Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Минбар Ислама №3-4 (245-246) /Март-Апрель 2016/ Исламская социальная мысль — России и миру
14.05.2016

Посыл Мухетдинова от Перми до Брянска: быть лидером в мире и не сдавать позиций своей страны

Ни для кого не секрет, что мусульмане в силу исторических причин (сначала в дореволюционной, потом в советской России) варились в собственном соку и практически не вели живого диалога с обществом по всем волнующим его вопросам. В чем причина такого положения и как ныне, в условиях демократических свобод, реализуется потенциал ислама в развитии нашей страны? Давайте проанализируем два выступления Дамира Мухетдинова, прозвучавшие не в столичных центрах, а в российской глубинке.

Стратегия развития: 5 проблем или 8? Взгляд из Перми, ответ из Вашингтона

Неслучайно столь знаковые и стратегически продуманные речи кандидат политологии, первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов считает важным озвучивать именно в провинции. На VI форуме «Мусульманский мир», который проходит на активно посещаемой и широко известной на всю страну площадке Пермской ярмарки, он выступил с речью «Российское мусульманство: стратегия развития». http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/39020/

Одним из слушателей был известный в кругах русских национальных мыслителей доктор Владислав Краснов, гражданин США, ныне возглавляющий Общество американцев за дружбу с Россией, автор книги «Новая Россия: от коммунизма к национальному возрождению». Он даже счел важным сформулировать свой «Комментарий Владислава Краснова к докладу Дамира Мухетдинова «Российское мусульманство: стратегия развития».
http://dumrf.ru/common/opinions/10573

Забегая вперед, следует отметить, что по сути это пример первой вдумчивой реакции со стороны русско-патриотической интеллигенции, к которой Д. Мухетдинов обращается регулярно, уже не первый год, в том числе, критикуя однобокость понятия «Русского мира» в отрыве от евразийской широты и исламского компонента — но до сих пор не получил никакого отклика. Диагноз Мухетдинова резок и точен: «русская идея так и не доросла до российской и тем более евразийской идеи». Кроме того, упрек обращен и в адрес другой стороны: «отчасти ответственность лежит и на плечах мусульманской интеллигенции, которая не позаботилась о том, чтобы наладить коммуникацию с русской интеллигенцией».

Итак, включаясь в заданное поле диалога, доктор Краснов пишет: «Докладчик наметил пять ключевых проблем, которые стоят перед российским мусульманством: (1) взаимоотношение ислама и этничности, ислама и патрио­тизма; (2) возможность новой школы фикха в нынешнем контексте; (3) место ислама в светском обществе; (4) взаимоотношение ислама с другими традиционными религиями; (5) актуальность русской идеи и классического религиозно-философского наследия для российского мусульманства. Эти темы стали ключевыми для Пермского форума. Докладчик правильно высветил их в начале доклада и потом кратко, но очень энергично и доходчиво, рассказал о каждой. Честь ему и хвала, что успел уложиться в отведенное ему время и никого не заставил скучать».

Доктор Краснов выступил и со встречными дополнениями, обозначив «еще три задачи» в добавок к названным: «Однако поставленные докладчиком пять задач едва ли охватывают весь спектр, необходимый для выработки эффективной стратегии развития. Мне кажется, что спектр надо дополнить такими задачами, как улучшение взаимоотношений российских мусульман с исламом (6) в странах СНГ, (7) на Ближнем Востоке, Африке и в других странах, где мусульмане составляют большинство населения, и (8) с исламом на Западе, включая США, где мусульмане являются меньшинством, как и в России. Это тем более необходимо сделать, коль скоро докладчик призывает российское мусульманство готовиться к роли «лидера мировой уммы».

Напомним, что Мухетдинов здесь исходит из ключевого тезиса Гаспринского: «Вслед за Гаспринским, я полагаю, что в результате реализации правильной стратегии развития, учитывающей масштабные вызовы, российское мусульманство способно в будущем стать лидером мировой уммы».

Формат газеты не позволяет раскрыть детали этого диалога. Но главное, можно отметить, что лед тронулся, и впервые мы слышим конструктивные мысли в ответ на призывы Мухетдинова к соотечественникам, разрабатывающим идеи «Русского мира». Надеемся, впереди широкая дискуссия, полезная и для уммы, и для российского государства.

Брянск: отражая тюркофобию, защищаем единство России
и видим будущее

А вот в дни, когда открывалась первая мечеть в самом западном русском городе, Мухетдинов был вынужден сдерживать новую фобию, вызванную обострением российско-турецких отношений. 11 марта 2016 года в Брянском государственном университете прошла научно-практическая конференция «Русский и Тюркский мир перед лицом глобальных угроз современности». По итогам форума была принята резолюция.

http://www.bragazeta.ru/news/2016/03/11/mir/.

Однако в ней не были учтены некоторые суждения из доклада первого заместителя Председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова, в котором он остановился на понятиях «Русский мир», «Тюркский мир», а также осветил «глобальные угрозы современности», отметив, что подразумевается под этим сегодня.

Потому целесообразно уточнить еще раз, чем именно неверны попытки собравшихся в Брянске превратить временное и трагическое по своему поводу (гибель российского самолета) ухудшение отношений РФ и Турции в нечто «концептуально серьезное», в недопустимое стратегическое обобщение.

Конфликт политический не имеет права стать обвинением и причиной отчуждения ни турецкого народа, ни тюркского мира в целом, ни тем более противопоставлением Русского мира и Тюркского мира. Почему? Это неправда относительно истории нашей страны, где тюркский компонент равнозначен славянскому и иным. Это терминологическое смещение между понятиями национального и языкового. Это недальновидно дипломатически, ведь конфликт рано или поздно кончится, и МИД РФ сформулировал четкие требования, показывающие, как и чем можно его исчерпать.

И все же есть обнадеживающие обстоятельства. Недавно по инициативе национальных объединений на Брянщине создано региональное отделение «Ассамблеи народов России», которое призвано стать площадкой для постоянного диалога между обществом и властью и координатором их совместной дея­тельности. У этой организации большой опыт работы в Москве и во многих других городах. Ее стратегию формулировал и ныне реализует на посту главы Дагестана Рамазан Абдулатипов. Также существенно то, что в создание общей стратегии действий сторонников «Русского мира» и мусульман страны включился доктор Владислав Краснов.

Это первые серьезные сигналы того, что российская умма сможет со временем выйти в лидеры мировой исламской мысли. А это невозможно без крепкого тыла из патриотов России разных идеологических и религиозных убеждений. Повторю простую мысль: только имея за плечами великую единую Россию, мы сможем передавать свой опыт другим странам.

Джаннат Сергей Маркус



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.