Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №103 — Мухаммед Тантави, величайший ученый и муфтий современности
09.04.2010

«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий». (1,2:67; перевод Э. Кулиева).

10 марта не стало одного из прогрессивных ученых современности, главы влиятельнейшего мусульманского духовного высшего учебного заведения – университета Аль-Азхар шейха Мухаммеда Сайида Тантави. Ему был 81 год.

Мухаммед Тантави родился 28 октября 1928 г. в деревне Сулейм Аль-Шаркия провинции Сохаг в Египте. Выучив наизусть Коран, он в 1944 г. поступил в Александрийский религиозный институт. После получения в 1958 г. диплома о среднем образовании М. Тантави продолжил свое обучение на факультете «Основы религии» («Усуль ад-Дин») университета Аль-Азхар. В 1966 г. он защитил докторскую диссертацию по теме «Толкование Священного Корана и хадисов Пророка Мухаммада (мир ему!)».

В 1968 г. Мухаммед Тантави начал работать преподавателем на факультете «Основы религии» университета Аль-Азхар. В период с 1972 г. по 1976 г. он работал преподавателем в Исламском университете в Ливии. В 1976 г. М. Тантави занял пост декана факультета «Основы религии» в филиале университета Аль-Азхар в городе Асьют.

В 1980–1984 гг. Мухаммед Сайид Тантави работал заведующим кафедрой толкования Корана аспирантуры Исламского университета в Медине (Саудовская Аравия). В 1985 г. он возглавил факультет исламских и арабских наук университета Аль-Азхар.

28 октября 1986 г. М. С. Тантави был назначен на пост муфтия Арабской Республики Египет и проработал в этой должности 10 лет.

27 марта 1996 г. он стал верховным имамом и шейхом Аль-Азхара (по протокольному статусу шейх Аль-Азхара приравнивается к премьер-министру Египта). М. С. Тантави возглавлял Высший совет Аль-Азхара, определяющий общее направление деятельности организации.

Одним из главных трудов шейха Мухаммеда Тантави считается работа «Комментарии Аль-Васит к Благословенному Корану» в 15 томах, который в последний раз был издан в 1993 г. На написание этой книги у М. С. Тантави ушло несколько десятков лет. В своем толковании Тантави опирался только на достоверные источники, обращал большое внимание на языковые значения слова, объяснял причины ниспослания того или иного аята или суры в целом, старался не отягощать текст избыточным количеством научных и устаревших религиозных терминов.

Другая его работа – «Дети Израилевы в Коране и Сунне» тоже заслуживает нашего внимания. В ходе выполнения этой работы у него нередко возникали разногласия с ученым Юсуфом Аль-Карадави, к которому он постоянно обращался и интересовался его мнением в отношении тем, затрагиваемой в книге.

«…был необычайно эрудированным ученым в области толкования Корана. Всю свою жизнь он посвятил обучению тафсиру. Написал свой знаменитый «Аль-Васит», – вспоминает в своем блоге Аль-Карадави.

Когда Мухаммед Тантави по просьбе Юсуфа Аль-Карадави согласился подать заявление на членство в Академию исламских исследований, он был единогласно принят всеми ее членами.

В декабре 2002 г. Академией исламских исследований под председательством Мухаммеда Тантави была издана фетва, в которой вложение средств и получение по ним процентов объявлялись дозволенными с точки зрения шариата (20 голосов – за , 1 – против), наделала много шума.

Как пишет в статье «Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности» (www.institutiones.com) Ренат Беккин, по мнению Тантави, организация, аккумулируя средства клиентов и затем инвестируя их, выполняет агентские функции. Таким образом, он признал возникающие между корпорацией и клиентами отношения разновидностью договора Мудараба. Тантави был не первым, кто фактически ставил знак равенства между договором Мудараба и договорами, содержащими элемент ростовщичества. По мнению шейха, заключает Беккин, в договоре страхования, как и в договоре Мудараба, страхователь вносит свой капитал, а страховая компания – свой труд.

Фетва был подвержена резкой критике со стороны богословов и правоведов в разных частях мусульманского мира как по формальным признакам, так и по существу. С формальной точки зрения такие важные решения должны приниматься посредством иджма (консенсуса) авторитетных мусульманских ученых, причем не только египетских. Что касается содержательной части, то критике подверглось фактическое уподобление договора банковского вклада договору Мудараба. Главное отличие между ними состоит в разделении риска между инвестором и управляющим капиталом в случае заключения договора Мудараба, в то время как в договоре банковского вклада вкладчик не рискует капиталом, ожидая заранее оговоренной прибыли.

Другая известная фетва Тантави – отмена сезона хаджа и умры из-за опасности распространения «свиного гриппа». Когда участники каирского совещания министров здравоохранения пяти арабских стран выработали несколько рекомендаций, призванных в определенной мере сократить число будущих участников хаджа, исключив из него те категории паломников (своеобразные «группы риска»), которые могут быть в большей мере подвержены опасности заражения «свиным гриппом» – это люди старше 65 лет, дети до 12 лет и беременные женщины, Тантави заявил: «Я поддерживаю министров здравоохранения арабских стран во всем, что было ими сказано. Они – специалисты и в силу этого обстоятельства могут высказать решающее мнение в том, что касается их специальности».

Несмотря на серьезные разногласия среди исламских авторитетов по вопросу о допустимости пересадки органов, в 1997 г. Мухаммед Тантави издал фетву, разрешающую трансплантацию, и завещал собственные органы для пересадки после своей смерти. «Тело человека – не товар, который продается или покупается. В связи с этим большинство ученых при условии, что трансплантация не нанесет вреда человеку, жертвующему своим органом, разрешили трансплантацию», – подчеркнул шейх.

По мнению ученого, женщине, забеременевшей в результате сексуального насилия, разрешено сделать аборт. Однако «…она (женщина. – Прим. авт.) должна быть с хорошей репутацией и выражать свое полное негодование и несогласие в отношении совершенного над ней насилия».

Мухаммед Сайид Тантави разрешил девушкам поступать в военные училища и служить в армии: «Женщина может занимать пост президента республики и пользоваться всеми возложенными на нее полномочиями».

Шейх не допускал ругательства и критические замечания в адрес сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему!): «Каждый, кто намеревается или высказывает недобрые слова в отношении одного из сподвижников Посланника Аллаха, выходит из лона Ислама». Отвечая на вопрос о публикации карикатур на Пророка Мухаммада (мир ему!), Мухаммед Тантави заявил следующее: «Я выступаю против надругательства над умершими вообще, невзирая на то, кем они были при жизни – пророками, благочестивыми людьми и прочее. Они все покинули наш бренный мир».

Не ускользнули от внимания ученого вопросы хиджаба в современном французском обществе, – в частности закон, запрещающий ношение платка в общеобразовательных учебных заведениях. «Это их внутреннее дело. Их право», – заключил Тантави во время визита в Египет 30 декабря 2003 г. в ту пору еще министра внутренних дел Франции Николя Саркози.

5 октября прошлого года Мухаммед Сайид Тантави в ходе посещения одной из подготовительных школ Аль-Азхара заставил ученицу снять с себя хиджаб. Дело дошло до того, что шейха стали обвинять в надругательстве над ученицей, что он, разумеется, отрицал. В следующих своих заявлениях он подчеркивал, что «носить хиджаб – личное дело каждого», однако «…это не более чем традиция, которая непозволительна на факультетах и институтах при Аль-Азхаре».

В своей последней фетве ученый выступил против предложения заменить азан во Франции световыми вспышками.

Муфтий Египта Али Джумаа так прокомментировал газете «Аль-Иттихад» смерть главы Аль-Азхара: «В лице Мухаммеда Сайида Тантави, комментатора Корана, крупного законоведа, исламская умма потеряла один из своих значимых символов. Тантави прожил жизнь, служа науке, Корану, Исламу и университету Аль-Азхар».

По словам Джумаа, смерть таких людей, как Тантави, – великая потеря для уммы. «Он оставил после себя огромное количество научных трудов и блистательно выполненное толкование Корана. Поистине, Мухаммед Тантави – один выдающихся проповедников современности, который всю свою жизнь призывал к вере в Аллаха и нес ценности Ислама всем людям на земле. По воле Аллаха получилось так, что даже в последние минуты своей жизни он на земле двух Запретных мечетей продолжал служить Исламу и мусульманам», – заключил муфтий.

«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (10:59; перевод Э. Кулиева).

Подготовил
Марат АХМЕТЖАНОВ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.