохновителей «центристского Ислама», заместитель министра вакфов Кувейта Адель аль-Фалях.
– Д-р Адель, какие ожидания вы связывайте с открытием в России отделения Международного центра «аль-васатыйя»?
– Мы считаем открытие этого центра прогрессивным шагом и надеемся, что он поможет утвердить среди российских мусульман понимание умеренного, срединного Ислама. Основная цель распространения идей «аль-васатыйи» – укрепление национального единства России, достижение мирного сосуществования между мусульманами и представителями других конфессий в самом широком смысле этого слова.
«Аль-васатыйя» – это основа нашей религии, ее сущность и главная особенность, которая целиком и полностью соответствует природе человека. Она побуждает верующих к добру, запрещает причинение вреда, занимает активную, непримиримую позицию по отношению к экстремизму и террору, чему существуют многочисленные доказательства в Коране и жизни Пророка.
Пропагандируя идеи «аль-васатыйи» по всему миру, мы настаиваем на диалоге, на уважении чужого мнения и добрососедстве. Эти понятия должны присутствовать в любом обществе, независимо от его национального и конфессионального состава.
Главной причиной экстремизма и терроризма в современном обществе является фанатизм и неприятие чужого мнения. «Аль-васатыйя» борется с «единственно правильным» мнением, открывает умы и сердца для диалога и уважения других. К этому нас призывает Коран и Сунна. Известно, что мединская конституция, принятая после хиджры (вынужденного переселения) Пророка Мухаммада из Мекки в Медину, гарантировала всем жителями города, независимо от религиозной принадлежности, гражданские права, обеспечила мирное сосуществование различных племен и религий, чем упрочила государственное единство перед лицом внешних угроз. В этом нуждается любое, и особенно поликонфессиональное, общество.
– Сегодня активно развиваются отношения между Россией и исламским миром. Можно ли надеяться на то, что идеи «аль-васатыйи» будут способствовать этому процессу?
– Безусловно. В сегодняшних политических условиях проблема развития российско-исламского диалога имеет исключительно важное значение. В этом направлении были сделаны важные шаги, в частности, получение Россией статуса наблюдателя в ОИК и создание Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» под руководством Евгения Примакова, а теперь и открытие отделения Международного центра «аль-васатыйя».
Мы исходим из того, что концепция «срединности» будет играть ключевую роль в развитии этих отношений. Овладев умами российских мусульман, идеи «аль-васатыйи» сделают последователей Ислама в России главным проводником развития отношений с исламским миром. В исламском же мире широкое распространения концепции «умеренности» позволит ему быстрее и плодотворнее развивать сотрудничество с представителями других конфессий. Таким образом, распространение «аль-васатыйи» является насущной необходимостью как для России, так и для исламского мира.
– Вы не без удовлетворения упомянули о создании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Можете ли Вы дать оценку ее деятельности?
– К сожалению, группа не превратилась в организацию, деятельность которой носит институциональный, организованный характер. У нее нет генерального секретариата, который бы следил за исполнением рекомендаций, предложенных в ходе 5 прошедших заседаний, отслеживал реальные шаги по претворению в жизнь реальной эффективной программы развития сотрудничества. Нам представляется, что Россия нуждается в информационно-аналитических структурах, которые бы разрабатывали программу развития российско-исламских отношений, занимались стратегическим планированием, имели бы инструменты и связи для продвижения идей, которые предлагает группа. Это позволит сэкономить время, сделает работу более эффективной.
– Возвращаясь к основной теме нашей беседы, позвольте спросить Вас, какие факторы представляются вам необходимыми для успешной реализации проекта «аль-васатыйи» в России?
– Прежде всего, нужен соответствующий климат, понимание и поддержка со стороны высшей политической власти. Также необходимо проводить полевые исследования ситуации с использованием современных научных методов, выявлять причины и формы такого явления как экстремизм, распространение извращенных идей. Должен быть начат всеобъемлющий поиск полноценной стратегии распространения идей «аль-васатыйи». Только при этих основных условиях принцип умеренности сможет укорениться в обществе, стать неотъемлемой частью его культуры и традиции.
– Последние кровавые теракты в России в очередной раз продемонстрировали актуальность обсуждаемой нами темы. Каковы ваши ощущения по поводу произошедшего?
– Первое, что я почувствовал, это внутренний протест и осуждение этих терактов и тех, кто стоит за ними. Подобные чудовищные преступления нельзя понять ни умом, ни с позиции религиозного мировоззрения.
Я уверен, что эти взрывы были направлены на то, чтобы представить подобные акции как соответствующие Исламу, нанести удар по отношениям между российскими мусульманами и их соотечественниками, между Россией и миром Ислама.
Меня не покидает ощущение, что за этими терактами стоят третьи силы, которые давно стремятся к расчленению России любыми способами. Они стремятся подорвать национальное единство страны, предоставить шанс заблудшим для разжигания гражданских конфликтов.
Беседовал Анвар Шарипов