Доклад первого заместителя Председателя Совета муфтиев России и зампреда Духовного управления мусульман Российской Федерации по международным делам Рушана-хазрата Аббясова на конференции «Такфиристские течения и отношение к ним исламских ученых» в Исламской Республике Иран.
Хвала Аллаху, который осветил Вселенную своим творением, распространил мир и безопасность посланием Мухаммада (мир ему). Мир и благословение Господину пророков и посланников, его благочестивой семье, благородным сподвижникам и всем последовавшим за ними до Судного дня.
Прежде всего, хочу передать искренние приветствия от имени достопочтенного муфтия шейха Равиля Гайнутдина, Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации, и многомиллионной уммы российских мусульман.
Мусульмане России единодушны в стремлении исламской уммы противостоять представителям ложной и извращенной идеологии, которые несут смерть и разрушение безвинным людям.
Наше участие в конференции подтверждает необходимость достигнуть соглашение по разработке единой шариатско обоснованной стратегии по борьбе с экстремизмом и крайностью, нетерпимостью и враждой.
Следует признать, что некоторые из основополагающих концепций исламской мысли постигло смешение и путаница. Определение их контуров, исправление смыслов является основной нашей задачей на сегодняшний день.
В этом контексте, к сожалению, стоит отметить тот факт, что общий дискурс исламской мысли в мусульманском мире подвержен намеренному и спланированному заражению чуждыми ему компонентами, что имеет под собой цель уничтожение традиционной исламской цивилизации, стремящейся к развитию и созиданию, наукам и просвещению.
В подобной ситуации легко поддаться чувствам, не услышать зов разума и здравого смысла, пойти на поводу громких, но пустых лозунгов. В таких случаях только ученые, обладающие мудростью, проницательностью, дальновидностью и достаточной компетентностью в шариатских науках, способны, трезво оценив ситуацию, дать ей решение.
Только определив чужеродные, неприсущие исламской культуре и цивилизации формы, мы сможем воспрепятствовать их дальнейшему распространению, твердо соблюдая принципы исламского богословия, иджтихада, правил фикха и усуль аль-фикха, имеющих всестороннее признание различных богословских толков. Это есть путь ученых и мудрецов.
Соответствует ли этому пути то, что вытворяют некоторые группы людей, поднимающие знамя ислама, уничтожая людей: и мусульман, и немусульман, арабов и представителей других национальностей и этносов. И все это происходит на земле, на которой никому, ни одной конфессии, ни одному мазхабу, ни какой-либо группе людей не было дано право объявлять или не объявлять войну, оставлять за собой право убивать или оставлять в живых, заключать договоры (аль-ахд) на предоставление безопасности или изъятия такового. Как сказал Пророк (мир ему): «Кто выступит против моей общины, убивая ее праведных и грешных, не заботясь о ее верующих, не соблюдая обещание с теми, кто имеет с ним договор, тот не имеет ко мне никакого отношения, и я не имею отношения к нему» (сахих Муслим).
Что же касается установлений шариата в отношении чужестранцев и путников в тех странах, то вот что говорит Всевышний по этому поводу: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они — люди, которые не знают» (Св. Коран, 9: 6).
Вот что следует из ясных заветов Всевышнего! Он повелевает совершать абсолютно противоположное тому, к чему призывают эти преступники. Повелевает Аллах мусульман быть выше призывов к вражде, злобе и мщению, и наполнять себя и дарить другим милосердие и сострадание. А ведь речь в аяте идет о немусульманах. Каково же тогда положение мусульман, тех людей, которые произнесли свидетельства веры?
Эти аяты являются также указанием на то, что вооруженный джихад не может вестись ради принуждения неверующих к исламу, а ведется для отвращения угрозы вооруженного нападения на мусульман.
Чем менее вероятна подобная угроза, тем менее законным является вооруженный джихад.
И если основной целью джихада являлось бы принуждение неверующих к исламу, то в таком случае в аяте не было бы отдано повеление возвращать немусульманина в безопасное место. Не так ли? На протяжении истории мусульмане честно и добросовестно относились к этому повелению.
Вот поэтому те, кто сеют ужас, смерть и разрушения невинным мусульманам и те, кто заключили с мусульманами договор или находятся под защитой мусульман, должны объявить свое отношение и позицию относительно слов Пророка Аллаха (мир ему), которые мы упоминали ранее: «Кто выступит против моей общины, убивая ее праведных и грешных, не заботясь о ее верующих...», и слов Всевышенго: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище...»
Я думаю, что наши слова для них малоубедительны, и, по всей вероятности, мы не сможем заставить их пересмотреть их отношение к преступлениям, совершаемым под лозунгом джихада. Поэтому для нас, как для ученых ислама, долгом является нижеследующее.
Во-первых, нам необходимо принять ясную четкую позицию относительно этой разрушительной идеологии и по отношению ко всем личностям и течениям, поддерживающим ее во всем исламском мире, без каких-либо уступок и компромисса.
Долгое время многие ученые ислама, выступающие против злодеяний, творимых некоторыми группировками сегодня, поддерживали их, либо закрывали на них глаза еще вчера.
Во-вторых, необходимо провести большую работу по объединению всех органов, обладающих компетенцией в издании богословско-правовых решений в одну инстанцию, в которую войдет большое количество ученых, заслуживающих доверие своими знаниями, отличающихся честностью, набожностью и не представляющих ни чьих политических интересов. Данная инстанция будет обладать исключительным правом вынесения богословских решений. Для этого необходимо приложить усилия с целью упрочения доверия к данной инстанции путем сотрудничества со СМИ.
На сегодняшний день следует констатировать факт отсутствия единства между авторитетными центрами. Более того, наблюдается прогрессирование противоречий между ними по многим богословско-правовым позициям, что дает возможность авторам идеологий, занимающихся обоснованием происходящих преступлений, считать своим правом создания и существования собственного авторитетного центра, имеющего свою особую позицию, оправдывающую идеологическую и поведенческую девиантность.
Я убежден, что если ученые ислама выполнят свою роль и разорвут нити, из которых соткана эта порочная идеология, и тем самым покончат с ней раз и навсегда, то эти злодеяния будут искоренены и изолированы от источника, который подпитывает их жизнедеятельность, и будет обличена невидимая доселе рука кукловода, дергающего за нити сегодняшних процессов.
Иран, 28 января 2016 г.