Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №91 — Образ Пророка Мухаммада (мир Ему) в эпоху постмодерна
05.03.2009

Культивирование образа святого Пророка Ислама — Мухаммада, мир ему, — одна из самых сложных тем не только в современной жизни российских мусульман, но и в мировой культуре вообще. Требование на запрет изображения лика Пророка и самых видных сподвижников, легко объяснимый с позиции сохранения строгой монотеистической традиции, становится настоящим препятствием для популяризации образа Пророка в наш век видео-телекартинки. Как совместить эти две, казалось бы, противоречащие друг другу тенденции?

Шамаиль работы Владимира ПоповаНам представляется, что, помимо непродуктивного по своей сути запретительного подхода, вероятно, в мусульманской истории и традиции можно поискать такие механизмы, которые позволят адаптировать современную культуру к строгим правилам исламского монотеизма для получения необходимого результата: сделать так, чтобы все желающие могли понять и почувствовать образ Пророка, даже не видя его лица.

В младших и средних классах школы довольно популярны закладки для книг, которые еще с советских времен украшены изречениями русских литературных классиков, таких, например, как А. С. Пушкин или Л. Н. Толстой. Нет ничего проще, чем создать такие же закладки, на которых будут прописаны самые важные и актуальные хадисы Пророка, посвященные семейным ценностям, общественной морали или важности получения образования. Несколько лет назад некий московский предприниматель мусульманского происхождения, бизнес которого лежал в области фотопечати, примерно так и поступил: в данном случае слова Пророка были помещены на конвертах, которые всегда предлагают клиентам киоски фотопечати для временного хранения фотографий. Разумеется, их текст лишь предлагал покупателям задуматься о некоторых нравственных сторонах жизни, а вовсе не призывал к принятию другой религии, как этого могут потребовать наши «настоящие исламские деятели», но именно такой подход и является наиболее продуктивным в современном обществе.

Такого рода акции в потребительском обществе полностью заполняют нашу жизнь, и мы далеко не всегда отдаем себе отчет, насколько зависим от постоянных рекламно-имиджевых призывов, брендов, логотипов. Западная антикультура вкладывает миллионы в продвижение в разные страны мира своих символов — например, пресловутого «дня святого Валентина», который в действительности давно превратился в некое подобие сатанинского культа сексуальной вседозволенности. Но и советская атеистическая культура не сдает своих позиций: сотни тысяч москвичей осаждают прилавки магазинов накануне Нового года в поисках оригинальных подарков, последним штрихом к которым становятся новогодние открытки. С конца 1990-х годов возродилась прервавшаяся было традиция дарения открыток по случаю дня рождения, свадьбы, женского дня и т. д. Появились и красивые православные открытки... Но мусульманских и днем с огнем не сыщешь!

А ведь традиция дарения красивых почтовых открыток в среде российских мусульман существовала: накануне октябрьского переворота 1917 года в ходу были сотни видов открыток на мусульманскую тематику, где доминировали фотографии мечетей. Эти открытки, сохранившиеся в немногочисленных коллекциях, и сегодня представляют собой пример высокого искусства и удачного сочетания исламской культуры с актуальной средой. В наши дни исламские открытки крайне популярны среди мусульман стран Запада.

Другая идея также лежит на поверхности, а точнее, висит. В школах, прочих учебных заведениях принято вывешивать портреты классиков — того же Пушкина или Лермонтова. Это приводит как минимум к запоминанию этих образов, а далее — к признанию их авторитета, к безусловному уважению и пиетету перед этими достойными людьми. Не только в медресе и воскресных исламских школах, но и в национально ориентированных светских школах, на наш взгляд, также должно найтись место для достойных людей — теперь уже из числа религиозных или культурных авторитетов, а так как ранняя средневековая традиция запрещала их изображение (чтобы не было обожествления — вот чего боялись на том этапе развития человечества), то в данном случае речь идет об авторитетах из числа деятелей более позднего периода, когда этот запрет по умолчанию был снят. Ш. Марджани и Х. Фаизханов, Р. Фахретдин и Г. Баруди вполне достойны такого уважения. Кроме того, иллюстративный ряд должен наполниться такими сакральными образами, которые денно и нощно напоминали бы о святынях Ислама: изображениями мечетей Мекки, Медины, Иерусалима, особенных для истории Ислама мест типа горы ас-Саур в Мекке или горы Ухуд в Медине. Конечно, во всех этих случаях образ Пророка пропагандируется лишь косвенно, но это лучше, чем духовный вакуум, заполняемый в татарских сельских школах внешне яркими «валентинками».

В том же ряду — популяризация исламской культуры и образа Пророка через традиционные шамаили и тугры. Искусство художественного письма всегда высоко ценилось в Исламе по двум причинам: оно было для мусульманина средством увековечения Слова Бога, с одной стороны, и выражения его эстетических чувств — с другой. Каллиграфия в целом всегда являлась высшим звеном мусульманского — арабского, персидского, турецкого и пр. — изобразительного искусства, одновременно дающим радость эстетического переживания и информацию о ценностях веры. Со временем рукописный стиль арабского письма, предназначенный для переписывания Корана, стал широко использоваться в прикладном искусстве и архитектуре, он вышел за пределы книги. Со временем появились специализированные формы исламского изоискусства, к примеру, особо популярные в Поволжье шамаили и тугры.

Шамаиль — это изображение мечети, или города с мечетями, или корабля — символа спасения, или же отдельной строки из Корана, обрамленное геометрическими орнаментами и кораническими стихами, благопожеланиями в соответствии с Сунной.

Тугра — особый знак — являлась высшим геральдическим знаком (аналогом герба) турецких падишахов, египетских султанов-мамлюков, крымских ханов и... российских царей в XVII — начале XVIII вв. Она символизировала власть и суверенную исключительность восточных владык и размещалась над первой строкой текста послания или грамоты, в середине листа. Крупное, сияющее золотом изящное изображение тугры впечатляюще доминировало над всем художественным пространством ханских и царских грамот.

Позднее тугры стали делать не только для высших правителей, но для всех мусульман, желающих украсить свой дом тугрой с аятами Корана, сделать подарок, обозначить родовой памятник на кладбище. Тугра стала своеобразным аналогом европейского книжного знака — экслибриса, а также фирменного знака в дизайне и бизнесе.

В настоящее время искусство шамаиля и тугры в нашей стране возрождено такими энтузиастами, как казанские художники Наджип Наккаш и Владимир Попов. Кстати, именно Попову директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский заметил: «Вы удивительно красиво делаете очень важное дело — придаете новый межцивилизационный аспект традициям мусульманской каллиграфии. Да поможет вам Бог!».

Особое внимание следует уделить изучению и продолжению опыта Наили Фатеховой — нашей яркой соотечественницы, заслуженной артистки России и Татарстана, которая прошла путь от эстрады и народного пения до исполнения высоконравственных духовных песнопений. Ее ансамбль «Медина» и продюсерский центр «Рух» уже получили высокую оценку представителей различных мусульманских кругов. Последним достижением коллектива стало исполнение мунаджатов на русском языке — крайне непривычного татарскому уху, но в силу оторванности городских татар и других мусульман от собственной культуры единственно возможного в наши дни способа популяризовать традиции духовного песнопения.

Переходя к самому эффективному, самому важному и дорогому пути популяризации образа Пророка — кинематографу, отметим следующее. В свое время фильм «Рисаля» («Послание») произвел очень сильное впечатление на всех, кто интересуется исламской тематикой, даже несмотря на ужасного качества гнусаво-шепелявое русское озвучивание. Этот первый фильм на исламскую тематику на русском языке совместного американско-ливийского производства был снят в 1976 году американцем сирийского происхождения Мустафой Аккадом. В фильме снимались известные арабские актеры; композитор Жан-Мишель Жарр в качестве саундтрека использовал обработку азана в исполнении известного кари (чтеца Корана) Абдус-Самада Абдуль-Басыта. Фильм в художественной форме повествует о жизни Пророка Мухаммада, мир ему, и основан на достоверных источниках.

Фильм был переведен на русский язык и дублирован в 1988 году, тогда же начал тиражироваться. К сожалению, он широко известен только в «узких кругах», поскольку имеет хождение только среди публики с изначально определенным настроем. В то же время изменить такую тенденцию хотя и не очень дешево, но возможно, особенно в регионах. Так, любое Духовное управление мусульман, любая исламская организация в состоянии устроить показ этого и подобного ему фильмов в городских кинотеатрах или сельских клубах, а некоторые, самые богатые организации могли бы поспособствовать показу фильма по телеканалам — для начала на региональном телевидении, а затем и на федеральных каналах.

Таким образом, вместо криков «Кругом враги Ислама!» российским мусульманам следует в первую очередь критически отнестись к собственной пассивности и безынициативности. Мы далеко не всегда и не везде выполняем то, что должны делать постоянно и повсеместно в мусульманской среде — заниматься популяризацией наших символов, обрядов и обычаев, священных образов Корана, Пророка и сахабов. Ибо сказано Всевышним в Священном Коране: «Аллах не меняет положения людей до тех пор, пока они не изменят самих себя» (сура «Гром», аят 11).

Дамир ХАЙРЕТДИНОВ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.