Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №91 — Имам-хатыб, хаджи, любимый дед
05.03.2009

В Издательском доме «Медина» идет подготовка к изданию четвертого тома энциклопедического словаря «Ислам в РФ», посвященного на этот раз истории и современности мусульманских общин центральноевропейской части России, Мордовии и Пензенской области. Не все общины выказывают желание активно сотрудничать с авторами статей и редакторами издания — очевидно, сказывается многовековая изоляция мусульман от российского социального пространства. Но там, где налажено соработничество, открываются удивительные страницы нашей, почти неизученной, истории.
Предлагаем читателям автобиографические записки, сделанные одним из лидеров мусульманской общины Пензенской области А. Забировым на основе воспоминаний Аббаса Анвяровича Юсупова, который является внуком имама-мухтасиба ДУМЕС по Пензенской, Куйбышевской, Ульяновской и Тамбовской областям Яруллы Юсупова.

Юсупов Ярулла СулеймановичВо имя Аллаха, Милости-вого, Милосердного!

Эти записи сделаны по просьбе Абдуррауфа-хазрата Забирова и посвящены памяти моего любимого деда — хаджи, имам-хатыба, мударриса Юсупова Яруллы Сулеймановича.

Он родился в с. Ялгаш (с. Б. Труев) Кузнецкого уезда Пензенской губернии в 1880 году в семье священнослужителя.

Мой прадед Мустафин Сулейман Юсупович наряду со службой занимался земледелием. Мой дед Ярулла Сулейманович с 10–13 лет был направлен на обучение в медресе, сначала в Симбирскую, а потом — в Рязанскую губернию. После многолетней учебы в двух духовных семинариях в начале ХХ века он направляется в высшую духовную академиюСтамбула (Турция) для получения высшего духовного образования. В то же время он заключает брак с приемной дочерью управляющего делами Сурской суконной фабрики (хозяин — Асеев) Фаридой Мухуддиновой.

От совместного брака у них рождаются 12 детей: 2 дочери и 10 сыновей. К великому сожалению, 9 их детей умирают в младенчестве от болезней и несчастных случаев.

К началу Великой Отечественной войны в живых осталось трое детей: Аббас, Анвяр (мой отец) и Марфуга. В 1944 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками от осколочного ранения в сердце погиб его старший сын Аббас, который был похоронен на военном кладбище в центре г. Кингисепп (Ленинградская область). Чтобы его имя не было забыто, после моего рождения мне дали его имя — Аббас.

С тех пор как я стал осознавать окружающий мир, дед мне запомнился как истинный мусульманин, несущий мир и добро, благоразумие и честность, опрятность, чистоту души и тела, несущий своим прихожанам слова и заветы нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!).

После утреннего чаепития он обычно уходил к себе в кабинет, где у него было очень много книг на арабском языке, которые он постоянно читал. Он нес своим прихожанам не только Божье слово, но еще просвещал их в вопросах международной и внутренней политики. В его кабинете, кроме книг, еще стоял современный по тем временам ламповый радиоприемник «Восток-57», который работал от аккумулятора, поскольку в то время электричества у нас не было. Каждую ночь он слушал по этому приемнику не только новости, но и радиостанции «Голос Америки» и Би-Би-Си, которые вещали на русском языке, поэтому он был в курсе всех международных событий. И перед утренней молитвой, перед прочтением намаза, он всегда сообщал своим прихожанам о том, что происходит в мире на текущий момент. И многие, особенно молодые, приходили в мечеть, чтобы услышать последние новости, после чего оставались на молитву. Впоследствии они становились постоянными прихожанами мечети.

С большим удовольствием я слушал, как он читает никях новобрачным. Он никогда не читал никях тем, у кого не было официальной регистрации брака. Прежде чем прочитать никях, он разъяснял молодым суть супружеской жизни, их права и обязанности, что запрещено Кораном, а что разрешено, как они должны строить свои семейные отношения. Только после их согласия на то, что их союз является добровольным, заключается без принуждения, по согласованию сторон и они не имеют злых, корыстных умыслов, он читал им никях. Почти все пожертвования от этого обряда шли в казну мечети.

Немного вернемся назад, к началу ХХ века. После возвращения из Стамбула он на своем подворье, на свои средства строит и открывает медресе, где обучаются грамоте и слову Божьему дети из бедных семей. В мужских классах все занятия ведет он сам, а в женских классах — его родная сестра Сабиря.

В 1957 году я пошел в первый класс. Со стороны некоторых учителей нашей школы по отношению ко мне были гонения, говорились нелестные слова. А я был виноват только в том, что был внуком ахунда. Когда я в слезах приходил домой и говорил деду: «Я не буду учиться в этой школе, направь меня в медресе», он отвечал: «Сейчас такое время, я не могу этого сделать... Придет время, и Аллах все расставит на свои места».

Его очень большая заслуга состоит в том, что он добивался у советских властей, чтобы открывались мечети, официально зарегистрированные. Благодаря его усилиям в тех регионах, где он был ахундом и мухтасибом, официально действующих мечетей было больше, чем в Татарстане и Башкортостане.

В начале 60-х годов по его ходатайству заместителю Пензенского облисполкома по делам религии г-ну Попову из деревни С. Елюзань 4 человека были направлены в Бухару для прохождения учебы в медресе. Это были Бибарсов Аббас (в настоящее время муфтий Пензенской области), Пончаев Жафяр (в настоящее время имам Санкт-Петербургской Соборной мечети), Бикмаев Абубакар (бывший имам Пензенской Соборной мечети), Дебердеев Аюп (бывшей имам Ульяновской Соборной мечети).

Самым любимым из всех учеников был Аббас Бибарсов. Дед всегда говорил про него так: «Этот елюзанский ученик Коран читает даже чище, чем я сам». Аббас-хазрат в дальнейшем был направлен в Дамаск, в высшую духовную академию, которую с успехом окончил. Его сыновья последовали его примеру и выбрали для себя аналогичные пути. Старший сын, Мукаддас-хазрат, сейчас является муфтием Поволжья и в настоящее время живет в Саратове. Младший сын, Бибарсов Аюп-хазрат, в настоящее время является первым заместителем муфтия Республики Башкортостан и живет в Уфе. Дай Бог здоровья и благополучия этому роду и чтобы все его ученики помнили своего устаза Яруллу-хазрата.

В 1947 году моего деда назначили руководителем делегации мусульман СССР для совершения паломничества в Мекку. Но из-за вспышки холеры в Саудовской Аравии в совершении хаджа им было отказано. Только спустя шесть лет, в 1953 году, он совершил хадж, где делегация из СССР была на приеме у одного из муфтиев мусульман Ближнего Востока.

В 50–60-х годах он являлся делегатом очень многих конференций по религиозным делам, которые посвящались совместному сотрудничеству различных конфессий в деле укрепления мира во всем мире. В те же годы он встречал многочисленные делегации из мусульманских стран — например, из Каира во главе с президентом Египта Гамаль Абдель Насером. Они вместе с ним совершали намаз в Соборной мечети Ленинграда (к сожалению, фотографии не сохранились). Также он встречал делегацию мусульман из Индонезии во главе с ее президентом господином Сукарно.

Дед да бабкаВ 1967 году после окончания средней школы я поехал поступать на учебу в Казанское высшее командное танковое училище. Перед отъездом для сдачи экзаменов дед открыл Коран и прочитал суру. После чего он произнес: «Эта дорога не для тебя». Я поступил в это училище, но через два месяца вернулся домой. Его предсказание сбылось! Это не единственный случай его дара предвидеть судьбы людей. К нему обращались многие люди, чтобы он помог им встать на путь праведный. Блудные мужья возвращались в свои семьи и начинали жить другой жизнью, любители часто заглядывать в граненый стакан после его молитвы навсегда забывали вкус и запах спиртного. Как это ему удавалось? Тайна и загадка для нас!

В конце 50-х годов к деду в гости в деревню Ялгаш приезжали очень известные в религиозном мире люди. Приезжал Габдурахман-хазрат Расули — муфтий ДУМЕС вместе со своей женой Раузой-ханум. Примерно в это же время у нас гостил имам Соборной мечети Москвы Халил-хазрат Насретдинов. В начале 60-х годов к нам в гости приезжали муфтий всех мусульман России и Сибири Шакир-хазрат Хиалетдинов и его секретарь.

В 1968 году я поступил учиться в институт и своего деда видел только во время каникул. Он очень гордился тем, что все его внуки получили высшее образование.

В 1973 году я был призван в ряды Советской армии. После моего увольнения в запас дед прожил два месяца и покинул нас навсегда. Он скончался 3 февраля 1975 года. На его могиле установлен скромный памятник из черного мрамора. Перед кончиной он говорил: «Не ставьте мне памятник, а положите обычный камень без надписи». Но этот памятник привез из Пензы очень уважаемый человек нашего города Алексей Андреевич Дикарев (его уже нет среди нас). При жизни они очень уважали друг друга, поэтому вопреки завещанию деда нам пришлось установить этот памятник на его могиле.

Фото из семейного архива



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.